Путешествие Евразии - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Путешествие Евразии - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Цель

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии.

Задачи урока

1. Рассмотреть специфику природы и населения материка.

2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.

3. Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.

4. Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Общие сведения о размерах и географическом положении материка.

2. Причины разнообразия природы Евразии.

3. Природные “рекордсмены” материка.

Опорные знания

1. Путешествие Афанасия Никитина.

2. Что такое материк.

3. Что такое природная зона.

4. Что такое полезные ископаемые.

Проблемный вопрос

Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы?

Вопросы на репродукцию знаний

1. Чему равна площадь Евразии?

2. Какие две части света образуют материк Евразия?

3. Какими океанами омывается территория Евразии?

4. С каким материком Евразия связана Суэцким перешейком?

5. Как называется самая крупная по площади равнина материка?

6. Как называется крупнейшее по площади озеро Евразии и мира?

7. Какие полезные ископаемые добывают на территории Евразии?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Почему нельзя попасть из Евразии в Африку по суше?

2. Почему в нижнем и среднем течениях большинство рек Европы широкие?

3. В какой части Европы сосредоточено наибольшее количество озер?

4. На территории какого государства расположено самое глубокое озеро Евразии и мира?

5. Каким климатическим рекордом знаменита Евразия?

6. Почему на материке Евразия встречаются все природные зоны мира?

7. В каких частях света расположены государства Россия, Китай, Индия?

Практические задания на закрепление теоретических знаний

1. Определение по физической карте мира морей, соединяемых Суэцким каналом, и их принадлежности к океанам.

2. Расчет превышения наивысшей точки Азии над наивысшей точкой Европы.

3. Обозначение на контурной карте самого крупного по площади государства мира и материка.

4. Расчет соотношения размеров Евразии и Тихого океана.

Практическая работа на формирование учебных действий

Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

• Наносить объекты на контурную карту.

• Находить на карте географические объекты.

• Описывать природные условия материка.

• Объяснять причины разнообразия природных условий на материке.

• Приводить примеры природных рекордсменов материка.

• Проводить простейшую классификацию географических объектов.

• Различать и сравнивать географические объекты по количественным показателям.

• Составлять описание природных условий материка.

• Формулировать выводы по тематике урока.

Географическая номенклатура

Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро, Онежское озеро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Черапунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия.

Рекомендации к проведению урока

1. Данный урок является первым из цикла “Путешествие по материкам”. Эти уроки дают пятиклассникам общее представление об особенностях природы и населения всех континентов Земли. Главная задача учителя — познакомить своих учеников с разнообразием природы и населения Земли, а также попытаться совместно с ними выявить причины данного многообразия.

2. Знакомство с материками организуется в определенной последовательности, которая соответствует плану характеристики материка. Этот план необходим для того, чтобы выявить причинно-следственные связи и зависимости между природными компонентами, которые находятся в соподчиненности.

ПЛАН ОПИСАНИЯ МАТЕРИКА

1) Размеры материка.

2) Географическое положение:

а) какими линиями градусной сетки пересекается (экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги);

б) какими океанами и морями омывается материк;

в) с какими материками соединяется (разделяется) данный материк.

3) Природа материка:

а) рельеф и полезные ископаемые;

б) климат;

в) внутренние воды (реки, озера);

г) природные зоны (почвы, растительный и животный мир).

4) Население и страны.

Данный план характеристики материка будет несколько усложнен при изучении курса “Географии материков и океанов” в 7 классе, но послужит хорошей основой для систематизации знаний по данной теме.

3. Тема данного урока носит страноведческий характер и позволяет развить познавательный интерес пятиклассников к дальнейшему изучению географии. Подобные уроки должны проходить интересно, главная их задача — способствовать развитию географического кругозора обучающихся. Вот несколько методических приемов для организации эффективной деятельности учеников на уроке.

• Составление “Книги рекордов”. Выделить в тексте географические объекты, которые не имеют аналогов на других континентах. Подобрать иллюстративный и статистический материал. После знакомства со всеми материками Земли у ученика будет собрана своя энциклопедия природных рекордов, созданная своими руками.

• Классификация объектов с помощью географической карты. С помощью карты материка, изображенной в учебнике, составить классификационную таблицу, объединив объекты по соответствующему признаку. Выписать все географические объекты в соответствующие колонки таблицы, озаглавленные по признаку их объединения.

• “Засели животное”. Установить соответствие между каким-либо животным, обитающим на континенте, и природной зоной, в которой он проживает. Для данного задания можно воспользоваться иллюстративным материалом учебника.

4. Викторина “Вопросы от Географыча” (можно придумать любого вымышленного персонажа, вопросы от которого будут предлагаться ребятам при дальнейшем изучении географии). Игра в стиле “вопрос — ответ” проверяет эрудицию школьников, быстроту их реакции и внимание. Для ребят, правильно отвечающих на вопросы викторины, необходимо предусмотреть бонусы, по количеству которых можно определить победителя игры. На таких ребят впоследствии необходимо обратить особое внимание.

5. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.

6. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.

Рекомендации к выполнению практических заданий

1. Определение по физической карте мира морей, соединяемых Суэцким каналом, и их принадлежности к океанам осуществляется на основе работы с картами атласа. В начале работы учитель может дать историческую справку о Суэцком канале, снабдив рассказ иллюстративным материалом. На втором этапе работы учащимся предлагается заполнить таблицу, ответив на поставленные вопросы:

Какие моря соединяет канал?


Частью каких океанов являются названные моря?


Какие материки разделяет канал?


На территории какого государства расположен канал?


2. Расчет превышения наивысшей точки Азии над наивысшей точкой Европы ведется по алгоритму:

• определение по физической карте мира (или Евразии) названий горных вершин и значений наибольших высот Европы и Азии;

• определение разницы высот;

• формулирование вывода о превышении одной точки земной поверхности над другой.


Европа

Азия

Название горной вершины

Гора Монблан

Гора Эверест (Джомолунгма)

Значение абсолютной высоты

4807 м

8848 м

Расчет превышения одной точки земной поверхности над другой

8848 м — 4807 м = 4041 м.

Наивысшая точка Азии выше наивысшей точки Европы на 4041 м

3. Обозначение на контурной карте самого крупного по площади государства мира и материка осуществляется на основе первичного анализа политической карты мира. Нанесение государства на контурную карту осуществляется по следующему алгоритму:

• обозначение границы государства;

• обозначение столицы государства;

• нанесение названия государства.

Все используемые обозначения расшифровываются в легенде карты.

4. Расчет соотношения размеров Евразии и Тихого океана ведется на основе представления обучающимся таблицы с указанием площадей всех материков и океанов. Выполнение задания основано на формировании навыка работы со статистическими материалами, представленными в табличной форме, и умении выбирать необходимые данные для решения учебной задачи.

Название географического объекта

Площадь географического объекта, млн км2

Евразия

около 54

Африка

около 30

Северная Америка

около 24

Южная Америка

около 18

Антарктида

около 14

Австралия

около 8

Тихий океан

около 180

Атлантический океан

около 92

Индийский океан

около 76

Северный Ледовитый океан

около 14

Расчет: 180 млн км2 : 54 млн км2 = 3,3 раза.

Площадь Тихого океана в 3,3 раза больше площади Евразии.

Рекомендации к выполнению практической работы

Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии осуществляется по алгоритму, представленному в рекомендациях к выполнению практических заданий. Усложнение практической работы основано на выборе нескольких государств (например, четырех). Для работы используется политическая карта мира, анализ которой должен привести к выводу о том, что визуальных образов не всегда достаточно для выбора объектов, удовлетворяющих определенному признаку. В этом случае учителю необходимо предоставить статистический материал, отражающий соотношение площадей государств материка.

№ п/п

Название государства

Площадь государства, км2

1

Россия

17 075 400

2

Канада

9 984 670

3

Китай

9 596 960

4

Соединенные Штаты Америки

9 372 610

5

Бразилия

8 547 000

6

Австралия

7 686 850

7

Индия

3 287 590

8

Аргентина

2 760 990

9

Казахстан

2 717 300

10

Алжир

2 381 740

Обучающимся необходимо из предложенного списка выбрать те крупнейшие по площади государства, которые расположены в пределах Евразии, и нанести их на контурную карту.

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

В

1

Б

2

Б

2

А

3

А

3

Б

4

В

4

Б

5

А

5

В

6

В

6

В

7

Б

7

АВГ

8

АБДЖ

8

АВБ

9

1 БВДЗИ 2 АГЕЖК

9

1 А 2 Б

10

1 АДЕ 2 БВГЖ






Для любых предложений по сайту: [email protected]