Английский язык - Книга для учителя с поурочным планированием и ключами 6 класс
Из каких компонентов состоит УМК
Новый учебно-методический комплект “Enjoy English” (6 класс) включает: учебник, книгу для учителя, рабочие тетради, аудиоприложение (CD MP3), электронные учебные материалы (обучающую компьютерную программу “Enjoy English-6” и электронную версию учебника).
Учебник состоит из четырех разделов (Units 1-4). Общее количество занятий (105) соответствует учебной нагрузке по иностранному языку, предусмотренной ФГОС (3 часа в неделю). Разделы (Units) соотнесены с учебными четвертями и, соответственно, рассчитаны на разное количество занятий.
В каждой четверти предусматриваются два резервных урока.
Формулировки названий разделов (Units) в учебнике представлены в коммуникативном ключе и отражают коммуникативные задачи разделов:
Unit 1. Launching the International Explorers’ Club
Unit 2. Spending time together
Unit 3. Learning more about the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
Unit 4. Talking about an adventure holiday
Для удобства разделы учебника разбиты на несколько секций (Sections). Секции не соотносятся с отдельными занятиями, то есть на материале одного подраздела можно провести 2-3 урока. Деление на секции обусловлено их смысловой самостоятельностью, например, Unit 4. Talking about an adventure holiday. Section 1. Would you like to feel the spirit of adventure? Section 2. Talking about the great explorers of the world. Section 3. What popular sports in Britain and Russia do you know? Section 4. Exploring the water world’s adventure. Section 5. Welcome to festivals and holidays in Great Britain and Russia. Section 6. Reading for pleasure. Project «Visit our school’s website “Welcome to Russia!”».
Все разделы учебника имеет примерно одинаковую структуру, которая предусматривает наличие следующих компонентов:
- темы, ситуации для устной коммуникации, представляющие интерес для учащихся 11- 12 лет и учитывающие их потребности и языковые возможности, располагающие к общению;
- несколько аутентичных текстов для чтения различных по жанру (отрывки из художественных произведений, рассказы, информационные сообщения, научно-популярные тексты, тексты-диалоги (учебные, этикетные, бытовые), личные письма, электронные письма, странички интернет-форума, биографические данные, странички из дневника, инструкции, дефиниции, отрывки из рекламных буклетов и путеводителей, кулинарные рецепты, объявления, дорожные указатели, плакаты, страноведческие сведения, исторические заметки, расписания, географические карты, лимерики, анкеты, интервью, вопросники, стихотворения, пословицы и др.). Тексты используются для обучения учащихся чтению с полным пониманием и пониманием основного содержания;
- предтекстовые задания, которые ориентируют школьников на определенную стратегию чтения (с полным пониманием, с пониманием основного содержания текста, с извлечением запрашиваемой информации);
- послетекстовые задания, которые нацелены на контроль понимания прочитанного, формирование лексико-грамматических навыков, коммуникативных умений и навыков в устной и письменной речи с опорой на текст или в связи с ним;
- серия упражнений речеподготовительного и речевого характера, обучающих устной речи в ее разных формах (диалогической и монологической), а также письменной речи в различных жанрах (личное письмо, анкета);
- аудитивные задания, контроль выполнения которых производится с помощью специальных упражнений учебника;
- серия лексических и грамматических упражнений, нацеленных на формирование и развитие языковых навыков шестиклассников.
Все формулировки заданий / упражнений учебника и рабочей тетради формулируются так, чтобы школьнику была ясна как решаемая коммуникативная /учебная задача и способ ее достижения:
- секция “Reading for pleasure”, которая предназначена для самостоятельного чтения дома; дается в конце каждой четверти, рассчитана на 1-3 урока. Секция содержит тексты для чтения и задания к ним (выполняются в рабочей тетради);
- секция “Homework”, которая содержит по одному письменному заданию к каждому уроку; письменные задания выполняются дома;
- секция “Progress check”, которая содержит задания на контроль сформированных коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, аудировании и письменной речи. Задания построены на материале раздела и позволяют учащимся оценить свои достижения в овладении английским языком. После двух-трех секций предусмотрен “Test yourself”, содержащий задания для проверки лексико-грамматических навыков и рассчитанный на один урок (выполняется в рабочей тетради);
- список новых лексических единиц и речевых клише, предназначенных для обязательного двустороннего овладения учащимися в процессе изучения раздела учебника (“Key vocabulary”);
- на заключительных уроках каждой четверти учащимся предлагается выполнить совместную работу “Project”. Технология выполнения каждого проекта подробно описана в рабочей тетради.
В каждый раздел учебника входит ряд рубрик, упомянутых выше.
Рубрика “Pronunciation Focus” позволяет продолжать систематически работать над произносительной стороной речи (соотношение буквы и звука, правила чтения дифтонгов и трифтонгов и т. д.).
Рубрика “Word Focus” предназначена для фиксации внимания школьников на таких явлениях, как правила словообразования в английском языке, оттенки в значении английских слов и словосочетаний, многозначность слов английского языка, слова, которые могут быть неверно поняты из-за сходства их звучания со словами в родном или английском языке и т. д.
Рубрика “Look and Learn!” служит для предъявления новой лексики из текстов для чтения. Новые слова выделяются и выносятся в рубрику с транскрипцией и переводом. Затем данная лексика отрабатывается в ходе выполнения различных тренировочных и речевых упражнений.
Через рубрику “Grammar Focus”, как и через грамматический справочник, реализуется принцип сознательного обучения грамматике, формируется ориентировочная основа грамматического действия (в том числе и с опорой на родной язык). Кроме того, в данной рубрике регулярно обобщается и систематизируется ранее изученный грамматический материал.
Кроме этого, учебник содержит несколько приложений: грамматический справочник (Grammar reference), список неправильных глаголов (List of irregular verbs), памятки для развития универсальных учебных действий (Learning strategies), социокультурный словарь (Cultural guide), список личных имен (List of personal names), список географических названий (List of geographical names) и англо-русский словарь (Vocabulary).
Таким образом, учебник содержит обширный аппарат ориентировки, позволяющий школьнику самостоятельно работать с учебником. Помимо четкости структуры и наличия приложений, к средствам ориентировки можно отнести условные обозначения, которыми промаркированы упражнения (аудитивные задания, работа в группах / парах, задания повышенной сложности). Все это, как и регулярное обращение к Интернету в процессе выполнения отдельных заданий, способствует развитию метапредметных умений учащихся.
Книга для учителя раскрывает цели и принципы построения курса “Enjoy English”; содержит информацию о компонентах УМК, рекомендации по обучению коммуникативным умениям и языковым навыкам. Важной частью книги для учителя являются разные типы планирования: а) в виде перечня тем для устного и письменного общения с указанием количества часов, выделяемых на каждую тему; б) в виде таблицы с тематическим планированием, в котором даны решаемые в данном разделе задачи коммуникативного и метапредметного характера; в) в виде таблицы с поурочным распределением материала, которая содержит:
• решаемые на уроке коммуникативные / учебные задачи;
• номера упражнений учебника и рабочей тетради, которые наделены на решение названных задач;
• грамматический материал урока;
• лексический материал (в обобщенном виде);
• номер домашнего упражнения из Homework.
Кроме того, в книге для учителя содержатся следующие приложения:
- тексты для аудирования, включая тексты из Progress check;
- ключи к упражнениям учебника, включая Progress check;
- ключи к упражнениям рабочей тетради № 1, включая Test yourself.
Рабочая тетрадь № 1 содержит значительное количество письменных заданий различной трудности и разного характера (тренировочные, творческие, занимательные), что позволяет учителю реализовать дифференцированный подход к учащимся в процессе изучения иностранного языка. Рабочая тетрадь, как и учебник, состоит из четырех разделов (Units), Для удобства работы каждый раздел разбит на подразделы (Sections). Каждый подраздел (Section) содержит упражнения (орфографические, лексические, грамматические), предназначенные для индивидуальной работы в классе и дома. Упражнения дифференцированы по трудности. Задания повышенной трудности, обозначенные звездочкой, которые учитель может по своему усмотрению рекомендовать выполнить ученику.
В тетради даны проверочные орфографические, фонетические и лексико-грамматические задания Test yourself, которые позволяют учителю и самим школьникам оценить, как усвоен пройденный языковой материал.
В рабочей тетради во всех заданиях предусмотрены образцы их выполнения. Рабочая тетрадь включает также секцию “Reading for pleasure”, которая содержит тексты для самостоятельного / домашнего чтения и задания к ним: упражнения на проверку понимания прочитанного, на развитие устной и письменной речи в связи с прочитанным.
В рабочей тетради также представлены подробные инструкции по выполнению проектных заданий (Project).
Аудиоприложение. На диске записаны задания и тексты как для обучения детей произносительной стороне речи, так и для развития аудитивных умений и навыков. Тексты записаны в профессиональной студии звукозаписи в Великобритании (Лондон) английскими актерами (в том числе детьми, ровесникам российских школьников).
Аудитивные тексты и ключи к ним даны в приложении книги для учителя.
Электронные учебные пособия (обучающие компьютерные программы) позволяют создать информационно-образовательную среду и повысить эффективность обучения английскому языку. Все электронные учебные пособия являются мультимедийными и предполагают организацию работы и в классе, и дома. Структура и содержание электронных пособий соответствуют авторской концепции учебника и его структуре.
Каждое электронное пособие содержит подробные рекомендации по его использованию как учеником, так и учителем.
В основе концепции обучающей компьютерной программы (ОКП) лежит личностно-ориентированный подход, направленный на формирование у школьников позитивного отношения к процессу обучения и развития мотивации к дальнейшему овладению английским языком. ОКП помогает разнообразить виды деятельности ученика и удерживать его внимание к изучаемой теме необходимое количество времени. Любое задание можно выполнять неограниченное количество раз в зависимости от индивидуальных потребностей и способностей школьника.
Урок в компьютерном классе, где каждый ученик работает в наушниках за персональным компьютером, требует от учителя особой организации. Поэтому ОКП снабжена методическими рекомендациями для учителя, который ведет урок с применением мультимедиапроектора или интерактивной доски. Большим плюсом таких уроков является то, что ученики работают в удобном для них темпе. Контроль правильности выполнения задания осуществляет программа. Учителю достаточно удерживать в зоне своего внимания экраны персональных компьютеров всех учеников.
Наибольший учебно-воспитательный эффект достигается при комплексном использовании всех перечисленных средств обучения.