Поурочные разработки по химии 11 класс
Практическая работа № 1 по теме «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон» - СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ХИМИИ 11 класс - поурочные разработки - разработки уроков - авторские уроки - план-конспект урока - химия
Цели урока: совершенствовать практические умения и навыки в выполнении химического эксперимента, соблюдая правила ОТ и ТБ: научить экспериментально определять заданные пластмассы и ткани, соблюдая правила ОТ и ТБ; работать со спиртовкой, нагревать вещества в открытом пламени, используя ложечку для сжигания веществ, пробирку; научить правильно определять вещества по запаху.
Оборудование: наборы пластмасс и волокон по вариантам, пластмассы на основе: полиэтилена, поливинилхлорида, полистирола, ткани на основе х/б волокна; шерсти, капрона, ацетата.
Ход урока
I. Организационный момент
Перед учащимися поставить основные цели и задачи урока.
Провести:
а) инструктаж по ОТ и ТБ:
б) инструктаж выполнения работы (последовательность, аккуратность);
в) инструктаж оформления работы по каждой пластмассе и каждой ткани, экспериментально определить, на основе какого полимера изготовлено изделие, а затем дать характеристику полимера по плану:
1. Внешний вид изделия.
2. Отношение к нагреванию:
— изменение цвета;
— размягчается;
— плавится;
— появляется запах;
— можно или нет вытянуть нить.
3. Горение:
— цвет пламени;
— горит спокойно или прерывисто;
— коптит или нет;
— горит вне пламени или нет;
— ощущается запах.
4. При разложении:
— как продукты разложения действуют на индикатор;
— как продукт разложения взаимодействует с Вr2; I2.
5. Для тканей принцип оформления тот же, следует только отметить, растирается ли оставшийся после сгорания пепел.
6. Делается вывод: пластмасса, ткань, на основе какого полимера.
Характеристика полимера:
1) Структурная формула; мономер.
2) Реакция синтеза (составить уравнение);.
3) Положительные и отрицательные качества полимера.
4) Области применения.
III. Выполнение практической работы по вариантам
Вариант I |
Вариант II |
1) Определить, на основании каких полимеров выданы пластмассы |
|
набор № 1 |
набор № 1 |
а) изделие на основе полиэтилена б) изделие на основе поливинилхлорида |
а) изделие на основе полистирола б) изделие на основе полиэтилена |
2) Определить волокно, входящее в состав ткани |
|
набор № 2 |
набор № 2 |
а) х/б ткан. б) ткань на основе шерсти |
а) ткань на основе капрона б) ткань на основе ацетата с синтетикой |
В ходе выполнения эксперимента учитель наблюдает правильность соблюдения ОТ и ТБ учащимися в момент определения пластмасс и волокон.
III. Обобщения и выводы по уроку
Значимость выполнения данной работы для вас заключается в следующем:
— приобрели практические навыки в определении полимеров, на основе которых изготовлены пластмассы и ткани;
— научились соблюдать основные правила ОТ и ТБ при сжигании пластмасс, тканей;
— сделали вывод, что экологически опасно сжигать пластмассы, ткани, так как ВМС при нагревании разлагаются на составляющие их соединения, которые дольше горят или в таком же виде остаются в составе воздуха, могут растворяться в воде, почве. Все это сказывается на существовании живых организмов в природе. Может привести к экологическим бедствиям.
IV. Домашнее задание
Повторить § 6—9, тему «Строение вещества». Подготовиться к контрольной работе № 2.