Химия - Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - 2018 год
ИНФОРМАЦИЯ О ДВУХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МОДЕЛЯХ ОГЭ ПО ХИМИИ
С 2014 г. на выбор органов управления образованием субъектов РФ предложены две модели экзаменационной работы по химии, принципиальное различие которых заключается только в способах предъявления практикоориентированных заданий высокого уровня сложности:
— модель 1 без изменений повторяет экзаменационные модели предыдущих лет;
— модель 2 предусматривает выполнение реального химического эксперимента.
Представление об особенностях построения этих моделей экзаменационной работы и формах предъявления заданий дают Спецификация и Демонстрационные варианты № 1 и № 2 контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ (приведены на сайте ФИПИ).
Инструкция по выполнению экспериментального задания
1. Вы приступаете к выполнению эксперимента.
Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у дежурного-организатора в аудитории.
2. Прочтите ещё раз текст к заданиям 22 и 23 и убедитесь, что на выданном лотке находится пять перечисленных в условии задания реактивов.
3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и определите способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.
• В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7—10 капель реактива.
• Пипетка в ёмкости с жидкостью отсутствует.
В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказывалась сверху (“этикетку — в ладонь!”). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём перелитого раствора должен составлять 1-2 мл (1-2 см).
• Для проведения опыта требуется порошкообразное вещество (сыпучее вещество). Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
4. При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
5. Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
6. При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.
7. Для определения запаха вещества взмахом руки над горлышком сосуда с веществом направляют пары этого вещества на себя.
8. Для проведения нагревания пробирки с реактивами на пламени спиртовки необходимо:
• снять колпачок спиртовки и поднести зажжённую спичку к её фитилю;
• закрепить пробирку в пламени спиртовки и передвигать её в пламени вверх и вниз так, чтобы пробирка с жидкостью равномерно прогрелась;
• далее следует нагревать только ту часть пробирки, где находятся вещества, при этом пробирку удерживать в слегка наклонном положении;
• открытый конец пробирки следует отводить от себя и других лиц;
• после нагревания жидкости пробиркодержатель с пробиркой поместить в штатив для пробирок;
• фитиль спиртовки закрыть колпачком.
9. Если реактивы попали на рабочий стол, их удаляют с поверхности стола с помощью салфетки.
10. Если реактив попал на кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к эксперту-экзаменатору.
11. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит эксперта-экзаменатора для оценивания проводимого Вами эксперимента.
12. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций.
Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.
13. Вы завершили эксперимент. Подробно опишите наблюдаемые изменения, которые происходили с веществами в каждой из двух проведённых Вами реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.
Образцы экспериментальных заданий
Модель 1. Требуется получить гидроксид железа(II) в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые вам предложены.
Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращённое ионное уравнение.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Составлена схема превращений, в результате которой можно получить гидроксид железа(II): Составлены уравнения двух проведенных реакций: |
|
Составлено сокращенное ионное уравнение второй реакции: |
|
Критерии оценивания |
Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы |
4 |
Правильно записаны три элемента ответа |
3 |
Правильно записан два элемента ответа |
2 |
Правильно записан один элемент ответа |
1 |
Все элементы ответа записаны неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
Модель 2. Требуется получить гидроксид железа(II) в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые вам предложены.
Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращённое ионное уравнение.
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.
Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведенных реакций.
Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Проведены реакции в соответствии с составленной схемой, и описаны изменения, происходящие с веществами в ходе проведения реакции: 1) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди и изменение цвета раствора (исчезновение голубой окраски раствора); 2) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка; 3) сформулирован вывод о свойствах веществ и классификационных признаках проведенных реакций: в основе проведённого эксперимента лежит окислительно-восстановительная реакция замещения катиона менее активного металла (Сu2+) более активным металлом (железом), а также реакция ионного обмена между солью и щелочью, протекающая за счёт выпадения осадка |
|
Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы |
3 |
Правильно записаны два первых элемента ответа |
2 |
Правильно записан один элемент ответа |
1 |
Все элементы ответа записаны неверно |
0 |
Оценка техники выполнения химического эксперимента: • соблюдение общепринятых правил при отборе нужного количества реактива; • соблюдение правил безопасного обращения с веществами и оборудованием при проведении химических реакций |
|
При проведении эксперимента полностью соблюдались все правила отбора реактивов и проведения химических реакций |
2 |
При проведении эксперимента были нарушены требования правил отбора реактивов или проведения химических реакций |
1 |
При проведении эксперимента были нарушены правила отбора реактивов и проведения химических реакций |
0 |