Знакомимся с заданием 10 - Чтение

Английский язык - Я сдам ЕГЭ! - Учебное пособие для общеобразовательных организаций - 2018

Знакомимся с заданием 10 - Чтение

Знаете ли вы, что ...

• чтение — это вид речевой деятельности, направленный на извлечение информации из письменно представленного текста;

• чтение составляет 16 % коммуникации, но без этого вида речевой деятельности были бы невозможны обучение людей и сама передача знаний от поколения к поколению, от народа к народу, от человека к другому человеку;

• механизмами чтения, которые нужно постоянно развивать, являются: зрительное восприятие; соотнесение зрительных, слуховых и речемоторных образов; узнавание; осмысление; вероятностное прогнозирование; выделение смысловых вех и обобщение; память; внимание; реакция на прочитанное;

• в ЕГЭ используются три вида чтения: с пониманием основного содержания; с пониманием запрашиваемой информации (понимание структурно-смысловых связей в тексте); с полным (детальным) пониманием информации;

• в ЕГЭ используются следующие типы заданий: с кратким ответом (на соответствие, базовый и повышенный уровни сложности), с выбором и записью ответа из четырёх предложенных (высокий уровень сложности).

Знакомимся с разделом “Чтение”

Общая информация

Раздел “Чтение” содержит задания трёх типов:

• задание 10 (базового уровня сложности) — с кратким ответом (на установление соответствия);

• задание 11 (повышенного уровня сложности) — с кратким ответом (на установление соответствия);

• задания 12—18 (высокого уровня сложности) — с выбором и записью ответа из четырёх предложенных.

Максимум за успешное выполнение ВСЕХ заданий этого раздела — 20 баллов. Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела — 30 минут.

Структура и содержание раздела “Чтение”

Задание

(уровень сложности)

Проверяемые

умения

Тип текста

Тип задания

Максимальный

балл

Задание 10 (базовый уровень)

Понять в прочитанном тексте основное содержание

Краткие тексты информационного и научно-популярного характера

На установление соответствия

7

(по 1 баллу за каждое правильно установленное соответствие)

Задание 11 (повышенный уровень)

Понять в прочитанном тексте структурно-смысловые связи

Публицистические и научно-популярные тексты

На установление соответствия

6

(по 1 баллу за каждое правильно установленное соответствие)

Задания 12—18 (высокий уровень)

Понять полно и точно содержание прочитанного текста, делать выводы из прочитанного

Художественные или публицистические тексты

С выбором ответа из четырёх предложенных

7

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Золотые правила

1. Повторяем: для того чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ, не обязательно ЗНАТЬ ВСЕ СЛОВА, которые используются в предлагаемых устных и письменных текстах.

2. Первое и второе задание НЕ требуют внимательного, вдумчивого чтения с полным пониманием текста. Используйте приёмы просмотрового и поискового чтения (см. рекомендации далее).

3. Даже при выполнении заданий 12—18 не все части текста требуют тщательного обдумывания. Если вопрос касается конкретной детали, используйте приём поискового чтения, чтобы найти правильный ответ.

4. Не впадайте в панику, если вам кажется, что в тексте много незнакомых слов. Игнорируйте трудные слова и выражения, вам незнакомые. Скорее всего, они не нужны для ответа на тестовый вопрос.

5. Постарайтесь догадаться о значении важных для понимания текста слов: поймите, к какой части речи они относятся, обратите внимание на суффиксы, префиксы, вспомните об интернациональных словах, попробуйте догадаться о значении слова по контексту.

6. Не впадайте в панику, если вы не можете ответить на ВСЕ вопросы. Не застревайте на трудном для вас вопросе. Двигайтесь дальше, вернитесь к нему, когда ответите на другие вопросы этого задания.

7. Читая текст, отмечайте ответ, который кажется вам верным, а затем проверьте его правильность. Для этого необходимо найти и подчеркнуть то место в тексте, которое подтверждает ваш ответ.

8. Вопросы обычно перефразируют текст, поэтому, отвечая на них, ищите в тексте не точное повторение слов и фраз из вопросов, а синонимы и перифразы.

9. Намерения автора не всегда выражены прямо и открыто. Поэтому надо проанализировать не только использованные в тексте выражения, но и понять скрытый смысл, который может содержаться в нём.

10. Завершив выполнение заданий раздела “Чтение” (даже если остались вопросы, на которые вы не ответили), проверьте свои ответы и перенесите их в бланк ответов № 1.

11. Следите за временем. Постарайтесь уложиться в рекомендованные 30 минут.

Знакомимся с заданием 10

Описание задания 10

В задании 10 раздела “Чтение” вам надо установить соответствие между текстами и заголовками. Даётся семь небольших текстов и восемь заголовков, один из которых лишний. Так проверяется понимание основного содержания текста. За каждое правильно установленное соответствие вы получаете 1 балл. Максимум за успешное выполнение этого задания — 7 баллов.

Стратегии выполнения задания 10

1. Прочитайте сначала все заголовки. Задумайтесь на минуту, какое содержание должно быть у текста, который соответствует каждому из этих заголовков.

2. Прочитайте первый текст и подберите к нему заголовок. Возможно, вам покажется, что к нему подойдут два или даже три заголовка из предложенного списка. Не пугайтесь, дальше картина будет проясняться.

3. Прочитайте следующий текст и подберите заголовок к нему. По мере чтения каждого последующего текста соответствия будут становиться яснее.

4. Если остаются вопросы, на которые вы не нашли ответ, попробуйте отвлечься от предложенных заголовков и сосредоточиться на самом тексте. Прочтите его ещё раз и придумайте к нему заголовок (сформулируйте его тему), потом постарайтесь найти его в списке.

Учимся выполнять задание 10

Установите соответствие между текстами A—G и заголовками 1—8. Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один заголовок лишний.

1. When we don’t sleep

2. Not only for humans

3. How dreaming helps

4. When we dream

5. Why dreams can be scary

6. What we feel dreaming

7. How we forget dreams

8. How we remember dreams

A. Even though our dreams may feel like they last for hours and hours, we hardly spend more than two hours dreaming each night, which means a person spends a total of nearly six years dreaming throughout a lifetime. In general there are four phases of the sleep cycle and all dreaming occurs practically at the final phase. Each of these sleep cycles lasts approximately 60 to 90 minutes and may repeat several times throughout the night.

B. Anxiety is the most popular emotion experienced in dreams. Many people dream of falling, which is often connected to something in our lives that is going in the wrong direction. In addition, dreams of being chased are very common and are linked to avoidance. Also people report dreams about their teeth falling out, which is related to the words and communication we might have in real life.

C. Dreaming helps people make sense of the information and events that occur in their lives. Dreams play an important role in processing and remembering information that we absorb daily. Also, they help reduce stress and even solve problems. It’s very possible to work through real-life problems while dreaming at night. In addition, dreams provide a lot of important content and meaning that can be used to inspire and direct our lives during the day.

D. Nearly 5 to 10% of adults have nightmares. There are several reasons for it, for example, when people start taking certain medications or when they withdraw from drugs. Some physical conditions, such as stress or illness, can also be a trigger. However, in some cases adults may have frequent nightmares that are unrelated to their everyday lives, which may signify that they are more creative, sensitive, and emotional than the average person.

E. There is no person who does not have dreams, but not everybody recalls them. The most vivid dreams happen during the Rapid Eye Movement sleep stage when the brain is extremely active and the eyes move back and forth quickly underneath the eyelids. Although dream recall varies from person to person, some people have little or no recollection of the content, and around 90 % of dreams are gone following the first 10 minutes of waking up.

F. Scientists have found that animals also dream and their subconscious thoughts are connected to real experiences. Animals’ dreams are complex, containing long sequences of events. Animals’ brains share the same series of sleeping states as the brain of human beings. Analyzing animals’ dreams and the content of their dreams may help scientists treat memory disorders and develop new ways for people to learn and retain information more effectively.

G. Only five minutes after the end of a dream and half of the content is likely to vanish from our memories. It’s not that dreams aren’t important enough to keep in mind, but other things tend to get in the way. Dream researcher L. Strumpell believes that dreams disappear from our memories for a number of factors. For example, we may not recall dream images that lack intensity, association or repetition, which are usually needed for dream recall.

Ответ:

А

В

С

D

Е

F







Разбор задания 10

ШАГ 1. Знакомимся с первым заданием раздела. Внимательно изучим инструкцию к заданию 10. Поймём, что необходимо сделать в этом задании.

10. Установите соответствие между текстами A—G и заголовками 1—8. Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один заголовок лишний.

Согласно инструкции в задании даются семь коротких письменных текстов, обозначенных буквами A—G, и восемь заголовков под номерами 1—8. Заголовки 1—8 передают определённую свёрнутую информацию, которую нужно соотнести с развёрнутой информацией в письменных текстах, т. е. каждый заголовок соответствует содержанию только одного текста. Один из восьми заголовков лишний. Необходимо установить соответствие между текстами A—G и заголовками 1—8. Каждый заголовок 1—8 может использоваться только один раз. За каждый правильный ответ можно получить 1 балл, за всё задание — 7 баллов.

Инструкция позволяет определить, что данное задание направлено на понимание основной информации в тексте и в нём проверяются следующие ключевые умения:

• понимать основное содержание иноязычного текста;

• отделять главную информацию от второстепенной (с помощью ключевых слов);

• закреплять в памяти основные сведения;

• игнорировать незнакомые слова;

• соотносить развёрнутый текст и его основную мысль, сформулированную в заголовке.

Стратегии выполнения данного задания совпадают со стратегиями выполнения задания 1 базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста в разделе “Аудирование”.

ШАГ 2. Быстро читаем тексты, стараемся понять, о чём в них идёт речь.

ШАГ 3. Выполняем задание 10. Изучаем заголовки, выделяем в них ключевые слова и пытаемся найти различия в близких по тематике заголовках.

Читаем:

1. When we don’t sleep

2. Not only for humans

3. How dreaming helps

4. When we dream

5. Why dreams can be scary

6. What we feel dreaming

7. How we forget dreams

8. How we remember dreams

Отмечаем, что все заголовки объединяет тема “Здоровье/Сон”. В них даются различные сведения о сне. Практически все слова в заголовках оказываются ключевыми. Выделенные ключевые слова и сам смысл фраз показывают, что заголовки можно разделить на три группы. Первая группа связана с высказываниями, которые свидетельствуют о том, что сведения нейтральны и в них не высказывается негативное или положительное отношение авторов ко сну (4, 6, 7, 8). Вторая группа включает позитивные сведения о сне (3). Третья группа содержит негативные сведения о сне (1, 2, 5). Соотношение групп показывает, что большая часть текстов будет касаться нейтральных сведений. Вместе с тем, можно выделить пары заголовков, которые противопоставляются друг другу, например 1 и 4, 3 и 5, 7 и 8:

When we don’t sleep — When we dream

How dreaming helps — Why dreams can be scary

How we forget dreams — How we remember dreams

Затем читаем текст А и выделяем ключевые фразы и ключевые слова в тексте. Обратите внимание на то, что, как правило, идея текста отражена в ключевых фразах, которые идут или в начале или в конце текста.

A. Even though our dreams may feel like they last for hours and hours, we hardly spend more than two hours dreaming each night, which means a person spends a total of nearly six years dreaming throughout a lifetime. In general there are four phases of the sleep cycle and all dreaming occurs practically at the final phase. Each of these sleep cycles lasts approximately 60 to 90 minutes and may repeat several times throughout the night.

В тексте А, как и в заголовках, повторяются слова dreams, sleep. Подобрать заголовок здесь нам поможет только смысл текста, так как ключевые слова повторяются и трудно говорить в данном случае о синонимах, антонимах, перифразах или развёртывании значения слова, как это было в тексте по аудированию, когда сочетание kinds of sports расшифровывалось приведением конкретных примеров спорта: football, basketball и т. д.

О чём же повествует текст А? В нём описывается процесс сна, а именно то, что происходит во время сна: количество часов сна и четыре фазы сна. Здесь даются нейтральные сведения, следовательно, мы должны выбрать среди заголовков 4, 6, 7, 8 нужный заголовок. Заголовок 4 “When we dream” подходит, так как в тексте описывается процесс сна. Однако проверим себя. Заголовок 6 не подходит, так как хотя в тексте и присутствует слово feel, но сами чувства не описываются. Заголовки 7 и 8 не подходят по смыслу, потому что в тексте А ничего не говорится о том, как помнить или забывать сны. Таким образом, выбираем ответ 4 и записываем его в первую клеточку таблицы ответов под заданием 10.

ШАГ 4. Переходим к тексту В и изучаем его. Выделяем в нём ключевые слова и соотносим их с заголовками.

В. Anxiety is the most popular emotion experienced in dreams. Many people dream of falling, which is often connected to something in our lives that is going in the wrong direction. In addition, dreams of being chased are very common and are linked to avoidance. Also people report dreams about their teeth falling out, which is related to the words and communication we might have in real life.

Ключевые слова в тексте связаны с чувствами, о чём говорят слова anxiety, emotion. В тексте описываются события, которые могут присниться и вызывают чувство беспокойства.

Теперь опять быстро просмотрим заголовки.

На первый взгляд нам подходят заголовки 5 и 6. Но есть ли в тексте В ответ на вопрос Why? заголовка 5? Такого ответа нет. Значит, заголовок 5 не подходит. Проверим заголовок 6. Соотносится ли он с текстом В? Да, соотносится, так как в нём присутствует ответ на заголовок “What we feel dreaming”. Уже первое слово текста anxiety отвечает на вопрос What?, а слово emotion является расшифровкой более общего слова feeling (в заголовке соотносится с глаголом feel). Следовательно, ответ 6 — правильный и его нужно записать в клеточку В таблицы ответов под заданием.

ШАГ 5. Изучаем текст С. Выделяем в нём ключевые слова и соотносим их с заголовками.

C. Dreaming helps people make sense of the information and events that occur in their lives. Dreams play an important role in processing and remembering information that we absorb daily. Also, they help reduce stress and even solve problems. It’s very possible to work through real-life problems while dreaming at night. In addition, dreams provide a lot of important content and meaning that can be used to inspire and direct our lives during the day.

В тексте встречаются слова, которые отвлекают наше внимание от правильного ответа, такие, как remembering, dreaming. Однако смысл текста и ключевые слова говорят о том, что сны помогают осмыслить информацию, решить реальные проблемы, стимулируют и направляют нашу жизнь. Данный контекст свидетельствует о том, что в тексте даётся положительная информация о сне, которая хорошо соотносится с заголовком “How dreaming helps”. В группе текстов, содержащих положительную информацию, у нас был только заголовок 3. Внесем его в таблицу ответов.

ШАГ 6. Переходим к тексту D. Выделяем в нём ключевые слова и соотносим их с заголовками.

D. Nearly 5 to 10% of adults have nightmares. There are several reasons for it, for example when people start taking certain medications or when they withdraw from drugs. Some physical conditions, such as stress or illness, can also be a trigger. However, in some cases adults may have frequent nightmares that are unrelated to their everyday lives, which may signify that they are more creative, sensitive, and emotional than the average person.

Ключевые слова и смысл текста указывают на то, что текст D посвящён причинам появления кошмаров во сне. Прочитаем заголовки, выясним, который из них требует ответа на вопрос Why?. Это ответ 5. Соотнесём его ключевые слова с ключевыми словами текста. Слово why соотносится со словом reasons, слово nightmares — со словом scary. При этом слово nightmares встречается несколько раз, что говорит о присутствии негативной информации в тексте. Да, правильно, внесём цифру 5 в ответ.

ШАГ 7. Изучаем текст Е. Выделяем в нём ключевые слова и соотносим их с заголовками.

Е. There is no person who does not have dreams, but not everybody recalls them. The most vivid dreams happen during the Rapid Eye Movement sleep stage when the brain is extremely active and the eyes move back and forth quickly underneath the eyelids. Although dream recall varies from person to person, some people have little or no recollection of the content around 90% of dreams are gonefollowing the first ten minutes of waking up.

Теперь опять быстро просмотрим заголовки.

1. When we don’t sleep

2. Not only for humans

3. How dreaming helps

4. When we dream

5. Why dreams can be scary

6. What we feel dreaming

7. How we forget dreams

8. How we remember dreams

Ключевые слова в тексте: dreams, recalls, recall, recollection — хорошо соотносятся с заголовком 8 и его ключевыми словами remember, dreams. Слова recollect, recall, remember являются синонимами, а их производные отвлекают от формы слова, данного в заголовке (сравните существительные и глагол). Слово how в заголовке соотносится со смыслом текста Е в целом. Следовательно, это правильный ответ. Впишем цифру 8 в таблицу ответов под заданием.

ШАГ 8. Изучаем текст F. Выделяем в нём ключевые слова и соотносим их с заголовками.

F. Scientists have found that animals also dream and their subconscious thoughts are connected to real experiences. Animals’ dreams are complex, containing long sequences of events. Animals’ brains share the same series of sleeping states as the brain of human beings. Analyzing animals’ dreams and the content of their dreams may help scientists treat memory disorders and develop new ways for people to learn and retain information more effectively.

У нас осталось три заголовка: 1. When we don’t sleep. 2. Not only for humans. 7. How we forget dreams. Какой из них подходит? Анализ ключевых слов в тексте и заголовках показывает, что первый заголовок не подходит, так как в тексте говорится о снах и о том, что животные спят. Заголовок 2 подходит, так как ключевые слова animals also dream, human beings в тексте и заголовок “Not only for humans” показывают, что имеются в виду не только люди, но и животные. И те, и другие видят сны. Перепроверим себя. Попробуем соотнести заголовок 7 и текст. Нет, он не подходит, в нём ничего не говорится о том, как мы забываем сны. Таким образом, правильный ответ — 2. Занесём его в таблицу ответов.

ШАГ 9. Изучаем текст G. Выделяем в нём ключевые слова и соотносим их с заголовками.

G. Only five minutes after the end of a dream and half of the content is likely to vanish from our memories. It’s not that dreams aren’t important enough to keep in mind, but other things tend to get in the way. Dream researcher L. Strumpell believes that dreams disappear from our memories for a number of factors. For example, we may not recall dream images that lack intensity, association or repetition, which are usually needed for dream recall.

У нас осталось два заголовка: 1. When we don’t sleep и 7. How we forget dreams. Какой из них подходит? Анализ ключевых слов в тексте и заголовках показывает, что первый заголовок не подходит, так как в тексте говорится о снах, а мы их видим, когда спим. Заголовок 7 подходит, так как слова и словосочетания в тексте forget dreams, vanish from our memories, dreamsdisappear, not recall хорошо соотносятся со словами заголовка forget dreams. Таким образом, правильный ответ — 7. Занесём эту цифру в таблицу ответов. Лишним оказался первый заголовок.

Итак, мы подробно разобрали с вами каждый шаг выполнения задания. Его описание заняло несколько страниц, и у вас может возникнуть вопрос: а как я успею это выполнить на экзамене за ограниченное время? На самом деле все эти операции происходят в сознании человека очень быстро — если вы понимаете, что и как надо делать и владеете языком в достаточной степени.

Типичные ошибки при выполнении задания 10

Экзаменуемые:

• неверно определяют основную мысль текста;

• основываются на отдельном слове, а не на смысле текста;

• неправильно выделяют ключевые слова;

• не используют языковую догадку для понимания незнакомых слов в контексте.

Подготовительные упражнения к заданию 10

1. Ответьте на вопросы.

1. Что такое чтение?

2. Какова цель чтения?

3. Какие виды чтения используются в ЕГЭ и какова их цель?

4. Какие типы заданий используются в разделе “Чтение”?

5. Что нужно делать до/во время чтения/после прочтения текста в первый/второй раз?

*2. Соотнесите виды чтения с ключевыми умениями, необходимыми для их освоения.

Вид чтения

Ключевые умения

1. Чтение с извлечением основной информации

2. Чтение с извлечением запрашиваемой/нужной информации

3. Чтение с полным и точным пониманием информации

А

• понять в прочитанном тексте структурно-смысловые связи текста;

• извлекать из текста необходимую информацию;

• выявлять соотносимые слова (слова, которые соотносятся в главном и придаточном предложении)

В

• точно понимать и запоминать основную информацию и детали;

• понимать текст на уровне значения и на уровне смысла;

• понимать информацию, представленную эксплицитно (в явном виде) и имплицитно (в неявном виде, т. е. подтекст)

С

• отделять главную информацию от второстепенной информации;

• соотносить текст и заголовок;

• понимать тематику текстов

3. По ключевым словам определите, о чём пойдёт речь в тексте.

То have much to offer, famous landmark, sights, first-class shopping, to mention, National Museum, to exhibit seafaring traditions.

4. Прочитайте текст и выберите к нему из трёх предложенных заголовков один, соответствующий содержанию текста. Впишите выбранную цифру в рамку для ответа.

1. Danger of industrial revolution

2. World in danger

3. Air danger

Global warming is the term used to describe the relatively dramatic rise in the world’s average temperature during the 20th century. According to some environmentalists, global warming is a result of the industrial revolution and if it continues, it will destroy civilization as we know it. Global warming is a serious problem even more important than air, water or noise pollution, and people must take any steps they can in order to prevent it.

Ответ: [ ]

5. Подчеркните ключевые слова в следующих текстах и определите тему текстов.

Text А

Millions of people all over the world spend their holidays travelling. They travel to see other countries and continents, modern cities and the ruins of ancient towns. Some travel to enjoy picturesque places or just for a change of scene. It’s always interesting to try different food, to listen to different musical rhythms. Those who live in the country like to travel to a big city, while city-dwellers usually prefer spending a quiet holiday by the sea or in the mountains, with nothing to do but walk and bathe.

Text В

Last year my brother and I went to Turkey. We stayed in quite a nice hotel right near the coast. This trip left the best impression on me, we took advantage of the excellent weather and went on different tours, for example, rafting. Our trip to the mountains was fantastic! The views were unbelievable. We visited many museums and art galleries. My brother visited a really beautiful zoo and took many photos. We enjoyed our trip very much.

Text C

Most people who spend a holiday travelling take a camera with them and photograph anything that interests them — sights of a city, views of mountains, lakes, waterfalls, men and women, children, ruins of ancient buildings, and even birds and animals. Later looking through their albums they will remember the happy time they have had, the islands, countries and cities they have seen.

6. Перечитайте тексты из задания 5. Соотнесите ключевые слова с заголовками, данными ниже, и выберите заголовки к данным текстам. Один заголовок лишний.

1. A wonderful trip

2. Travel memories

3. Advantages and disadvantages of travelling

4. Types of travelling

Ответ:

A

В

C




7. Подчеркните в текстах А—С ключевые слова.

A. Are there things you enjoyed as a child that you might still enjoy as an adult? Maybe you had a fantastic record collection, loved to make clothes for your dolls or were always out on your bike. Those are all things you could pick up again as an adult that would make great hobbies. Or there may be hobbies in your home right now that you started but have recently forgotten about. Maybe it’s time to finish that crochet project or pick up the guitar again.

B. If you’re adding a new thing into your life, you have to take time and focus away from something else. The good news is that most of us have a lot of time we’re not using well, either because we’re spending a lot of time online or watching TV or just wasting time we could be spending on our hobbies. See if you can spend a half hour or so every other day to explore your interest. This way it would be best in case you find that hobby isn’t for you after all.

C. Hobbies provide work-free and responsibility-free time in your schedule. This can be especially useful for people who feel stressed by all that they have to do and need to recharge their batteries. For some of us it may be difficult to give ourselves permission to just sit and relax. Having a hobby, however, can provide a break and help people feel that they’re not just ‘sitting around’ but are using their free time for something productive.

8. Соотнесите тексты (А—С) и заголовки (1—4). Один заголовок лишний.

1. Time out with a purpose

2. Look to your past

3. Dangerous hobby

4. Finding time for your hobby

A. Are there things you enjoyed as a child that you might still enjoy as an adult? Maybe you had a fantastic record collection, loved to make clothes for your dolls or were always out on your bike. Those are all things you could pick up again as an adult that would make great hobbies. Or there may be hobbies in your home right now that you started but have recently forgotten about. Maybe it’s time to finish that crochet project or pick up the guitar again.

B. If you’re adding a new thing into your life, you have to take time and focus away from something else. The good news is that most of us have a lot of time we’re not using well, either because we’re spending a lot of time online or watching TV or just wasting time we could be spending on our hobbies. See if you can spend a half hour or so every other day to explore your interest. This way it would be best in case you find that hobby isn’t for you after all.

C. Hobbies provide work-free and responsibility-free time in your schedule. This can be especially useful for people who feel stressed by all that they have to do and need to recharge their batteries. For some of us it may be difficult to give ourselves permission to just sit and relax. Having a hobby, however, can provide a break and help people feel that they’re not just “sitting around” but are using their free time for something productive.

Ответ:

A

В

C




*9. Подчеркните ключевые слова и фразы в текстах (А—С) и придумайте к ним заголовки.

A. Soccer tourism has been around for a few decades but back in the 1980s it was seen (and probably actually was to some extent) as a form of “hooliganism”. Nowadays, soccer tourism is considered one of the most profitable forms of tourism. It usually involves individuals who travel to different cities and countries to see their favourite teams’ museums and trophies or follow them in their international matches.

B. Many people may have a problem understanding the difference between culinary tourism and ordinary tourism since tasting as many local dishes as possible is a must for the average tourist. But there are lots of people who visit a place exclusively for its food and everything related to eating. Plus, in culinary tourism dining out seems to be the equivalent of having cocktails and partying in everyday tourism so there are a few differences after all.

C. If you’re a European citizen over 25, then there’s a good chance you remember this term, which in reality was politically motivated. The phrase “benefit tourism” was invented in the 1990s. It was later used for the perceived threat that a huge number of citizens from the new, poorer nations who were given membership in the EU would move to the richer states such as France or Sweden to benefit from their social welfare systems rather than work.

D. Tolkien tourism has become a growing trend thanks to the huge success of the “Lord of the Rings” books and films. It has expanded and diversified to such an extent that now it offers enough places to visit so that even the most detailed curiosity of the most demanding Tolkien fan is sure to be satisfied. That makes New Zealand the best hotspot because it’s the main location where the films were shot.

Полезные советы

• Помните, что стратегии выполнения данного задания во многом совпадают со стратегиями выполнения задания 1 базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста в разделе “Аудирование”.

• Как правило, тексты в задании 10 близки по своей тематике, поэтому следует внимательно прочитать их, чтобы понять, о чём в них говорится и чем они отличаются друг от друга.

• Помните, что заголовок обобщает содержание текста или совпадает с основной идеей текста. Основная мысль текста может быть выражена в первом или последнем его предложении, но иногда её можно понять только из всего содержания текста.

• Не думайте, что в каждом заголовке будут использоваться слова или выражения из текста. Необходимо опираться на смысл, содержание, так как обычно в заголовке слова и выражения из текста перефразируются с использованием синонимов, а не даются так, как в тексте.

• Если вы всё же не можете подобрать заголовок к абзацу, подумайте: может быть, нужный заголовок был неправильно использован в предыдущих ответах. Ещё раз проверьте ваши предыдущие ответы. Если нужно, измените их.

• Убедитесь, что лишний заголовок не подходит ни к одному из абзацев.

Тренируемся в выполнении задания 10

Вариант 1

Установите соответствия между текстами A—G и заголовками 1—8. Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один заголовок лишний.

1. An attractive land

2. Climate variations

3. Geography of the country

4. The jewel of India

5. Flora and fauna

6. From the country’s history

7. More than sightseeing

8. Driven to extinction

A. India is bound on the north by Afghanistan, China, Nepal and Bhutan; on the east by Bangladesh, Myanmar and the Bay of Bengal; on the south by the Indian Ocean; and on the west by the Arabian Sea and Pakistan. India’s coastline is more than 7,000 km. With the second largest population in the world the country spans 3.28 million sq metres in space, and is made up of 28 states, of which New Delhi is the capital.

B. India can boast of one of the oldest cultures in the world. Rich in gold, jewels, spices and other valuable things, India was an attractive land for British colonists. Other Europeans staked their claim on the country too and they often left behind themselves ancient ruins of sacred sites and abandoned cities. India became independent from Britain in 1947 after a long struggle led by the peaceful protester, Mahatma Gandhi.

C. The diverse religion, cultures, customs, languages and religions portray a colourful and inviting picture of India. As a result, many tourists are attracted to visit India and experience its natural beauty and rich cultural heritage. Today, India is the one of the most famous tourist destinations of the world thanks to its immense natural beauty and cities with historical monuments, rich architecture and craftsmanship.

D. The Taj Mahal, located in the city of Agra in Utter Pradesh, in northern India, is the country’s most celebrated attraction and a fine example of the country’s architecture. Built between 1631 and 1648 by the emperor to house his beloved wife’s tomb, it is a work of art of incomparable beauty as its white marble stone changes colour in different light. Crowds of tourists visit this place annually, including celebrities.

E. India is generally seen as a warm country. Most of the parts in India have a tropical or subtropical climate, with little variation in temperature between seasons. The northern plains, however, have a greater temperature range, with cooler winters and hotter summers. The mountain areas have cold winters and cool summers. In the mountains, though, climate type can change from subtropical to polar within a few miles.

F. India has long been associated with a stunning combination of spirituality, philosophy and health. The ancient healing system of Ayurveda is known as the science of life originated here, as did yoga and meditation. Now people come to India not only to see its sights, but also to spend time in local monasteries and retreats to leave behind the fast-paced lifestyle and discover the inner God in themselves.

G. The fauna of India is made up of almost 5,000 species of larger animals. Tiger, panther, lion, cheetah, snow leopard, and jungle cat can be found is some parts of the country. Besides this, India is home to elephants, rhinoceros, black bear, antelope, and deer. There are 15,000 flowering plant species, accounting to 6 percent of the world’s total flora. Out of these, about 3,000 to 4,000 are believed to be in danger of extinction.

Ответ:

A

В

C

D

E

F

G








Вариант 2

Установите соответствия между текстами A—G и заголовками 1—8. Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую цифру только один раз. В задании один заголовок лишний.

1. Why we take in vitamins

2. Vitamins can cure

3. A misleading name

4. To cook or not to cook?

5. Not a medicine after all

6. From the history of vitamins

7. Vitamins can harm you

8. Naming vitamins

A. The term vitamin was derived from vitamine, a compound noun coined in 1921 by the Polish biochemist Funk. The name is from vital and amine, meaning the amine of life because it was suggested in 1921 the organic micronutrient food factors that prevent dietary-deficiency diseases might be chemical amines. This was true only for some of them but not for others so the word was shortened to vitamin in English.

B. It is interesting that vitamins are named mainly after the letters of the alphabet. We know there are vitamins from A to E but then it goes directly to K. Where are the ones that should correspond to letters F—J? In fact, these vitamins were either reclassified over time, discarded as false leads or renamed because of their relationship to vitamin B, which eventually became a complex of vitamins.

C. Vitamins are essential for the normal growth and development of a multicellular organism. At different stages of growing a body requires certain vitamins and minerals to be present at certain times. These nutrients facilitate the chemical reactions that produce, among other things, skin, bone and muscle. If there’s a serious deficiency in one or more of these nutrients, a body can develop a disease. Even minor deficiencies can cause permanent damage.

D. People in ancient times didn’t know about vitamins but they did know that certain foods could help cure illnesses. The ancient Egyptians fed a person liver to cure night blindness. The Japanese were the first to experiment with diets to cure beriberi in the navy in 1884. In 1897, F. Hopkins postulated some foods contain elements necessary for a body to function. In 1929, he was awarded the Nobel Prize for discovering several vitamins.

E. Most countries place vitamins and dietary supplements in a special category under the general umbrella of foods, not drugs. This necessitates that the manufacturer and not the government be responsible for ensuring these products are safe before they are marketed. Regulation of vitamins and food supplements varies widely by country for the consumer to purchase a high-quality product after all.

F. In large doses some vitamins have documented side effects that tend to be more severe with a larger dosage. The likelihood of consuming too much of any vitamin with food is remote but overdosing (vitamin poisoning) from vitamin supplementation does occur. Its typical side effects include nausea, diarrhea and vomiting. The doses of vitamins differ because individual tolerances can vary widely related to age and state of health.

G. Each product is rich in vitamins but the point is man cooks food. Up to a quarter of vitamins is lost after cooking for such common foods as vegetables, meat or fish. It should be mentioned, however, that some vitamins may become more bio-available — that is usable by the body — when steamed or cooked. There are special tables to show a housewife whether various vitamins are susceptible to loss from heat.

Ответ:

А

В

С

D

Е

F

G








Рефлексия

1. Помог ли вам представленный в данной теме материал лучше понять содержание и структуру задания 10 раздела “Чтение”?

2. Что было легко/трудно в усвоении темы?

3. Что было полезным?

4. Что вы усвоили, чему научились, что сумеете выполнить самостоятельно?

5. Что осталось неясным?

Научились, умеем, усвоили

1. Усвоили алгоритм выполнения задания 10 раздела “Чтение”.

2. Научились выполнять это задание.

3. Умеем применять следующие стратегии:

• понимать основное содержание прочитанного текста;

• отделять главную информацию от второстепенной с помощью ключевых слов и фраз;

• закрепить в памяти основные сведения;

• игнорировать или понимать незнакомые слова, используя языковую догадку;

• соотносить развёрнутый текст и его основную мысль, высказанную в заголовке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]