Химия - Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - 2018 год
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Между основными классами неорганических соединений — простыми веществами, оксидами, кислотами, основаниями и солями — существует генетическая связь, под которой подразумевается возможность их взаимного перехода.
Предположим, что из простого вещества необходимо получить соль — сульфат лития. Простым веществом может быть как литий, так и сера. Покажем это.
Металлический литий, взаимодействуя с кислородом, образует оксид, который под действием воды даёт гидроксид. Взаимодействие гидроксида лития с серной кислотой приводит к образованию соли — сульфата лития. Эти превращения отражены следующими химическими уравнениями:
Эту же соль можно получить, исходя и из серы:
Таким образом, один и тот же продукт может быть получен различными путями.
Возможен и обратный переход — от солей к другим классам неорганических соединений. Так, исходя из сульфата меди(II), можно получить гидроксид меди(II), который при нагревании легко превращается в оксид меди(II). Последний при нагревании в атмосфере водорода или при прокаливании с углём превращается в металлическую медь:
Итак, подобная связь между отдельными классами соединений, основанная на получении веществ одного класса из веществ другого класса, называется генетической.
Генетическую связь можно представить следующей упрощённой схемой:
Обратите внимание, что стрелки на схеме направлены в обе стороны. Это, например, означает, что не только можно получить соль взаимодействием основания и кислоты, но и выделить из этой соли кислоту или основание:
Или, если при взаимодействии металла и неметалла получается соль, то в определённых условиях из неё вновь можно выделить исходные простые вещества, например:
Следует иметь в виду, что довольно часто получение веществ в химии осуществляется не прямым, а косвенным методом. Так из кислотного оксида SiO2 нельзя взаимодействием с водой получить соответствующую ему кислоту:
В этом случае сначала получают соль, а затем вытесняют из этой соли кислоту действием более сильной кислоты:
Или при получении гидроксида меди(II) из оксида нельзя использовать взаимодействие СuО с водой (эти вещества не взаимодействуют),
в этом случае необходимо осуществить реакции:
Знание генетической связи между различными классами неорганических соединений позволяет выбирать удобные методы синтеза необходимых веществ из доступных реагентов.
Задания
Часть 1
К каждому из заданий части 1 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
1. В схеме превращений
веществом “Х2” является
1) FeO
2) Fe(OH)3
3) Fe2O3
4) Fe(OH)2
2. В схеме превращений
веществом “X” является
1) FeSO4
2) FePO4
3) FeO
4) Fe(OH)3
3. В схеме превращений
веществом “Х2” является
1) СаО .
2) Са(ОН)2.
3) Са(НСO3)2
4) СаН2
4. В схеме превращений
веществом “Х2” является
1) СаСО3 .
2) СаСl2 .
3) СаО
4) Са(ОН)2
5. В схеме превращений
веществом “Х” является
1) Zn3(PO4)2.
2) ZnS
3) ZnCl2 .
4) ZnCO3
6. В схеме превращений
веществом “X” является
1) СuО .
2) С.
3) СuН2 .
4) СuСl2
7. В схеме превращений
веществом “Х2” является
1) FeCl3 .
2) FeCl2 .
3) Fe2O3 .
4) FeO
8. В схеме превращений
веществами “Х1” и “Х2” могут быть соответственно
1) K2SO4 и КОН
2) NaCl и НСl
3) Na2SO4 и H2SO4.
4) НСl и NaOH
9. В схеме превращений
веществом “X” является
1) BaSO4 .
2) H2SO4 .
3) S
4) H2S
10. В схеме превращений
веществом “X” является
1) Са3Р2
2) РСl3
3) Р2O5
4) Н3РO3
Часть 2
Дайте полный развёрнутый ответ на задания части 2.
11. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
12. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
13. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
14. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
15. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
16. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
алюминий → гидроксид алюминия → X → алюминат натрия
Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
17. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
медь → нитрат меди(II) → X → оксид меди(II)
Для второго превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
18. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
FeS2 → X → сернистая кислота → сульфит кальция
Для последнего превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
19. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
азотная кислота → оксид азота(II) → X → азотная кислота
Для первого превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.
20. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
оксид азота(IV) → X → нитрат аммония → аммиак
Для второго превращения запишите уравнение реакции в сокращённом ионном виде.