География транспорта мира

География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.

География транспорта мира

Дели: сформировать представление о структуре транспорта мира; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.

Оборудование: карта «Транспорт мира», атласы, инструктивные карты.

Ход урока

I. Опрос

Учитель проводит тест

1. «Зеленая революция» — это:

а) движение за восстановление вырубаемых лесов;

б) распространение ислама по всему миру;

в) экологическое движение против строительства АЭС;

г) преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники.

2. Площадь обрабатываемых земель значительно превосходит площади естественных пастбищ:

а) в Европе; б) Африке; в) Австралии; г) Южной Америке; д) Индии; е) Китае.

3. Какие три культуры обеспечивают более 75% мирового сбора зерновых:

а) рожь; б) овес; в) кукуруза; г) ячмень; д) пшеница; е) рис.

4. По сбору масличных культур (олива, соя, подсолнечник, арахис) первое место занимают:

а) СНГ; б) США; в) Индия; г) Италия, (соя - США, олива - Италия, подсолнечник - СНГ, арахис - Индия.)

5. Крупнейшим производителем риса являются:

а) США; б) Индия; в) Китай; г) Япония; д) страны СНГ.

6. Крупнейшими районами разведения:

а) крупного рогатого скота; б) овец; в) свиней являются:

1) степи и полупустыни Австралии; 2) Аргентинская пампа; 3) Великая Китайская равнина.

(Крупного рогатого скота — Аргентинская пампа, овец — степи и полупустыни Австралии, свиней — Великая Китайская равнина.)

7. Установите соответствие:

а) кофе;

б) натуральный каучук;

в) рис;

г) сахарная свекла;

д) чай;

е) соя;

ж) табак.

1) США, Бразилия, Китай;

2) Индия, Турция, Китай;

3) Бразилия, Колумбия, Индия;

4) Малайзия, Индонезия, Таиланд;

5) Китай, США, Индия;

6) Украина, Россия, Франция;

7) Китай, Индия, Индонезия, (а - 3, б - 4, в - 7, г - 6, д - 7, е - 1, ж - 2.)

8. Страна - лидер по поголовью крупного рогатого скота:

а) Китай, б) Индия, в) Бразилия, г) Аргентина.

9. Первые три страны по улову рыбы:

а) Китай, Перу, Чили; б) Япония, США, Россия; в) Индия, Индонезия, Таиланд.


Задания на проверку понимания причинно-следственных связей:

1. Почему в странах Западной Европы молочное животноводство играет большую роль, чем в США? Какова при этом роль природных предпосылок в специализации растениеводства?

2. Почему среди отраслей растениеводства в развитых странах низка доля технических культур?

3. Одна из главных отраслей сельского хозяйства Великобритании и Монголии — овцеводство. Чем вы объясните этот факт?

Задания на творческое применение знаний:

1. Как изменится специализация сельского хозяйства острова Мадагаскара, если его переместить на 40° севернее и на 70° западнее? Ответ дайте в идее двух схем: существующей и прогноза.

2. На международную географическую олимпиаду приехали индус, нигериец, шотландец, ирландец, китаец, японец, мексиканец. Что вы закажете им на завтрак?

3. Представьте, что вам поручили руководство созданием посреднической фирмы по закупке чая для России. Создайте проект требований к сотрудникам: знание языка, адаптированность к природным условиям страны и т. д.

4. Почему в перечне основных компонентов «зеленой революции» не значится механизация?

5. Испанцы завезли картофель в Европу из тропиков Южной Америки, но эта культура получила широкое распространение в умеренном поясе Евразии. Как вы объясните этот факт?

Задания на проверку знания фактического материала:

1. Родина этой культуры — страны Передней Азии и Средиземноморья; выращивают ее преимущественно в северном полушарии. Возделыванием занимаются в 70 странах. Но главными производителями являются США, Канада и Австралия. О какой сельскохозяйственной культуре идет речь?

2. Странами — лидерами по выращиванию этой сельскохозяйственной культуры являются Китай, Индия, Бангладеш и Вьетнам. Определите, что эта за культура. Какие природные и социальные особенности характерны для районов ее произрастания?

3. Что такое агробизнес? В каких странах он приобрел наибольший размах?

4. Приведите примеры стран Латинской Америки и Африки, специализирующихся на экспорте одних культур?


II. Изучение нового материала

Роль транспорта

Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны, кровеносная система в сложном организме мирового хозяйства. Значение его велико.

1) Является основой географического разделения труда.

2) География транспорта влияет на размещение отраслей промышленности.

3) Является связующим звеном между потребителем и производителем.

Вопрос: Учитель предлагает вспомнить определения терминов, изученных в 9 классе: грузоподъемность, грузопроводность, фрахт, каботаж, пассажирооборот, грузооборот и т. д. Учащиеся отвечают на вопросы, если у них возникают сложности, учитель помогает им.

1) Грузооборот — основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км).

2) Фрахт - плата за перевозку грузов или пассажиров различными видами транспорта, главным образом морским.

3) Каботаж - судоходство между портами одной страны. Различают большой каботаж (между портами разных морей, например Балтийским и Черным) и малый каботаж (между портами одного или двух смежных морей, например, Черным и Азовским).

4) Грузоподъемность транспортного средства (подъемного крана, автомобиля и т. д.) — максимальная масса груза, которую оно способно в определенных условиях в один прием поднять, переместить или перевезти.

5) Воздушная трасса (авиалиния) - пространство над поверхностью земли в виде коридора, в пределах которого выполняются полеты, обеспеченные аэродромными и наземными радиотехническими средствами.


Уровень развития транспорта

Уровень развития транспорта зависит от многих факторов. Например, от уровня развития производительных сил, размеров и освоенности территории, степени включенности в географическое разделение труда и т. д.

Задание: Пользуясь текстом учебника (тема № 5, параграф 3.2), заполнить таблицу «Транспорт в развивающихся и развитых странах».


Структура транспорта

Задание: Начертить схему, изображающую структуру транспорта. Один из учеников работает у доски, а остальные - в тетрадях. После выполнения задания оно проверяется.



Задание: Сделайте анализ таблицы «Изменение структуры грузооборота». Рассмотрите темпы роста каждого вида транспорта. Какой вид транспорта занимает первое, второе и третье место в грузообороте? Почему?


Виды транспорта

1950 г.

1970 г.

1990 г.

Железнодорожный

30,8

18,9

16,0

Автомобильный

7,5

8,0

8,3

Внутренний водный

5,6

3,0

2,7

Морской

51,9

62,7

62,1

Нефтяной трубопроводный

3,1

5,0

7,2

Газопроводный

1,1

2,3

3,6

Воздушный

0,1

0,1

0,1


Влияние НТР на транспорт

Задание: Пользуясь с учебником, приведите примеры влияния НТР на транспорт в целом.

1) увеличение грузоподъемности;

2) увеличение пропускной способности;

3) появление принципиально новых видов транспорта;

4) увеличение вместимости;

5) увеличение скорости.

Приведите примеры влияния НТР на некоторые виды транспорта, ответ можно оформить в виде схемы.



Монорельсовая дорога — транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) — монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога). Вместимость вагонов 60-120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Грузовые монорельсовые дороги применяют на промышленных предприятиях; грузоподъемность вагонеток

0,5-5 т, скорость 2-4 км/ч, протяженность до 1,5 км. Распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с платной застройкой (Монреаль, Токио и др.). Недостатками являются относительно высокая стоимость, повышенный уровень шума.

Воздушная подушка — область повышенного давления воздуха между основанием машины (например, судна на воздушной подушке) и опорной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами механизмов (например, воздушный подшипник), в приборах (например, гироскопах).

Магнитная подвеска — бесконтактное подвешивание транспортного средства с зазором до 30 см над путевым устройством. Осуществляется с помощью постоянных магнитов (принцип отталкивания), регулируемых электромагнитов (принцип притяжения) или электромагнитов на транспортном средстве и токопроводящих обмоток, уложенных в путь (принцип отталкивания). В качестве тяговых используют линейные электродвигатели. Скорость транспортных средств с магнитной подвеской до 500 км/ч. Испытания проводились в Российской Федерации, США, Германии, Японии, Великобритании.


Различия в развитии видов транспорта

Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам, заранее подготовленным учителем.

Карточка 1. Автомобильный транспорт.

1. Время зарождения. (XX век.)

2. Стоимость перевозок. (Один из самых дорогих видов транспорта.)

3. Маневренность. (Высокая маневренность.)

4. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %», определите место автомобильного вида транспорта в мировом грузообороте. (4 место.)


Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %


Виды транспорта

Грузооборот

Пассажирооборот

Железнодорожный

12

10,5

Автомобильный

10

79

Трубопроводный

13


Морской

62


Внутренний водный

3

1

Воздушный


10


5. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %», определите место автомобильного вида транспорта в мировом пассажирообороте. (1 место.)

6. Назовите страны с самой большой протяженностью автомобильных дорог. (США, Индия, Япония, Китай, Россия, Франция.)

7. Страны, с самой высокой плотностью автомобильных дорог. (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания.)

8. Автомобильный парк приблизился к 800 млн. машин. В какой стране самый высокий уровень автомобилизации? (США.) Какие страны лидируют в автомобилизации?


Страна

Автопарк, млн. машин

Страна

Автопарк, млн. машин

США

210

Великобритания

24

Япония

45

Россия

18

ФРГ

42

Канада

17

Италия

31

Испания

16

Франция

28

Бразилия

14


Карточка 2. Железнодорожный транспорт.

1. Стоимость перевозок. (Один из самых недорогих видов транспорта.)

2. Маневренность. (Низкая маневренность.)

3. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %», определите место железнодорожного вида транспорта в мировом грузообороте. (2 место.) (Таблицу см. в карточке 1.)

4. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %», определите место железнодорожного вида транспорта в мировом пассажирообороте. (2 место.)

5. Пользуясь таблицей «Первые десять стран по длине железнодорожной сети в середине 90-х гг.», назовите страны с самой большой протяженностью железных дорог. (США, Канада, Россия, Индия, Китай.)


Страна

Длина, тыс. км

США

178

Россия

87

Канада

86

Индия

63

Китай

54

ФРГ

44

Австралия

37

Франция

33

Аргентина

33

Бразилия

30


6. Пользуясь таблицей «Первые десять стран по густоте железнодорожных путей», назовите страны с самой высокой плотностью железных дорог. (Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия.) Сравните страны, отличающиеся по густоте автомобильных и железнодорожных путей. Какую закономерность вы видите? (Железнодорожный транспорт широко распространен как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой, а автомобильный имеет высокую плотность магистралей в основном в развитых странах.)


Первые десять стран по густоте железнодорожных путей


Страна

Густота ж/д сети, км на 1000 км2

Швейцария

140

ФРГ

122

Чехия

120

Куба

114

Бельгия

112

Венгрия

84

Польша

82

Словакия

75

Нидерланды

74

Япония

72


7. Для каких стран характерен самый высокий уровень грузооборота на этом виде транспорта? (Россия, США, Китай, Канада, Польша.)


Карточка 3. Морской транспорт.

1. Стоимость перевозок. (Самый дешевый вид транспорта.)

2. Маневренность. (Низкая маневренность.)

3. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %», определите место морского вида транспорта в мировом грузообороте. (1 место.) (Таблицу см. в карточке 1.)

4. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %», определите место морского вида транспорта в мировом пассажирообороте. (4 место.)

5. Пользуясь таблицей, назовите страны, являющиеся лидерами по тоннажу морского флота. (Либерия, Панама, Япония, Норвегия, Греция, Кипр.)


Первая десятка стран по тоннажу морского торгового флота


Страна

Тоннаж, млн. т

Панама

72

Либерия

60

Греция

29

Кипр

25

Багамские острова

24

Сингапур

20

Япония

20

Норвегия

19

Мальта

18

Китай

17


6. Что такое дешевые флаги?

7. Самый высокий грузооборот на этом виде транспорта имеют страны. (Япония, В еликобритания, США.)

8. Перечислите универсальные и специализированные порты. (Универсальные характерны для развитых стран: Роттердам, Гамбург, Иокогама, Бомбей, Монреаль, Сидней. Специализированные: Рас-Таннура, Таминико, Валдиз и т. д.)


Карточка 4. Трубопроводный транспорт.

1. Когда появились первые трубопроводы? (XIX век.)

2. Стоимость перевозок. (Один из самых недорогих видов транспорта.)

3. Маневренность. (Низкая маневренность.)

4. Место в мировом грузообороте. (В развитых странах трубопроводный вид транспорта занимает второе место по грузообороту, в развивающихся — 4 место.)

5. Место в мировом пассажирообороте. (Трубопроводным видом транспорта перевозятся только специализированные грузы.)

6. Назовите страны с самой большой протяженностью трубопроводов. (США, Россия, Канада.)

7. Назовите и покажите самые длинные трубопроводы. (Канада — Редуотер-Порт-Кредит (4,8 тыс. км) и Эдмонтон — Монреаль (3,2 тыс.км), американский Хьюстон-Нью-Йорк (2,5 тыс. км), российский «Дружба» (5,5 тыс.км.))


Карточка 5. Воздушный транспорт.

1. Пользуясь таблицей «структура мирового грузо- и пассажирооборота», сделайте вывод о месте и роли воздушного транспорта в пассажирообороте мира. (Занимает 3 место, немногим уступая автомобильному транспорту.) (Таблицу см. в карточке 1.)

2. Каково место воздушного транспорта в мировом грузообороте? (Последнее место, так как воздушным транспортом перевозятся преимущественно пассажиры.)

3. Какие страны выделяются по пассажирообороту этим видом транспорта? (США, Россия, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия.)

4. Назовите крупнейшие аэропорты мира. (Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Хитроу (Лондон). Всего в мире 34 крупных аэропорта, половина из них находится в США, 8 - в Европе.)

После выполнения задания, представители групп по очереди выступают, остальные ученики класса могут задавать им уточняющие вопросы.


III. Закрепление изученного материала

1. Чем можно объяснить, что Панама и Либерия имеют самые большие флоты мира и стоят впереди Японии, Греции, США, Норвегии по этому показателю? (Многие страны (в том числе Япония, США, ФРГ, Великобритания) переводят большую часть крупных судов под «удобные» флаги развивающихся стран. Таким образом они снижают издержки, используя дешевую рабочую силу и экономят на налогах.)

2. Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны? (Да. В развитых странах более густая транспортная сеть, более сложная структура транспорта, представленная всеми видами транспорта и т. д.)

3. Представьте, что вас попросили разработать маршрут доставки товаров из Шанхая в Варшаву. Какие транспортные пути вы бы предложили и почему? (Морским путем вокруг Евразии, железнодорожным путем через Россию, авиационным, если характеристики товара позволяют это сделать, так как стоимость товара вырастет.)

4. Реки оказывают большое влияние на расселение людей и размещение хозяйства. Как правило, наиболее высоким уровнем экономического развития отличаются районы, расположенные в низовьях крупных рек. А есть ли крупные реки, где наиболее развитые районы находятся в верхнем течении? Почему? Перечислите эти реки. (Миссисипи, Рейн, Дунай, По, Луара.)

5. Чем вы можете объяснить феномен Роттердамского порта? (Удобным географическим положением, пересечением речных, железнодорожных, автомобильных морских путей. Кроме того, он находится в эстуарии Рейна — важной судоходной реки, соединяющей несколько стран.)

6. По статистике, самыми интенсивными участками движения судов являются проливы Ла-Манш — 500, Эресунн (Зунд) — 175, Кильский канал — 159, Гибралтарский — 140 судов. Чем вы это можете объяснить? (Эти проливы находятся около стран, зависящих от импорта сырья. В основном это развитые страны, с активной торговлей, имеющие важное значение в международном разделении труда. Здесь проходят важные торговые пути.)

7. Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт? (Территория стран маленькая, расстояния, на которые надо перевезти продукцию, небольшие, в таких условиях необходима маневренность автомобильного транспорта.)

8. Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта — морскому? (Межконтинентальные связи можно поддерживать или воздушным, или морским видом транспорта, но авиационный транспорт дорогой, а морской — самый дешевый. Поэтому предпочтение в перевозке грузов отдается морскому виду транспорта. Кроме того, он самый грузоподъемный.)

9. Как можно объяснить, что 2/3 крупных портов находится на атлантическом побережье? (Здесь находятся самые развитые страны, они активно участвуют в международном разделении труда, здесь происходит обмен товарами услугами и т. д. между Европой, Северной Америкой, Африкой, Южной Америкой, частично Азией, через Средиземное море.)


IV. Домашнее задание

Отметить на контурных картах крупнейшие по грузообороту и пропускной способности порты и проливы мира.


Дополнительные материалы

Скоростной железнодорожный транспорт

При скорости движения поезда 200 км/ч и выше он относится к высокоскоростному наземному транспорту. Существует два вида такого транспорта: с движением по рельсовому пути или с движением по воздуху при помощи магнитного пол веса и с линейным электрическим приводом. Развитие этих двух систем высокоскоростного движения происходило во многих странах.

В Германии первый скоростной поезд провел паровозфирмы «Борзиг» в 1935 году. Тогда была достигнута скорость 20! км/ч. Однако областью применения скоростных поездов является электрическая тяга. В 1945 году электропоезд достиг скорое I и 243 км/ч. а в i 955 - рекорд был достигнут поездом с электровозом ВВ-9004, когда скорость составила 331 км/ч. Наибольшего успеха в э той области добилась Великобритания, где уже в 1978 году на линии Лондон-Глазго была получена скорость более 300 км/ч, а в экспериментальном рейсе и до 315 км/ч.

Во Франции первая скоростная железнодорожная линия была построена в 1981 толу между Парижем и Л ионом дли ной 426 км. По этой линии поезда ходили со скоростью 300 км/ч, а рекордные поездки совершались со скоростью до 380 км/ч. Высокоскоростные поезда фирмы «Альстом» имеют два моторных вагона и до 10 прицепных. В поезде размешается до 400 пассажиров. Поезд обеспечен пневматическим, динамическим и резисторным тормозами. Тормозная система обеспечивает при скорости 260 км/ч тормозной путь 3100 м. Уровень шума в пассажирском салоне при максимальной скорости составляет 60 Дб.

В Японии первая высокоскоростная магистраль между Токио и Осакой протяженностью свыше 500 км была спроектирована в 1965 году на скорость 250 км/ч. На этой линии ходили экспрессы «Молния» и «Свет». Поезда формируются из 2-х вагонных секций по 16 вагонов с мощностью тягового электродвигателя 275 кВт на тяговой оси. Эта поезда предназначены только для пассажиров.

Электровоз класса 91 был предназначен для скоростного движения вдоль восточного побережья Англии на линии Лондон-Элинбурт и для линии на западном побережье от Лондона до Глазго. Поезд формируется из электровоза и 9 вагонов, из которых последний имеет пульт управления, что исключает надобность в маневровых рейсах на конечных станциях. Поезд предназначен для движения со скоростью 240 км/ч. В России скоростной электропоезд эксплуатируется между Москвой и Санкт-Петербургом с 1989 года. На отдельных участках скорость достигает 200 км/ч.

Скоростной железнодорожный транспорт требует создания специальных локомотивов и вагонов, усиления рельсошпальной решетки, разработки специальных систем торможения, ограждения пути на всем протяжении скоростной линии, создания автомашиниста, так как человек при скорости 200 км/ч уже не может управлять поездом.


Монорельсовый транспорт

В начале XX века в Германии в городе Вуппертале была построена первая монорельсовая дорога с электрической тягой, которая показала, что ее эксплуатация обходится дешевле трамвая на 20%.

Сейчас во многих странах имеются короткие участки монорельсового транспорта. Коммерческая монорельсовая дорога между Токио и пригородным аэропортом Ханеда в Японии. Подобные линии имеются в Сиэтле, Диснейленде, в парке Калифорнии в Соединенных Штатах Америки. Всего в разных странах построено окаю 60 монорельсовых дорог для перевозки пассажиров на международных выставках и для экспериментальных целей. Однако монорельсовая дорога не одолела своих транспортных конкурентов, использующих традиционную локомотивную тягу.

На германских монорельсовых дорогах используются вагоны типа «Альвейг». Ходовая направляющая балка расположена на опорных колоннах высотой 5-10 м над землей. На монорельсовых дорогах возможно расположение вагона над направляющей балкой или под ней, как на канатных дорогах. Такая подвеска вагона применяется во Франции, где используется монорельсовая дорога системы «Сафеже».

Наиболее перспективными для монорельсового транспорта являются городские дороги, где они не требуют специального отвода дорогостоящей земли. Монорельсовая дорога на эстакадах обходится дешевле метрополитена. Производительность монорельсового транспорта составляет от 25 до 100 тысяч пассажиров в час при скорости движения от 70 до 500 км/ч Существенными преимуществами монорельсового транспорта являются экологическая чистота, бесшумность и безопасность движения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]