Предисловие

Химия самостоятельная подготовка к ЕГЭ - универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами - 2018 год

Предисловие

Предлагаемое вашему вниманию пособие предназначено для изучения, обобщения и систематизации материала по химии, изучаемого на старшей ступени школы. Работа с пособием позволит также успешно подготовиться к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по химии, который проводится с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ) — стандартизированных заданий, содержание которых в полной мере соответствует действующей нормативной базе школьного химического образования — Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.

Пособие включает:

— учебно-тренировочные материалы по основным разделам курса химии (теория и тренировочные задания);

— примерные варианты ЕГЭ;

— ответы на задания для самостоятельной работы и задания примерных вариантов.

Учебно-тренировочные материалы по основным разделам курса химии представляют собой системное изложение материала о веществах, их составе, строении и свойствах; о химической реакции, сущности и закономерностях протекания реакций различного типа; об использовании веществ и химических превращений, методах познания химических объектов. Включенный в пособие материал является обязательной составляющей (инвариантное ядро) содержания всех действующих программ средней школы по химии для классов, изучающих химию на профильном уровне.

С целью точного определения уровня владения теоретическим материалом в эту же часть включены тренировочные задания для его отработки. К решению некоторых заданий предложены комментарии, которые раскрывают то, какие знания послужили основой для выбора алгоритма их выполнения, а также помогают увидеть возможную логику рассуждений, которая, на наш взгляд, позволяет наиболее обоснованно прийти к правильному ответу. Приведенные в этой части задания отобраны таким образом, чтобы отразить все многообразие их форм, используемых в вариантах ЕГЭ, и показать основные подходы к решению наиболее типичных из них. Несмотря на наличие комментариев, рекомендуем начинать решение таких заданий с продумывания правильного решения без опоры на предложенные рекомендации, а уже затем переходить к определению правильности/неправильности выбранного пути.

Проверить готовность выполнять задания самостоятельно помогут задания для самостоятельной работы. При решении этой группы заданий целесообразно обращать внимание на те из них, которые вызвали наибольшие сложности или не были решены. В этом случае необходимо вернуться к теоретическому материалу и/или проанализировать аналогичные задания с комментариями.

Материал первой части распределен по четырем содержательным блокам, которые составляют основу для разработки заданий КИМ ЕГЭ: “Теоретические основы химии”, “Неорганическая химия”, “Органическая химия”, “Методы познания в химии”.

Для удобства работы и понимания того, какой теоретический материал включен в раздел, в начале каждого из них размещена таблица с перечнем элементов содержания, усвоение которых проверяется заданиями экзаменационной работы ЕГЭ.

Вместе с тем следует заметить, что при подготовке к экзамену важно обращать внимание не только на содержание изучаемого материала, но также и на те умения, которыми необходимо владеть для выполнения заданий ЕГЭ. Приведем перечень этих умений:

характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; состав, строение, свойства и применение веществ; факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции и состояния химического равновесия;

объяснять закономерности в изменении свойств веществ, сущности химических реакций;

составлять схемы строения атомов химических элементов, формулы (молекулярные и структурные) веществ, уравнения химических реакций и др.;

проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, распознавания важнейших веществ, безопасной работы с веществами и др.

Примерные варианты построены по тем же принципам, что и контрольные измерительные материалы ЕГЭ. Возможные различия, предложенных в пособии вариантов, с вариантами ЕГЭ нового учебного года, не должны вас огорчать, так как охват химического материала, типология заданий и уровень их сложности в полной мере соответствуют предложенным вариантам ЕГЭ по химии.

Работу с вариантами целесообразно начинать на завершающем этапе подготовки к экзамену. Решая каждый вариант, необходимо обращать внимание на то, сколько времени занимает выполнение заданий по тому или иному разделу, а также выполнение варианта с начала и до конца. Такой контроль позволяет правильно распределить время, продумать порядок выполнения заданий. Так, например, некоторые из выпускников начинают выполнение заданий экзаменационного варианта со второй части, аргументируя это тем, что они самостоятельно записывают полные решения, что способствует быстрому погружению в химическое содержание. Кроме того, выполненная (частично или полностью) более сложная вторая часть варианта позволяет понять реальность получения высоких баллов на экзамене.

Проконтролировать правильность выполнения тренировочных заданий и заданий тренировочных вариантов, а следовательно, и результативность подготовки помогут ответы на задания для самостоятельной работы и задания примерных вариантов.

Проверка правильности выполнения заданий не должна превращаться в формальную сверку ответов. При обнаружении неверного ответа, необходимо проанализировать причину ошибочности выбранного ответа и изучить содержательную основу верного ответа.

Особое внимание следует обратить на содержание и критерии оценивания заданий с развернутым ответом. При работе с ними очень важно не просто сверить правильность / неправильность вашего и предложенного в пособии решения, а разобраться в том, содержит ли ваше решение все элементы, предусмотренные условием задания. Имеет смысл также оценить оптимальность выбранного вами пути решения задания.

Необходимо еще раз заметить, что, как уже отмечалось в начале предисловия, пособие ориентировано на повторение, систематизацию и обобщение изученного материала. Это означает, что в случае недостаточно высокого первоначального уровня подготовки по химии вам целесообразно воспользоваться учебником (для профильных классов школы или поступающих в вузы), в котором теоретический материал изложен более детально и даются подробные объяснения первоначальным химическим понятиям.

Надеемся, что включенные в пособие материалы окажут вам помощь в эффективной подготовке к ЕГЭ по химии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]