ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Английский язык Единый государственный экзамен - комплекс материалов для подготовки учащихся - 2018

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Задания на контроль грамматических навыков

• Задания на контроль грамматических навыков раздела “Лексика и грамматика” ЕГЭ по английскому языку являются заданиями базового уровня, основанными на связном тексте (или двух небольших текстах) повествовательного или научно-популярного характера. Тип задания - с кратким ответом. Учащемуся необходимо заполнить пропуски в тексте, преобразовывая слова, напечатанные на полях заглавными буквами так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию.

• Первая трудность, с которой сталкиваются учителя, состоит в том, что учащиеся часто не понимают различий между формообразованием- (грамматическая трансформация) и словообразованием (лексико-грамматическая трансформация). Поэтому в данных заданиях они начинают придумывать новые слова, а в следующей группе заданий - заданий на контроль лексико-грамматических (словообразовательных) навыков - пытаются дать грамматические формы опорных слов. Мы рекомендуем повторить с учащимися части речи и их грамматические формы в рамках школьной программы*, а затем вместе составить следующую систематизирующую таблицу (в качестве примера приводим материал по двум частям речи).

Часть речи

Грамматические

категории

Способы выражения

Маркеры

Имя существительное

Число (единственное и множественное)

По правилу: добавление окончания -s (-es в случае, если существительное заканчивается на буквосочетания s, ss, ch, sh, о, x), например: a table - tables, a box - boxes

Внимание: имеются исключения, например photo - photos Внимание: обратите внимание на возможные изменения в орфографии! Исключения: a man - men; a woman - women, a child - children и т.д.

Форма глагола-сказуемого при существительном-подлежащем Наличие перед пропуском прилагательных типа numerous, different, various Наличие перед пропуском слов, обозначающих количество, например many, several и т.д.

Падеж (общий и притяжательный)

По правилу для образования притяжательного падежа: добавление апострофа (‘) и окончания -s, например: the girl’s table

Если существительное стоит в форме множественного числа, образованной не за счет окончания или , то используется просто апостроф, например: the workers’ uniforms но the children’s toys

От существительного после пропуска к слову, которое должно быть преобразовано для заполнения пропуска, можно задать вопрос “чей?”

Имя прилагательное

Степень сравнения (сравнительная и превосходная)

По правилу:

1) Для односложных прилагательных и двусложных прилагательных, заканчивающихся на у, еr, ow, lе: добавление суффиксов -еr и -est для образования сравнительной и превосходной степени соответственно, например: big - bigger - the biggest; happy – happier - the happiest

Внимание: обратите внимание на возможные изменения в орфографии!

2) Для прочих двусложных и многосложных прилагательных: добавление more и the most к прилагательному для образования сравнительной и превосходной степени соответственно, например: beautiful - more beautiful- the most beautiful

Исключения: good - better - the best; bad - worse - the worst; little - less - the least и т.д.

Для сравнительной степени: слова much до пропуска и than после пропуска

Для превосходной степени: артикль the перед пропуском

...




* Для повторения школьной программы рекомендуем использовать следующее издание справочно-обобщающего характера: Вербицкая М.В., Миндрул О.С. “Английский язык. Практический справочник для подготовки к ЕГЭ”. Москва, “Астрель”, 2013.

• Мы рекомендуем первые два столбца таблицы заполнить вместе с учащимися на уроке. Затем учащиеся в качестве домашнего задания могут заполнить третий и четвертый столбец. На следующем занятии проверьте и обсудите с классом результат, учащиеся по необходимости дополняют свои таблицы. Уделите особое внимание маркерам (словам, сигнализирующем о необходимости использовать ту или иную грамматическую форму слова). Такие маркеры легко выхватываются взглядом из текста при просмотровом чтении и позволяют учащимся в значительной степени экономить время при выполнении задания.

• В рамках тренировочной работы предложите учащимся просмотреть список предлагаемых для преобразования слов и в первую очередь определить их часть речи, выделяя существительные, прилагательные, местоимения, наречия, числительные и модальные глаголы. Грамматические категории данных частей речи практически всегда предлагают всего лишь одну оппозицию. Так, единственный вариант грамматического преобразования количественного числительного one - это порядковое числительное first, модального глагола can - could и т.д. Степень сравнения прилагательных и наречий легко определяется по специальным маркерам (например, определенный артикль the перед пропуском для превосходной степени имени прилагательного). Это также позволит учащимся сэкономить время при выполнении задания.

• Напомните учащимся, что те предложения, восстанавливать которые требуется за счет преобразования глаголов, необходимо читать особенно внимательно. Иногда учащиеся испытывают сложности с конструированием формы (при этом понимая, какое необходимо использовать время и залог), поэтому мы предлагаем учащимся определять категории глагола в следующей последовательности:

Шаг 1: определите наклонение (изъявительное, сослагательное, повелительное)

Шаг 2: определите залог (действительный или страдательный)

Шаг 3: определите время (настоящее, прошедшее, будущее)

Шаг 4: определите аспект (продолженный / непродолженный = Continuous/ Non-Continuous)

Шаг 5: определите наличие /отсутствие идеи предшествования (предшествующий / непредшествующий = Perfect/ Non-Perfect)

Возьмем пример из раздела “Грамматика и лексика” тренировочных заданий данного пособия (задание 1):

One Christinas Eve the trees in a wood were very unhappy. They wished very much to make Christmas stay, but they _______________ how to do so. ‘We are so bare,’ complained one tree. ‘If we only had our pretty green summer dresses,’ said other trees.

NOT KNOW

Шаг 1: контекст свидетельствует, что глагол необходимо преобразовать в форму изъявительного наклонения

Шаг 2: текст представляет собой пересказ сказки или легенды, поэтому деревья в нем наделены человеческими качествами, и следует использовать форму действительного залога

Шаг 3: контекст свидетельствует, что данная часть повествования ведется в прошедшем времени

Шаг 4: идея продолженности отсутствует; действие представлено как факт, а не как процесс.

Шаг 5: идея предшествования отсутствует.

Образуем нужную форму didn’t know / did not know (обратим внимание, что требуется образовать отрицательную форму, о чем свидетельствует наличие отрицательной частицы not перед глаголом.

Для автоматизирования навыка конструирования глагольных форм можно использовать игры типа грамматического лото и любые упражнения, предполагающие открыть скобки и поставить глагол в нужную форму. На заключительном этапе подготовки к ЕГЭ лучше работать с заданиями на основе связного текста, а не отдельных предложений.

• Правильно выполнив задание, экзаменуемые порой забывают перенести ответ на бланк ответов - в этом случае задание считается невыполненным, т.к. на проверку идут только бланки ответов №1 и №2, а сам КИМ - это черновик для экзаменуемого. Иногда ответ переносят на бланк ответов с лишними словами и это считается ошибкой (типичная ошибка - вписывание артикля the перед превосходной степенью прилагательного). Иногда экзаменуемые не следуют образцу написания букв латинского алфавита, который дан на самом листе ответов, что приводит к сбоям при машинной (компьютерной) проверке ответов.

• В инструкциях к заданиям ясно сказано: при переносе ответов в заданиях данной группы буквы записываются без пробелов и знаков препинания. Тем не менее, экзаменуемые часто нарушают это требование. Все последние годы такие ответы принимаются как правильные, но возможен вариант, когда экзаменуемому просто не хватит клеточек на бланке ответов для записи ответа с пробелами.

• Важное отличий данных заданий от всех ранее рассмотренных заданий заключается в том, что здесь возможны ВАРИАНТЫ правильных ответов. Если в предыдущих заданиях для каждого задания есть единственно правильный ответ, то в данных заданиях при необходимости закладываются грамматические и орфографические варианты ответов. Например, если грамматические правила допускает использование как инфинитива, так и герундия после глагола to start, то в ответе заложено writing; to write.

• За каждый правильный ответ экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение на контроль грамматических навыков составляет 7 баллов.

Задания на контроль лексико-грамматических (словообразовательных) навыков

• При выполнении этих заданий учащимся необходимо преобразовать данные исходные слова так, чтобы они лексически и грамматически соответствовали пропуску в тексте. Теоретически учащийся сталкивается с двойной трудностью - ему не только нужно образовать родственное слово с новым значением, но и поставить это новое слово в нужную по контексту грамматическую форму. То есть, например, если в результате деривации (словообразовательного процесса) получается существительное, то необходимо проверить, нет ли необходимости поставить его в форму множественного числа.

• Мы рекомендуем начинать подготовку к такому заданию с обсуждения - повторения всех сведений по словообразованию, которые они получили в курсе русского языка и английского языка. Затем следует классифицировать суффиксы английского языка в соответствии с тем, какую часть речи мы образуем при помощи того или иного суффикса, орфографические особенности. Мы советуем делать это следующим образом: часть речи + суффикс = часть речи (пример). Таким образом, ученик осваивает полную модель словообразования.

• Обратите внимание учащихся на префиксы, классифицируйте их. Мы также рекомендуем уделить особое внимание отрицательным префиксам. Например, типичная ошибка многих учащихся - неверное добавление отрицательного префикса к прилагательному expensive (правильный ответ - inexpensive).

• Рассматривая тот или иной аффикс, не забудьте акцентировать внимание учащихся на орфографических особенностях его добавления.

• Необходимо также обратить внимание учащихся, что часто от одного и того же корня можно образовать несколько слов одной и той же части речи с разными значениями, например:

RELATE - relation (родство, связь, отношение) - relationship (отношения)

ACT - action (действие) - activity (деятельность)

ECONOMY - economic (экономический) - economical (экономный, экономичный)

• Работая с той или иной группой лексики, уместно бывает провести морфемный разбор изучаемых лексических единиц, выделить аффиксы, вспомнить слова, которые образуются по такой же словообразовательной модели. Например, учащиеся могут в парах или самостоятельно заполнить следующую таблицу:

Слово

Образовано от (с указанием части речи исходного слова)

Суффикс/префикс

Beautiful

Beauty (noun)

-ful

Movement

Move (verb)

-ment

...



• Для формирования прочных и гибких словообразовательных навыков учащихся мы рекомендуем следующее задание. Предложите учащимся 5-10 английских слов с редко встречающимся или априори незнакомым им корнем, но ярким словообразовательным элементом, например, префиксом mis (ошибочное действие), и 10-20 вариантов перевода этих слов на русский язык (по 2 на каждое слово). Составляя упражнение, проследите, чтобы о значении английских слов можно было догадаться в опоре на аффиксы. Данное упражнение позволит учащимся достаточно глубоко осмыслить систему словообразования в английском языке и также поможет учащимся выработать навык использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования.

• При работе с экзаменационным заданием посоветуйте учащимся сначала определить часть речи исходного слова и необходимую часть речи для пропуска. Сделать это можно в опоре на знание словообразовательных элементов и базовой лексики в принципе, с одной стороны, и знание простейшего синтаксиса английского предложения, с другой стороны. Так, например, в позиции между артиклем и существительным может находиться прилагательное.

• Если исходное слово и пропущенное слово принадлежат к одной и той же части речи, что является частым случаем для имени прилагательного, учащимся следует подбирать соответствующий отрицательный префикс.

• Предложите учащимся внимательно изучить исходные слова. Иногда учащийся в принципе может образовать только одно слово от предложенного исходного слова (например, kingdom от king). После этого учащийся может начать вспоминать образование нужной части речи от предложенных исходных вариантов.

• Обратите внимание учащихся, что в заданиях на словообразование, как правило, задействованы часто встречавшиеся им на уроках слова. Тем не менее, если учащийся испытывает затруднение при подборе соответствующего суффикса, усвоенные словообразовательные модели могут помочь ему “примерить” теоретически подходящие суффиксы к слову, опираясь на интуицию, языковую память и чувство языка.

• Обучение словообразованию в английском языке может иметь место практически на каждом уроке. Вы всегда можете уделять внимание словообразованию, не отдаляясь от основной темы урока, подбирая экономичные во времени упражнения. Например, можно предложить учащимся разобрать по составу то или иное слово, попросить вспомнить максимально большое количество слов с тем или иным аффиксом.

• Систематизируя активную лексику по той или иной теме, можно предложить учащимся в парах или самостоятельно заполнить следующую таблицу, которая призвана помочь как в совершенствовании их навыков и умений в области словообразования, так и при конструировании собственных предложений:

Исходное слово (часть речи)

Существительное

Прилагательное

Глагол

Наречие

Great (прилагат.)

Greatness

Исходное слово

-

Greatly

Help (глагол)

Help

Helpful

Helpless

Исходное слово

Helpfully

Helplessly

...





• Задания на контроль лексико-грамматических (словообразовательных) навыков можно использовать для обучения просмотровому чтению, предлагая учащимся прочитать текст, не восстанавливая пропуски, и ответить на несколько вопросов, связанных с общим пониманием содержания. Это позволяет комплексно совершенствовать языковые навыки и коммуникативные умения и экономит время учителя и учащихся.

• Работая над подходящим по объему и жанровой принадлежности текстом, Вы можете попросить учащихся самостоятельно сконструировать тест на грамматическую или лексико-грамматическую трансформацию. Для этого учащимся может понадобиться жидкий корректор. Учащийся выбирает подходящие для тестового вопроса слова, заштриховывает их корректором и вместо пропуска пишет в скобках начальную форму слова. Учащиеся могут обменяться получившимися тестами в парах, выполнить тест своего соседа по парте и проверить друг друга. Так учащиеся глубже осознают различия между грамматической и лексико-грамматической трансформацией. Кроме того, такое задание позволяет формировать более гибкие и прочные языковые навыки и умения.

• Все сказанное о заполнение бланка ответов на задания на контроль грамматических навыков относится и к заданиям на контроль лексико-грамматических (словообразовательных) навыков. Особое внимание следует обратить на возможность орфографических вариантов ответов. В качестве правильных ответов принимаются британский и американский вариант написания слов: favourite/favorite; colour/color и т.п. Что касается грамматических вариантов, то, как правило, контекст дает определенные ограничения. Например прилагательные numerous, various и т.п. перед существительным указывают на необходимость формы множественного числа. Но возможны случаи, когда такие показатели отсутствуют, и тогда два ответа (существительное в единственном и во множественном числе) закладываются как правильные. Это полностью соответствует теории и практике языкового тестирования и не снижает качества КИМов.

• За каждый правильный ответ экзаменуемый получает один балл, т.е. максимум за полностью верное выполнение заданий на контроль лексико-грамматических (словообразовательных) навыков составляет 6 баллов.

Задания на контроль лексико-грамматических навыков

• Задания на контроль лексико-грамматических навыков относятся к заданиям повышенного уровня сложности, они традиционно вызывают затруднения у учащихся, являясь самыми сложными заданиями в данном разделе. Тип задания - множественный выбор. Учащимся предлагается связный отрывок из художественного или публицистического текста, в котором они должны восстановить пропуски, выбирая единственно правильное слово из четырех предложенных опций. В этом задании проверяются лексико-грамматические навыки учащихся - оперирование единицами в коммуникативно-значимом контексте на основе понимания ими таких явлений как сочетаемость в целом и устойчивые словосочетания в частности, многозначность, синонимия, антонимия, фразовые глаголы. Следовательно, при подготовке учащихся к выполнению данного задания необходим последовательный систематический подход на протяжении длительного периода времени и четкий алгоритм действий при выполнении задания на экзамене.

• При выполнении задания экзаменуемому следует сначала просмотреть весь текст (чтение с пониманием основного содержания), уловить его общее содержание, сюжет, логику, последовательность событий и т.п.

• Далее можно предложить учащимся использовать такой прием: не читая пока 4 предложенных варианта лексических единиц для заполнения пропусков (закрыть их ладошкой), внимательно прочитать первый фрагмент текста с тестовым вопросом и продумать варианты заполнения пропуска - какое слово должно стоять на месте пропуска? После этого открыть первую строчку предложенных вариантов ответа - есть среди них то слово, о котором подумал учащийся? Правильный ответ будет легче найти путем отбрасывания неверных ответов.

• Предупредите учащихся, что если слово, которым хочется заполнить пропуск, не дано в строчке предложенных вариантов ответов, использовать его нельзя. Задача - выбрать подходящее по контексту слово из предложенных.

• При определении неверных вариантов ответа, надо помнить, что неверный вариант ответа может сделать предложение нелогичным с точки зрения смысла, либо нарушить лексическую или грамматическую сочетаемость. Так, в задании 5 раздела “Грамматика и лексика” тренировочных заданий данного пособия, правильным является выбор четвертой из предложенных опций. Использование любой другой опции делает предложение бессмысленным:

Grandma said my dad had been a brave man, and once when we were [2] ______________ in the house she showed me his medals.

1) single

2) only

3) lonely

4) alone

• Особое внимание учащимся следует обращать на сочетаемость лексических единиц, индивидуальную для каждого языка. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что словарный запас определяется простым количеством выученных словарных единиц. Это заблуждение: если человек не знает типичной сочетаемости данных слов, если он их заучивает как отдельные единицы, они бесполезны в общении на иностранном языке. Поэтому в процессе обучения следует рекомендовать учащимся заучивать устойчивые словосочетания и типичные контексты употребления активизируемых лексических единиц. В качестве примера можно привести задание 6 раздела “Грамматика и лексика” тренировочных заданий настоящего пособия, где надо восстановить слово point в устойчивом сочетании what’s the point:

What was the [1] _______________ of school when I could learn all I needed at the docks?

1) help

2) goal

3) aim

4) point

• Важно не забывать, что грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы. Обращайте внимание на грамматическое оформление искомого слова, например, на прямое или предложное управление, наличие дополнения и т.п. К сожалению, учащиеся до сих пор делают ошибки в употреблении глаголов речи. Так, в следующем тестовом вопросе (задание 5 из раздела “Грамматика и лексика” тренировочных заданий настоящего пособия) единственно правильным ответом является глагол say - в частности, в силу заданного грамматического оформления:

Whenever I questioned my mother about his death, she didn’t [1] _______________ any more than that he had been killed fighting on the Western Front only days before the peace treaty with Germany was signed.

1) tell

2) speak

3) talk

4) say

• При выполнении данной группы заданий следует помнить о различиях в значении и употреблении синонимов. В предыдущем примере из демоверсии было показано, как грамматическая конструкция влияет на выбор нужного слова из группы синонимов.

• Особого внимания заслуживают фразовые глаголы, в которых обычно бывает пропущен послелог, но может быть пропущен и основной глагол. Например, в задании 6 раздела “Грамматика и лексика” тренировочных заданий данного пособия правильный ответ 2, что определяется семантикой фразового глагола:

It turned [2] ________________ that Mum had other plans for my future which didn’t include joining Uncle Stan in the shipyard.

1) off

2) out

3) in

4) over

• После Заполнения пропусков, снова прочитайте текст и проверьте, нет ли нарушений логики, нет ли нарушений грамматики и только после этого перенесите ответы в бланк ответов № 1.






Для любых предложений по сайту: [email protected]