ВВЕДЕНИЕ

Английский язык Единый государственный экзамен - комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем пособии представлена система подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку, которая может быть эффективно использована как учителями в работе с классом, так и самими старшеклассниками для самоподготовки.

Пособие включает подробные методические рекомендации по выполнению всех заданий письменной и устной части; тренировочные задания; 6 примерных вариантов КИМ; ответы к тренировочным заданиям и примерным вариантам, а также приложение с аудиотекстами к заданиям по аудированию, критерии оценивания заданий с развернутым ответом и дополнительные схемы оценивания к этим заданиям.

Примерные варианты КИМ ЕГЭ по содержанию и структуре полностью соответствуют демонстрационным вариантам письменной и устной части КИМ ЕГЭ 2017 г. Следует отметить, что содержательных изменений в КИМ ЕГЭ 2017 г. по сравнению с КИМ ЕГЭ 2016 г. нет, но есть уточнения в формулировке задания 3 устной части.

В целом, КИМ ЕГЭ по английскому языку нацелен на объективное установление уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемого, т.е. контроль его умений и навыков в разных видах речевой деятельности, его владение разными стратегиями аудирования и чтения, навыками оперирования грамматическими формами и лексическими единицами в коммуникативно-значимом контексте.

Хочется подчеркнуть, что если учащийся прилежно занимался английским языком все годы обучения в школе, выполнял домашние задания и тренировочные упражнения, работал со словарями, пополнял свой лексический запас, читал тексты на английском языке (адаптированные книжки, страницы в Интернете и т.д.), то ему будет легче подготовиться к экзамену. Если абитуриент только сейчас понял, что английский язык нужен для дальнейшей учебы и работы, то будет труднее нагнать упущенное, потребуется больше времени и усилий, но это тоже выполнимая задача.

Данное пособие может быть эффективно использовано как учителями для работы в классе и домашних заданий, так и самими школьниками для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Для начала рекомендуется провести пробный экзамен: школьнику - сесть за письменный стол на 180 минут и выполнить полностью один экзаменационный вариант, не заглядывая в ключи, не пользуясь словарями и не обращаясь к помощи Интернета. Потом сверить свои ответы с ключами и разобраться в ошибках. Будет определенная сложность в самопроверке заданий 39-40, но если вы критически отнесетесь к своему письменному творчеству и оцените его на основе критериев и дополнительных схем оценивания, то все-таки получите представление о возможных баллах. Учителю рекомендуется дать учащимся такое же домашнее задание и затем на уроке подробно проанализировать трудности и ошибки. Подобный пробный экзамен поможет выявить индивидуальные пробелы и типичные ошибки и покажет, на что надо обратить внимание в первую очередь.

В рамках Введения уместно отметить некоторые особенности выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку. Прежде всего, подчеркнем, что невозможно сформировать устойчивые умения аудирования и чтения без обучения разным стратегиям восприятия устного и письменного текста. В школах до сих уделяется недостаточное внимание чтению с пониманием основного содержания и чтению с пониманием запрашиваемой информации. Учителя старой школы недооценивают эти рецептивные стратегии, не развивают языковую догадку, не учат школьников игнорировать незнакомые слова и уделяют основное внимания чтению с полным пониманием текста, которое базируется на проработке текста с двуязычным словарем.

Если перед в задании ставится задача понимания основного содержания прослушанного или прочитанного текста (задание 1 раздела “Аудирование” и задание 10 раздела “Чтение”), надо научиться выделять ключевые слова и не обращать внимания на те, от которых не зависит понимание основного содержания. При этом следует помнить, что в звучащем или письменном тексте основная мысль, как правило, выражена словами, синонимичными тем, которые использованы в экзаменационном вопросе.

Задание 11 раздела “Чтение” - это задание на понимание структурно-смысловых связей в тексте. Предполагается, что экзаменуемые на основе понимания содержания текста могут восстановить пропуски в нем, исходя из грамматической структуры и значения предложенных вариантов вставок. Выполняя это задание, следует помнить, что среди вариантов будут такие, которые могут соответствовать пропуску по структуре, различаясь по значению, либо быть сходными по значению, но различаться по структуре. Поэтому для правильного выполнения задания важно учитывать оба фактора: смысловой и структурный.

Задания КИМ ЕГЭ по грамматике и лексике проверяют навыки использования языковых единиц (грамматических форм и лексических единиц) в коммуникативном контексте. Для их успешного выполнения необходима практика работы со связным текстом: его анализ, т.е. понимание, почему именно эти формы и слова употреблены в данном контексте, какую функцию они выполняют, какой смысл несут. Поэтому важно не просто тренировать применение грамматических правил к отдельным предложениям, а работать со связными текстами.

Задания раздела “Письмо” являются интегративными заданиями, поскольку в них проверяются и умения создания письменных текстов, и социокультурные умения, и языковые навыки. Эти задания выполняются тем успешней, чем более развита не только иноязычная коммуникативная компетенция, но коммуникативная компетенция в родном русском языке.

При подготовке к ЕГЭ учащимся полезно изучить общие критерии оценивания и дополнительные схемы оценивания конкретных заданий, предлагаемых в данном пособии (они также представлены). Это поможет вам лучше понять, что требуется при выполнении заданий 39 и 40.

Особенностью оценивания заданий 39 - 40 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию “Решение коммуникативной задачи” все задание оценивается в 0 баллов. Другими словами, если вы написали хороший текст без ошибок, но по содержанию он не отвечает поставленной коммуникативной задаче, этот текст оценивается в 0 баллов, ваши лексические и грамматические знания и навыки даже не оцениваются. Такой подход вполне соответствует общей направленности экзамена на оценку иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. умения общаться на иностранном языке.

При оценивании заданий раздела “Письмо” учитывается такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Указание требуемого объема для письменной работы - общее правило в методике контроля владения иностранным языком, широко применяемое в национальных и международных экзаменах.

В ЕГЭ по иностранным языкам требуемый объем для личного письма в задании 39 - 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания в задании 40 - 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании 39 менее 90 слов или в задании 40 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т. е. если в выполненном задании 39 более 154 слов или в задании 40 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания 39 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания 40 - 250 слов, и оценивается только эта часть работы.

Требование к учащимся соблюдать заданный объем не является чисто формальным, оно прямо связано с содержанием письменного высказывания и в конечном итоге с выполнением коммуникативной задачи. Апробационные исследования, анализ выполненных учащимися работ показали, что при объеме личного письма менее 90 слов, письменного высказывания - менее 180 слов коммуникативная задача не может быть выполнена. Недостаточный объем письменной работы - это показатель низкого уровня владения языком, ограниченности лексического запаса и несформированности языковых навыков.

Превышение объема, с другой стороны, показывает неумение учащегося вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу, отобрать действительно важный для ее выполнения содержательный материал и четко сформулировать свои мысли. Часто превышение объема работы вызвано тем, что экзаменуемый старается вставить в свою работу выученные наизусть отрывки из пресловутых “топиков”, что ведет к уходу от темы, а иногда - к ее полной подмене.

Требуемый объем выполнения заданий 39 - 40 установлен, таким образом, на основе исследований и апробаций и соответствует современным подходам к оцениванию уровня владения иностранным языком. В инструкции к заданию указываются границы: 100-140 слов для личного письма, 200-250 слов для письменного высказывания, на которые должен ориентироваться экзаменуемый. При этом делается скидка на психологическое состояние экзаменуемых, возможные ошибки подсчета слов и т.п., и допускается десятипроцентное отклонение от указанного объема. Обратите внимание на большой допустимый разброс в объеме, который позволяет экзаменуемому не высчитывать каждое слово, а просто держаться в предложенных (широких!) рамках. При подготовке к ЕГЭ надо подсчитать, сколько слов в среднем получается у вас в строке и таким образом ориентироваться по объему на экзамене.

При оценивании задания 40 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию “Решение коммуникативной задачи”, и, соответственно, все задание оценивается в 0 баллов. Иногда приходится слышать такой вопрос: “А что плохого, если ученик выучил текст наизусть и его воспроизвел на экзамене?”. Все дело в том, что это задание проверяет не возможности вашей памяти, навыки зазубривания наизусть, а умения создать свой письменный текст, выразить свое мнение, привести свои аргументы и рассуждения. Поэтому хочется предостеречь всех от опасности полного или частичного воспроизведения опубликованного текста (см. “Порядок определения процента текстуальных совпадений в задании 40”).

Следует отметить большую роль правильного заполнения бланков ответов. Выполняя задания, экзаменуемый должен переносить свои ответы на задания 1 - 38 на бланк ответов №1, а ответы на задания 39М0 (это личное письмо и развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения “Мое мнение”) - на бланк ответов №2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. Ответы на задания 1 - 38 на бланке №1 проверяет компьютер, поэтому важно писать цифры и буквы разборчиво, строго следуя образцу их написания, который дается на самом бланке. Выполняя задания, вы можете делать любые записи и пометы в самих заданиях, но категорически запрещается делать какие-либо пометы, знаки, рисунки на бланках ответах. Это может расцениваться как попытка нарушить анонимность проверки, раскрыть свое имя, что строго наказывается, вплоть до аннулирования результатов ЕГЭ.

По той же причине в задании 39 личное письмо нельзя подписывать своим полным именем и фамилией. Это не только противоречит правилам оформления личного письма (согласно им, личное письмо подписывается только именем, без фамилии), но и также может считаться дешифровкой экзаменационной работы.

Задания рекомендуется выполнять в том порядке, в котором они даны. Закончив выполнение заданий каждого раздела, надо перенести ответы в бланк ответов. Не надо откладывать перенос ответов в бланк “на потом” - вам может не хватить времени, вы будете торопиться и сделаете лишние ошибки. Обратите внимание, что в КИМе в конце каждого раздела есть указание перенести ответы в соответствующий бланк ответов, но, к сожалению, многие экзаменуемые невнимательно читают инструкции и не следуют им.

Особенно важно правильно рассчитать время и успеть написать (или перенести с черновика) на бланк ответов №2 задания 39 и 40 раздела “Письмо”. Черновые пометки можно делать прямо на листе с заданиями, или можно использовать отдельный черновик. Но помните, что любые черновые пометки (черновик) не проверяются и не оцениваются. Оценке подлежит только вариант ответа, занесённый в бланк ответов № 2.

К сожалению, у части выпускников возникают проблемы при записи ответов на бланке №1. Изучите бланк до экзамена, в процессе подготовки, потренируйтесь в его заполнении. В 2015 г. была введена новая форма бланка ответов № 1 со сплошной нумерацией заданий, более удобная для заполнения. В бланк надо перенести абсолютно все ответы. Лучше делать это сразу после выполнения заданий каждого раздела. Если ответов нет в бланке, задание считается невыполненным и то, что ответ есть в самом КИМе (который выполняет роль черновика), не имеет значения, на обработку результатов идут только бланки ответов.

Определенную трудность для части учащихся при заполнении бланка ответов №1 представляет написание ответов, состоящих из нескольких слов, в заданиях 19-25 на контроль грамматических навыков без пробелов. Например, глагольные формы hasnotdone и hasbeendoing заносятся в бланк ответов без пробелов между словами: hasnotdoneи hasbeendoing. Ясное указание на этот счет дано в самом КИМе в инструкциях к соответствующим заданиям. Делается это потому что, число клеточек для ответов ограничено, отдельных бланков для иностранных языков нет, есть единая компьютерная программа обработки результатов. В последние годы удалось организовать процесс проверки так, что и ответы, написанные без пробелов (как требуется), и ответы, написанные с пробелами, засчитываются в качестве правильных. Но у конкретного участника экзамена в конкретном задании может возникнуть проблема, когда для записи особо длинной формы не хватит клеточек из-за того, что она написана с пробелами. Именно поэтому лучше строго следовать инструкциям.

Будьте также осторожны с артиклями перед превосходной степенью прилагательных. В тексте уже будет стоять определенный артикль (причем он может стоять в некотором отдалении - перед однородным членом), этот артикль не надо переносить в бланк ответов, т.е. в бланк надо занести mostimportant или largest и т.п., а не themostimportant или thelargest. Если вы занесете в бланк ответов форму превосходной степени с артиклем (themostimportant или thelargest), это будет считается неверным ответом и вы потеряете балл.

Бланк ответов №1 содержит специальное поле “Замена ошибочных ответов”. Повторим, что при заполнении бланков надо пользоваться ручками с яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. Ответы, записанные обычной шариковой ручкой могут плохо распознаваться при сканировании, и ухудшат общий результат работы.

Задания 39 (личное письмо) и 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения) выполняются на бланке №2. Здесь тоже надо стараться писать аккуратно и разборчиво. Если экзаменуемый заметил у себя ошибку, следует аккуратно зачеркнуть неправильное и сверху надписать правильный вариант. Следует помнить о делении текста на абзацы, которые могут быть оформлены разными способами: отступ от левого края (“красная строка”) или дополнительный пробел (пустая строка) между абзацами с ровным левым краем или одновременно: и дополнительный пробел между строками и ^отступ по левому краю. Важно, чтобы это деление на абзацы легко воспринималось визуально. Правильное выполнение заданий и правильное заполнение бланков ответов обеспечит экзаменуемому высокие баллы.

Хочется верить, что данное пособие будет полезно как выпускникам и абитуриентам, желающим получить полное представление о содержании экзамена и всех типах заданий, входящих в состав КИМ ЕГЭ по английскому языку, так и учителям, которые смогут использовать тренировочные задания и примерные варианты для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ, а также для организации различных форм текущего и обобщающего контроля.

Желаем успеха!






Для любых предложений по сайту: [email protected]