География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год
Что такое природа - ПРИРОДА ЗЕМЛИ
Цель
Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих.
Задачи урока
1. Рассмотреть причины и следствия многообразия природы Земли.
2. Рассмотреть видовое разнообразие компонентов природы.
3. Познакомить обучающихся с компонентами природы.
4. Раскрыть роль отдельных компонентов природы.
5. Сформировать представление о значении компонентов природы для человека.
6. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Краткое содержание урока
1. Определение понятия “природа”.
2. Определение понятия “объект природы”.
3. Отличия объектов природы от объектов, созданных человеком.
Опорные знания
Что окружает человека в повседневной жизни.
Проблемный вопрос
Есть ли у природы границы?
Вопросы на репродукцию знаний
1. Что такое природа?
2. Какие объекты природы вы можете назвать?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний
1. Какие объекты вокруг нас не относятся к природе?
2. Что объединяет все объекты природы?
3. Чем отличаются объекты природы друг от друга?
4. Чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?
Практическое задание на закрепление теоретических знаний
На основе индивидуальных наблюдений учащихся составление списка и классификация объектов природы, окружающих учащихся в школе, дома, на улице.
Практическая работа на формирование предметных учебных действий
Организация фенологических наблюдений в природе.
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться
• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
• Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
• Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений.
• Описывать природные объекты.
• Объяснять особенности компонентов природы.
• Приводить примеры объектов природы.
• Проводить простейшую классификацию объектов природы, процессов и явлений.
• Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления.
• Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
• Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Понятия и термины
Природа, объект природы.
Рекомендации к проведению урока
1. Урок целесообразно начинать с опоры на субъектный опыт обучающихся. Учитель может попросить их вспомнить о любом своем путешествии в природу, составить небольшой рассказ об этом.
2. На втором этапе можно организовать работу с учебником, в процессе которой сопоставлять предлагаемое в нем описание с рассказами самих обучающихся. При этом необходимо выделять общие и отличительные черты природы описанных территорий.
3. Окончанием этапа изучения нового материала может быть составление общей классификации объектов природы на основе содержания текста учебника и субъектного опыта обучающихся.
4. Первичное закрепление учебного материала осуществляется через выполнение практического задания из параграфа.
5. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.
6. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, обучающимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.
Рекомендации к выполнению практического задания
Выполнение задания возможно организовать через групповую форму работы. Каждая из групп составляет свою классификацию объектов. Результаты работы оформляются в виде таблицы. Ниже приведена таблица примерных результатов работы. Обучающиеся могут предложить свой вариант.
Объекты живой природы |
Объекты неживой природы |
|
Школа |
||
Дом |
||
Улица |
Каждая из групп представляет результаты своей работы, приводя доводы в пользу принятия именно их варианта работы. Остальные группы должны найти недочеты. В процессе представления организуется дискуссия между представителями групп. Результатом фронтальной работы по обсуждению вариантов групповой деятельности должно стать составление оптимального варианта классификации.
Рекомендации к выполнению практической работы
Выполнение практической работы делится на три этапа. Первый — организационный, в рамках которого учитель объясняет учащимся суть фенологических наблюдений и проводит инструктаж по их выполнению. Второй — деятельностный, основанный на проведении самих наблюдений. На начальной стадии изучения географии в 5 классе можно ограничиться недельным периодом наблюдений. Непосредственная организация наблюдений осуществляется в домашних условиях, с использованием имеющихся у учащихся приборов и материалов СМИ. Результаты оформляются в виде таблицы.
День наблюдения |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
7-й |
|
Температура воздуха, °С |
||||||||
Облачность |
||||||||
Вид осадков |
||||||||
Направление ветра |
||||||||
Атмосферное давление, мм. рт. ст. |
||||||||
Относительная влажность воздуха, % |
||||||||
Изменения в растительном мире |
||||||||
Изменения в животном мире |
||||||||
Обработка результатов может проводиться в виде анализа изменения характеристик погоды и построения на их основе графика изменения температуры, столбчатой диаграммы облачности или осадков. Изменения в растительном и животном мире могут быть иллюстрированы обучающимися рисунками, фотографическими изображениями и т.д.
Ответы на задания тестовой части тетради-практикума |
Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля |
||
1 |
Б |
1 |
Б |
2 |
В |
2 |
АБВД |
3 |
В |
3 |
1 Б 2 А 3 А 4 Б |
4 |
Б |
||
5 |
В |
||
6 |
АБГ |
||
7 |
ВГЕ |
||
8 |
БЕГАВД |
||
9 |
1 Б 2 А 3 А 4 Б |
||
10 |
1 Б 2 В 3 А |