Путешественники морских народов - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Путешественники морских народов - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

Цель

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами.

Задачи урока

1. Рассмотреть причины и следствия путешествий морских народов.

2. Познакомить учащихся с путешественниками и их вкладом в освоение и изучение Земли.

3. Раскрыть роль морских народов в освоении Земли.

4. Сформировать представления о значении путешествий морских народов.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Кто такие викинги.

2. Роль викингов в освоении Земли.

3. Описание особенностей природы открытых викингами территорий.

4. Роль викингов в открытии Америки.

Опорные знания

О морских народах различных исторических эпох.

Проблемный вопрос

Любознательность или необходимость заставляла викингов путешествовать по морям и океанам?

Вопросы на репродукцию знаний

1. Как на русский язык переводятся слова “викинг”, “норманн”?

2. Как назывались корабли викингов?

3. Почему люди боялись прихода викингов?

4. Кто является первооткрывателем Гренландии?

5. Что такое сага?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Как можно было спастись от нашествия викингов?

2. Что явилось причинами расселения викингов?

3. Где, по мнению современных ученых, находилась “Виноградная Земля”?

4. В каком направлении двигались викинги, открывая Исландию, Гренландию, Винланд?

5. Почему викинги не заселили Винланд?

Практические задания на закрепление теоретических знаний

1. Составление простого плана параграфа.

2. Составление описания природы острова Гренландия.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.

• Использовать текстовый источник географической информации для составления тематического плана.

• Описывать по картам маршруты путешествий.

• Объяснять особенности природы отдельных территорий.

• Приводить примеры географических объектов и показывать их на карте.

• Проводить простейшую классификацию тематического материала.

• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

• Составлять описания путешествий с использованием разных источников географической информации.

• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.

Понятия и термины

Викинги, норманны, варяги, драккар, сага.

Географическая номенклатура

Европа, Скандинавский полуостров, остров Исландия, остров Гренландия, Винланд.

Персоналии

Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый.

Рекомендации к проведению урока

1. Тематическая часть урока начинается с объяснения понятий “викинг”, “варяг”, “норманн”. После вывода о наличии разных названий одного и того же народа следует изучить район его проживания и особенности быта представителей народа. Дальнейшее изучение нового материала идет по пути выявления причин, побудивших викингов совершать свои путешествия. На данном этапе учащиеся формулируют ответ на проблемный вопрос, приведенный в вводной части параграфа.

2. Заключительная часть урока может строиться на основе описания особенностей территорий, освоенных викингами.

3. Итогом урока является дискуссия по поводу выдвижения гипотезы об открытии Америки викингами и о целесообразности присуждения им первенства в данном географическом открытии.

4. Рефлексия проводится на тематическом и деятельностном уровнях.

5. Выдачу домашнего задания учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.

Рекомендации к выполнению практического задания

1. План любого текстового материала может быть простым и расширенным. В первом случае выделяются только крупные тематические блоки. Во втором случае — после выделения крупных тематических блоков каждый из них делится на более мелкие тематические единицы. Тематические блоки разного уровня озаглавливаются. Для обучающихся данной возрастной категории целесообразно начать работу с составления простого плана. Если с данной формой работы обучающиеся знакомы и освоили навык составления простого плана на ранних ступенях обучения, то можно использовать задание на составление расширенного плана. Стоит обратить внимание на то, что заголовок каждого пункта плана должен отражать его тематическое содержание и быть лаконичным.

Структура простого плана:

1) заголовок

2) заголовок

3) заголовок и т.д.

Структура расширенного плана:

1) заголовок

а) подзаголовок

б) подзаголовок

2) заголовок

а) подзаголовок

б) подзаголовок и т.д.

2. При составлении описания природы острова Гренландия за основу можно использовать текст учебника и тематические карты атласа. Для расширения объема используемого материала и визуализации образа территории данное задание может быть выполнено в качестве компьютерной презентации с использованием дополнительных источников информации. Вербальное описание и электронная презентация выполняются по следующему примерному плану:

• название территории;

• описание положения территории;

• особенности природы рельефа;

• специфика климатических условий;

• описание растительного и животного мира.

С учащимися, выполняющими работу в качестве компьютерной презентации, необходимо обговорить последовательность слайдов и их количество.

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

В

1

В

2

Б

2

А

3

В

3

В

4

Б

4

Б

5

А

5

Б

6

В

6

БВА

7

А

7

БВ

8

АБ






Для любых предложений по сайту: [email protected]