География 11 класс - Поурочные планы
Население Японии
Задачи:
- закрепить знания учащихся о национальном составе, религиозном составе населения, о размещении и традициях населения Японии,
- рассмотреть особенности демографической политики Японии, связанной с продолжительностью жизни японцев,
- формировать мышление, потребность в сохранении и укреплении собственного здоровья, здоровом образе жизни,
- воспитывать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Оборудование: политическая карта мира; флаг и герб Японии, выставка с разной рыбой, морепродуктами, морской капустой, разнообразными овощам; фотографии и рисунки о природе Японии, спортивная форма, кроссовки, предметы личной гигиены; магнитофон с записями японской музыки.
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута).
Повторение материала о населении Японии (5 минут).
По цепочке учащиеся по 1 предложению дают характеристику населения.
II. Основная часть урока (24 минуты).
А. Работа групп (8 минут). Класс разделить на 2 группы.
Задание 1. 1 группа записывает черты характера, которые ассоциируются с русскими, а 2 группа – с японцами.
Русские – широта души, доброта, открытость, простодушие, взаимопомощь, доверительность, альтруизм.
Японцы – образованность, самодисциплина, трудолюбие, вежливость, терпимость, скрытность, почтительность, уважительность, святость традиций, заботливость.
Задание 2. 1 группа записывает традиции Японии, а 2 группа – традиции России.
Традиции России – национальная кухня и хлебосольство, национальная одежда, обычаи, праздники, православие, русская литература, театр, архитектура, русская музыка, береза как символ и т. д.
Традиции Японии – почитание старших, японская кухня, праздники – любования, чайная церемония, иероглифы, спорт (дзюдо, каратэ, сумо), национальный костюм – кимоно, икебана, оригами, бонсай, театр теней, японский сад и т. д.
Задание 3. Используя прием «Даймонд» показать отличия Японии и России.
Тема: Россия – Япония.
1 строка – 2 прилагательных (о России)
2 строка – 3 глагола (о России)
3 строка – существительные (первое о России, второе о России и Японии, третье о Японии)
4 строка – 3 глагола (о Японии)
5 строка – 2 прилагательных (о Японии).
Например, Россия. Могучая. Богатая.
Лидирует, сохраняет, образует.
Запад, достижения, восток.
Отличает, занимает, превосходит.
Загадочная. Островная. Япония.
Задание 4. Расшифруйте тайнопись.
А)
Б)
Учитель – Как Вы думаете, что это за цифры? (ответ: средняя продолжительность жизни в Японии (а – 81 год) и в России (б – 65 лет, прием «зеркальное отображение»).
Задание 5. Посчитайте разницу в средней продолжительности жизни.
Ответ: 81 – 65 = 16 лет. Япония занимает 1 место в мире по продолжительности жизни.
Учитель – Какова цель нашего сегодняшнего урока?
Мы должны найти ответ на вопрос – почему Япония – нация здоровых людей?
Б. Изучение выставки, оформленной в классе (5 минут).
Учитель – Как выставленные предметы связаны с темой нашего разговора?
На какие группы можно разделить предметы?
Учащиеся высказывают предположения
Учитель подводит к главному выводу: японцы долго живут, так как, во-первых, все продукты (увидели морепродукты и рыбу) всегда насвежайшие, много употребляют морепродуктов: во – вторых, отличает отношение японцев к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь, берегут природу (живую и неживую); в-третьих, в отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность; в-четвертых, японцы много ходят пешком. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца; в-пятых, особое отношение к гигиене.
В. Учащиеся заполняют схему «Тайна японского долголетия» - 2 минуты.
Г. Физкультурная пауза (2 минуты)
В связи с тем, что у японцев приняты поклоны и улыбки мы попробуем их сделать.
1. Наклон с улыбкой под углом 15° (японцы кланяются так друг другу), под углом 300(кланяются клиентам и покупателям), под углом 45° (кланяются начальнику). Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.
2. Изобразить позы: сумоиста, передвижение на гэтах (японская национальная обувь).
Д. Теоретическая часть. Сохранение здоровья (всего 7 минут).
На здоровье влияет напряженный ритм городской жизни, растущий поток информации, скорости, стрессы, загрязнение, шум и т. д.
Беседа с учащимися (2 минуты) – почему в Японии влияние цивилизации не имеет таких страшных последствий, как в развитых странах мира и в России?
Ответ: постоянное общение японцев с природой, здоровый образ жизни, хорошее настроение и т. д.
Заслушивание сообщений учащихся (на фоне тихой японской музыки) – 5 минут.
1. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, по своим размерам не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Японцы могут часами любоваться такими садиками (особенно после работы), проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого рабочего дня. Существование такого крохотного садика объяснено стремлением людей познать красоту мира, иметь ее рядом с собой.
2. Поклонение природе у японцев укоренилось и обрело дальнейшее развитие благодаря национальной религии синто «путь богов», обожествляющей разные природные явления. Для японцев природа осталась воплощением универсальных законов Вселенной: единение с Природой помогает людям обретать более верное понимание вещей и себя, дает истинное вдохновение и радость. С каждым временем года у японцев связаны определенные обычаи и обряды, например, ханами – любование цветами, цукими – любование луной, юкими – любование снегом. В живописи и декоративно-прикладном искусстве популярными стали мотивы сосны и бамбука под снегом. Сосна и бамбук символизируют долголетие, силу духа. Японцы считают, что тому, кто не воспринимает красоту природы, особенно луны и дождя, нельзя доверять ни в чем, и у такого человека сердце из камня.
3. Японские женщины живут в среднем 85 лет, а мужчины – 78. Япония – одна из крупнейших держав мира с множеством заводов, городов, автомобилей. Это все не улучшает экологическую ситуацию. Японцы приучены работать на «износ» и тем не менее живут дольше всех.
По данным Министерства здравоохранения Японии, «живучесть» японцев объясняется очень низким уровнем заболеваемости атеросклерозом (атеросклероз – причина смерти №1 в мире, вызывает инфаркт, инсульт). Проведенные исследования показывают, что от страшных болезней японцев спасает рыба. Значительная ее часть употребляется в сыром виде. Не обработанная термически рыба богата омега-3 жирными кислотами – соединениями, защищающими сосуды от атеросклероза. Поиски панацеи от атеросклероза велись многими странами. Например, в СССР был рыбный день, употребление рыбьего жира, в США – выделение биологически активного вещества чеснока – аллицина, в Бразилии – использование пальмового масла и т. д.
III. Закрепление материала (8 минут).
Задание 1 – выпишите из таблицы понятия, соответствующие теме урока (прием «буквенная неразбериха»).
д |
м |
г |
Ц |
е |
н |
н |
о |
с |
т |
Ь |
о |
б |
т |
О |
б |
р |
о |
д |
л |
к |
А |
ж |
п |
е |
Ж |
и |
з |
н |
и |
у |
с |
т |
р |
е |
л |
Р |
ь |
о |
н |
ы |
о |
т |
ь |
х |
о |
е |
И |
е |
а |
н |
ь |
и |
г |
а |
Ответ: ценность жизни: гигиена, доброжелательность, морепродукты, ходьба.
Задание 2 – изготовление (если время позволит, если нет, то готовые должны быть) бумажных журавликов. В Японии бумажный журавлик приносит людям счастье.
Изготовление журавлика счастья.
1. Базовая форма «Птица». Сделай две боковые складки «долина». Повтори с другой стороны.
2. Согни и разверни по указанным линиям.
3. По намеченным складкам согни нижние уголки внутрь и в стороны.
4. Результат. Выгни правый уголок вниз.
5. Расправь крылья.
6. Журавлик счастья.
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание учащихся (2 минуты).
Приложения
Приложение 1
Практическая работа. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии
Цели работы:
1. Установить международные экономические связи Японии.
2. Научиться показывать международные экономические связи страны картографическими средствами.
Последовательность выполнения работы.
1. По рис. 70 стр. 220 учебника установите основные статьи экспорта и импорта Японии.
2. Используя тематические карты атласа, текстовые карты учебника на стр. 114, 1151, 122, 130–132 определите направления внешних торговых связей страны. Охарактеризуйте главные импортные грузопотоки топлива и сырья в Японию.
3. На контурной карте стрелками покажите направления внешних торговых связей страны с указанием продукции импорта и экспорта. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.
Справочная информация.
Очень важная особенность хозяйства Японии – ее исключительно сильная втянутость в международные экономические связи. Слабая обеспеченность страны собственным сырьем привела к тому, что она на 9/10 ориентируется на их импорт. Уголь импортируется из Австралии, Канады, США; железная руда – из Австралии, Бразилии, Индии, Чили, Перу. Нефтеперерабатывающие заводы, ТЭС размещены на побережье, т. к. ориентируются на использование привозного топлива. Производство супертанкеров, углевозов, рудовозов определяется недостатком своей сырьевой базы и потребностью в импортных поставках.
С другой стороны, экономика страны чрезвычайно зависит от экспорта готовых изделий. По доле продукции машиностроения в экспорте Япония занимает 1 место в мире. Среди отраслей специализации – автомобилестроение, судостроение, робототехника, электроника, производство часов. По производству автомобилей, промышленных роботов и морских судов Япония занимает 1 место в мире. Япония лидирует среди стран мира по выплавке стали. Крупнейший в мире металлургический комбинат в Фукуяме имеет мощность 16 млн. т стали в год. Крупнейшая в мире АЭС в Фукусиме расположена в 200 км от Токио, имеет мощность 8,2 млн. кВт.
Япония имеет активный торговый баланс. Япония – главный торговый партнер почти всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Но в последнее время страна все более переориентируется с экспорта товаров на экспорт капитала.
Приложение 2
Тест для проверки знаний по Японии
1. Древняя столица Японии |
1) Киото |
2. Имя богини Солнца, родоначальницы японской нации |
2) Аматерасу |
3. Религия, проникшая в Японию из Индии |
3) Буддизм |
4. Кодифицированная процедура самоубийства самураев |
4) Харакири |
5. Тип хозяйства в Японии |
5) Постиндустриальный |
6. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина |
6) Лаперуза |
7. Самая высокая гора Японии |
7) Фудзияма |
8. Тип воспроизводства населения |
8) Первый |
9. Название железнодорожной магистрали от Токио до Фукуока |
9) Синкансн |
10. Денежная единица Японии |
10) Йена |
11. Название циновок, покрывающих пол |
11) Татами |
12. На каком острове расположен Токио |
12) Хонсю |
13. Красивое письмо кисточкой и тушью |
13) Каллиграфия |
14. Выращивание карликовых деревьев |
14) Бонсай |
15. Японская система верований |
15) Синтоизм |
Приложение 3
Опережающее домашнее задание:
1. Почему Япония заинтересована в стабильности на территории Азиатско-Тихоокеанского региона?
2. Возможны ли землетрясения и извержения вулканов в следующие сутки?
3. Почему зима мягче на Японских островах, нежели на тех же широтах и в том же типе климата на востоке материка Евразия?
4. Почему японская нация – самая здоровая в мире? Как это явление влияет на хозяйственную жизнь страны?
5. Почему японский язык стоит особняком?
6. Почему японским обществом очень серьезно воспринимаются вопросы, связанные с охраной природы?
7. Почему в Японии 70% населения проживает на восточном побережье о. Хонсю?
8. Какие черты и особенности японцев были учтены при формировании экономики страны?
9. Почему в Японии высок авторитет знаний и образования?
10. Можно ли считать, что Япония в течение нескольких десятилетий новейшие технологии и научные разработки приобретает в основном за рубежом?
11. Как статья конституции Японии о создании только оборонительной армии повлияла на экономические реформы?
12. Почему страна переходит на сбережения сырья и топлива?
13. Как предприятие заинтересовывает своих рабочих и служащих в высоких результатах труда?
14. Почему бизнесмены Японии говорят: «Торговать или умереть»?
15. Как вы считаете, почему определенную часть продовольствия Япония ввозит?
16. Почему в стране не развит трубопроводный транспорт?
17. По каким экономическим показателям можно судить об уровне развития страны?
18. Какие проблемы стоят на пути развития российско-японских отношений на современном этапе?
|
|
|
|
|
|
|
|