Английский язык - 20 тренировочных вариантов заданий для подготовки к устной части основного государственного экзамена - 2017 год
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Рекомендации к выполнению задания 1
Подготовку к чтению научно-популярного текста на устном экзамене целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
1) внимательно прочитайте текст вслух, стараясь понять его основное содержание;
2) выделите слова, которые вы не знаете, и попытайтесь прочесть их. Вспомните, как читаются похожие по написанию слова;
3) разбейте предложения на смысловые группы и подумайте, где вы сможете сделать паузу. Смысловой группой называется слово или группа слов в предложении, которую нельзя разделить паузой без потери смысловой связи между словами. Предложение может состоять из одной или нескольких смысловых групп (синтагм);
4) при подготовке к заданию надо обращать внимание не только на звуки, но и на интонацию. Вспомните, что:
а) повествовательное предложение произносится с нисходящей интонацией;
б) однородные члены предложения при перечислении читаются с повышением интонации, а в конце предложения тон понижается;
в) общие вопросы произносятся с восходящей интонацией в конце вопроса, а специальные вопросы — с нисходящей интонацией;
г) альтернативные вопросы произносятся с повышением тона в первой части (до союза or) и падением во второй;
д) фразовое ударение обычно падает на смысловые слова (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.д.). Служебные слова (глаголы-связки, артикли, предлоги или союзы), как правило, являются безударными.
Наиболее сложные слова (или редко встречающиеся) могут быть даны в тексте вместе с транскрипцией, поэтому учащимся рекомендуется твердо знать, как читаются знаки транскрипции, и до экзамена попрактиковаться в чтении слов по транскрипции. Кроме того, в тексте всегда могут встретиться слова, которые вы раньше не встречали, поэтому при подготовке к экзамену в течение учебного года целесообразно запомнить правила чтения некоторых букв и буквосочетаний.
Следует, однако, отметить, что в произношении английских слов исключений не меньше, чем правил, поэтому в процессе обучения всегда стоит проверять по транскрипции в словаре, как правильно произносится слово. Тем не менее, знание правил чтения может выручить вас в критической ситуации на экзамене.
В этом разделе приведена справочная информация о знаках транскрипции (табл. 4), правилах чтения букв и буквосочетаний (табл. 5), а также о правилах чтения чисел, размерностей, дат и времени (табл. 8), которые могут встретиться в текстах. Эта информация, безусловно, окажется полезной при сдаче устной части ОГЭ по английскому языку.
Таблица 4. Знаки транскрипции
Гласные звуки |
||
[ι] ‘и’ big |
[i:] ‘и-и’ teacher |
[e] ‘э’ узкий bed |
[Λ] ‘a’ cut |
[α:] ‘а-а’ park |
[æ] ‘э’ широкий bad |
‘у’ book |
[u:] ‘y-y’ boot |
[ə] ‘э’ безударный звук |
‘o’ dog |
‘о-o’ door |
[з:] как в слове bird |
Дифтонги |
||
[eι] ‘эй’ day |
‘эу’ note (ВrЕ) |
[ιə] ‘иэ’ real |
[aι] ‘ай’ my |
‘ay’ now |
‘уэ’ poor |
‘ой’ boy |
‘оу’ note (AmE) |
[еə] ‘эа’ hair |
Согласные звуки |
||
[b] ‘б’ big |
[р] ‘п’ реп |
[h] ‘х’ he |
[d] ‘д’ dog |
[t] ‘т’ ten |
[∫] ‘ш’ she |
[g] ‘г’ big |
[k] ‘к’ cat |
[t∫] ‘ч’ cheese |
[v] ‘в’ very |
[f] ‘ф’ fat |
‘ж’ pleasure |
[z] ‘з’ zero |
[s] ‘с’ sun |
‘дж’ jump |
[l] ‘л’ like |
[m] ‘м’ my |
[r] ‘p’ red |
[n] ‘h’ no |
[η] ‘нь’ sing |
[j] ‘й’ yes |
[δ] межзубный звук звонкий, как в слове they |
[θ] межзубный звук глухой, как в слове thanks |
[w] как в слове when |
Правила чтения в английском языке
В английском языке правил чтения не очень много. Исключений из них гораздо больше. Поэтому, как правило, лучше посмотреть транскрипцию незнакомого слова в словаре. Тем не менее, есть некоторые устойчивые правила чтения, которые следует запомнить.
Таблица 5. Чтение гласных букв
Буква |
Типы слогов |
|||
I (Открытый)* |
II (Закрытый)* |
III |
IV |
|
а |
[eι] game |
[æ] bag |
[a:] park |
[еə] hare |
е |
[i:] be, he, we |
[e] pen |
[з:] herd |
[iə] here |
i |
[aι] mine |
[i] pin |
[з:] bird |
[aiə] hire |
о |
role |
top |
port |
more |
u |
[ju:] music |
[Λ] nut |
[з:] fur |
[juə] cure |
y |
[aι] my, type |
[i] myth |
[з:] myrtle |
[aiə] tyre |
* Открытый слог оканчивается на гласную букву, а закрытый слог — на согласную букву.
Таблица 6. Чтение согласных букв
Буква |
Звук |
Случаи употребления |
Примеры |
с |
[S] |
перед буквами ‘е’, ‘i’, ‘у’ |
cent, расе, cinema, city, circus, cycle |
[k] |
во всех остальных случаях |
cat, code, cut, curious |
|
g |
[g] |
перед буквами ‘е’, ‘i’, ‘у’ в словах французского происхождения во всех остальных случаях |
gentle, ginger, biologist, gym, gymnastics, geometry, range Исключения: get, forget, gear, girl, gift garage, massage, genre great, game, go, golf, good, gun |
s |
[z] [z] [z] [∫] [s] |
между двумя гласными в суффиксе ‘ism’ после звонких согласных перед буквосочетанием “иге” во всех остальных случаях |
rose, nose, these Исключения: basic realism, optimism needs, lives, plans treasure, measure, leisure, pleasure, ensure, sure, pressure speak, safe |
x |
[z] [gz] [ks] [ks] |
Перед гласным в начале слов Между двумя гласными перед согласными в конце слова |
Xerox, xylophone exam, examine, exaggerate, example, exit excel, except, exciting, explore, expose, extreme, extinct box, fox, fix, mix |
j |
jar, join, joy, jewel, jump, junior, June, July, eject, injury, major |
Таблица 7. Чтение буквосочетаний
Сочетание букв |
Звук |
Случаи употребления |
Примеры |
asp |
[α:sp] |
в конце слова |
clasp, grasp, gasp Исключение: wasp |
аu |
в начале слова в середине слова |
automobile, autumn, author, auction Исключения: aubergine, aunt caught, cautious, dinosaur, fault, fauna, sauna, naughty, taught Исключения: restaurant, laugh |
|
aw |
claw, draw, saw, lawn, law, lawyer, awesome |
||
bt |
[t] |
в конце слова |
debt, doubt |
ch |
[t∫] |
chalk, chess, child, beach, peach, touch |
|
[k] |
в словах греческого происхождения |
architect, character, chemistry, chemical, mechanic, mechanism, monarchy, scheme, school, technology |
|
[∫] |
в словах французского происхождения |
chef, machine, machinery |
|
cial |
[∫(ə)l] |
в конце слова |
commercial, crucial, facial, financial, racial, social |
cian |
[∫(ə)n] |
в конце слова |
musician, magician, electrician, politician |
cious |
[∫(ə)s] |
в конце слова |
spacious, delicious |
cient |
[∫(ə)nt] |
в конце слова |
ancient, efficient, sufficient, proficient |
ck |
[k] |
black, stick, pick, duck, lack, crack, lock |
|
dg |
bridge, gadget, knowledge |
||
gh |
[-] |
caught, taught, eight, height, neighbour, weight, might, night, sight, right, sigh, high |
|
[-] |
в конце после ‘ou’ |
although, bought, brought, dough, thought, though, through, thorough |
|
[f] |
в конце после ‘аu, оu’ |
laugh, enough, cough, tough, rough |
|
gn |
[n] |
в начале или в конце слова |
gnome, gnomic, sign, foreign, design |
[gn] |
в середине слова |
dignity, ignite, signify, significance |
|
gm |
[m] |
paradigm, diaphragm |
|
kn |
[n] |
в начале слова |
knee, knife, knit, knock, know, knew, knowledge |
lm |
[m] |
согласная + ‘alm’ |
balm, calm, palm, salmon |
mb |
[m] |
в конце слова |
comb, climb, dumb, thumb, bomb, tomb, crumb |
[mb] |
внутри слова |
chamber, member, remember, umbrella |
|
mn |
[m] |
в конце слова |
autumn, column, condemn, damn, hymn |
ng |
[η] |
в конце слова |
bring, king, long, lung, reading, ring, sang, sing, song, sung, thing |
[ηg] |
внутри слова |
finger, England, hungry, angry |
|
nk |
[ηk] |
link, pink, sink, think |
|
ph |
[f] |
phantom, phoenix, phrase, photo, phone, trophy, phenomena, geography |
|
pn |
[n] |
в начале слова |
pneumatic, pneumonia |
ps |
[s] |
в начале слова |
psychologist, psychiatrist, psychic |
qu |
[kw] |
в начале и середине слова |
qualify, quality, quantity, quarter, queen, question, quote, equal, equality, equipment, frequent, square Исключения: queue, quay |
que |
[k] |
в конце слова |
cheque, picturesque, technique, unique |
sc |
[s] |
перед буквами ‘е’, ‘i’, ‘у’ |
scent, scene, scenery, science, scientist, sci-fi, scythe, discipline, susceptible |
[sk] |
во всех остальных случаях |
scale, scone, score, scuba |
|
scle |
[s(ə)l] |
в конце слова |
muscle, corpuscle |
sh |
[∫] |
sharp, shelf, shop, shut, cash, dish, fish |
|
ssion |
[∫(ə)n] |
в конце слова |
admission, commission, mission, possession |
sten |
[s(ə)n] |
в конце слова |
listen, fasten, hasten, christen |
stle |
[s(ə)l] |
в конце слова |
castle, thistle, whistle |
tch |
[t∫] |
match, switch, stitch, catch, itchy |
|
tion |
[∫(ə)n] |
в конце слова |
action, protection, domination, tuition |
th |
[δ] |
в служебных словах (артикль, союз, местоимения), между гласными |
the, they, that, their, those, thus, though, there, therefore, bathe, either, father, farther, further, with, without Исключения: ethic(s), ethanol |
th |
[θ] |
в начале большинства знаменательных слов; в конце слов; перед или после согласной |
thick, throw, thermal, through, threat, thesis, faith, blacksmith, myth, both, monthly |
ture |
[t∫ə(r)] |
в конце слова |
capture, creature, culture, fracture, future, manufacture, nature, picture, venture, temperature |
wh |
[w] |
встречается только в начале слова |
white, where, why, what, whisky, whether, whisper, wheel |
[h] |
перед буквой ‘о’ |
who, whoop, whole, whose |
|
wr |
[r] |
в начале слова |
wrap, wreath, wretched, wrinkle, write, wrong, wrote |
Ударение в разных частях речи
Следует обратить внимание на то, что в некоторых словах изменяется ударение при изменении части речи. Как правило, существительные имеют ударение на первый слог, а в глаголах ударение делается на второй слог. Вот наиболее распространенные примеры таких слов: conduct, export/ import, extract, decrease/increase, impact, object, permit, present, record, transport.
Чтение чисел, дат и времени
На экзамене в тексте могут встретиться различные числительные в виде чисел (например, 1802 km), дат (23 July, 1976) и даже времени (at 8.30 pm), поэтому очень важно уметь их правильно прочитать.
Таблица 8
Числа и размерности |
Как читаются |
|
1/2 2/3 19.9 32 т 765 km 9,840 km2 +25 °С —15 °С 35% |
one half, a half two thirds nineteen point nine thirty-two metres seven hundred and sixty-five kilometres nine thousand eight hundred and forty square kilometres twenty-five degrees above zero или plus twenty-five degrees Celsius fifteen degrees below zero или minus fifteen degrees Celsius thirty-five per cent [pə(r)'sent] |
|
Года |
Как читаются |
|
1600 1607 |
sixteen hundred sixteen hundred and seven или sixteen oh seven ['siks’ti:n ou 'sevn] sixteen fifty-six two thousand two thousand and seven |
|
1656 2000 2007 |
||
Даты |
Как читаются |
|
15 July, 1965 July 15, 1965 |
the fifteenth of July, nineteen sixty-five July the fifteenth, nineteen sixty-five |
|
Время |
Как читаются |
|
2:05 4:15 7:30 8:35 9:45 11:53 8:30 am 6:30 pm 5:00 |
five (minutes) past two, two oh five (a) quarter past four, four fifteen half past seven, seven thirty twenty-five (minutes) to nine, eight thirty-five (a) quarter to ten, nine forty-five seven (minutes) to twelve, eleven fifty-three eight thirty am ['ei ’em] six thirty pm ['pi: ’em] five (o’clock) Слово o’clock используется только для обозначение целого часа (без минут). Оно не используется вместе со словами am / рm. Также его можно опустить в неформальном разговоре |
Рекомендации к выполнению задания 2
Задание 2 является одним из самых сложных на экзамене, так как учащийся не видит вопросы на экране, а только слышит их в аудиозаписи. Вопросы звучат в естественном темпе, и иногда экзаменуемый теряется и не сразу понимает, о чём его спросили. Успешный ответ учащегося зависит не только от его умения говорить, но и от его навыков аудирования. Кроме того, на обдумывание ответа и собственно ответ учащемуся дается 40 секунд. Это не очень много, но вполне достаточно для обдумывания своего ответа и его воспроизведения.
Когда вы выполняете задание 2, не надо стараться сразу начать отвечать на вопрос. Наоборот, следует мысленно повторить вопрос, стараясь запомнить его грамматическую структуру и осмыслить содержание.
Затем следует обдумать свой ответ, стараясь сказать минимум одно развернутое предложение или несколько простых предложений. Подумайте, что еще можно сказать в ответ на вопрос, но старайтесь не отходить от темы вопроса. Помните, что эксперты не учитывают предложения, не относящиеся к вопросу. Ваш ответ должен быть полным и точным.
Если вопрос начинается со слова Why, или в конце предложения вас просят объяснить причину ответа (Explain why), то обязательно следует привести один-два аргумента в поддержку своего мнения.
При ответе на вопрос старайтесь использовать те же лексические единицы и грамматические структуры, которые в нём прозвучали. Это поможет свести к минимуму количество ошибок. Не забывайте использовать вводные слова и союзы, чтобы ответ был логичным.
Рекомендации к выполнению задания 3
На подготовку к заданию 3 отводится всего 1,5 минуты, поэтому это время надо использовать максимально рационально.
Во время подготовки к заданию:
• внимательно прочитайте текст задания, обращая особое внимание на пункты плана, которые необходимо раскрыть;
• продумайте, что вы могли бы сказать по каждому пункту плана; не забудьте, что на каждый пункт плана надо сказать не менее 3—4 предложений;
• заранее продумайте заключение (подведение итога сказанному в основной части, выражение своего мнения), так как во время ответа вы можете не успеть придумать, как закончить свое выступление;
• используйте средства логической связи для объединения предложений в единый связанный рассказ (табл. 9);
• обратите внимание на то, какие грамматические структуры используются в пунктах задания. Например, если в пункте задания использовано прошедшее время, то и отвечать надо в прошедшем времени.
Во время ответа:
• начните с общего представления темы (1—2 предложения) и только потом переходите непосредственно к раскрытию первого пункта задания, для того чтобы ваш рассказ получился логичный и связанный;
• подробно раскройте содержание всех пунктов задания;
• дайте развернутую аргументацию, если в пункте задания есть вопрос Why;
• говорите четко и ясно, не отклоняясь от предложенного плана; не давайте избыточную информацию, которая не требуется в задании: она займет время ответа, но учитываться экспертами не будет;
• следите за временем. Примерное время ответа на каждый пункт плана — 35—40 секунд; если вы видите, что проговорили больше времени, чем нужно, переходите к следующему пункту плана;
• за 10—15 секунд до окончания отведенного на ответ времени переходите к заключению. Очень важно, чтобы ваш рассказ носил завершенный характер, а не обрывался на середине фразы. Если вы не успеете сказать заключительную фразу, то потеряете 1 балл по критерию “Организация высказывания”.
Таблица 9. Рекомендуемая лексика для выполнения задания 3
Функция |
Рекомендуемая лексика |
введение |
I’d like to give a talk about... I want to tell you about... To begin with, ... |
введение аргументов |
First of all, ... Besides, ... / In addition, ... Moreover, ... /What is more, ... Finally, ... There are many reasons why... |
примеры |
for example, for instance, such as... |
выражение мнения |
In my opinion, ... From my point of view, ... To tell the truth, ... To be honest, ... As for me, ... Personally, I ... |
заключение |
To sum up, I want to say that... In conclusion, I’d like to point out that... |