Методы географических исследований - НАУКА ГЕОГРАФИЯ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Методы географических исследований - НАУКА ГЕОГРАФИЯ

Цель

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Задачи урока

1. Рассмотреть разнообразные источники географических знаний и методы географических исследований.

2. Познакомить обучающихся с особенностями источников географических знаний и методов географических исследований.

3. Раскрыть отличительные черты источников географических знаний и методов географических исследований.

4. Сформировать учебные действия составления описания и классификации, организации наблюдений, работы с диагностическим материалом.

5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Какими методами исследования пользуются при изучении Земли.

2. Отличие методов географических исследований друг от друга.

3. Что такое картография.

4. Разнообразие источников географических знаний.

5. Обобщение, контроль и коррекция знаний и навыков деятельности по теме раздела.

Опорные знания

Особенности изучения Земли в древности и на современном этапе.

Проблемный вопрос

Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?

Вопросы на репродукцию знаний

1. В чем заключается особенность описательного метода исследования?

2. Что является основой картографического метода исследования?

3. Как называется самый современный метод исследования?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Чем отличаются древние карты от современных картографических изображений?

2. Как бы вы назвали метод исследования, связанный с организацией и проведением научных экспедиций?

Практические задания на закрепление теоретических знаний

1. Классификация источников географической информации, используемых учащимися на уроках географии.

2. Составление описания учебного кабинета географии.

Практические работы на формирование учебных действий

1. Составление описания учебного кабинета географии.

2. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

3. Организация наблюдений за погодой.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде в параграфе.

• Использовать географическую информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде для решения учебных задач.

• Описывать географический объект по плану.

• Объяснять отличительные черты источников географических знаний, методов географических исследований.

• Приводить примеры источников географических знаний и методов географических исследований.

• Различать и сравнивать источники географических знаний, методы географических исследований.

• Составлять вербальное и графическое описание географического объекта по плану.

• Формулировать вывод о значении источников географических знаний, методов географических исследований.

Понятия и термины

Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Рекомендации к проведению урока

1. При изучении данной темы обучающихся необходимо познакомить с различными методами географических исследований и источниками географических знаний. Учителю необходимо показать целесообразность их комплексного использования для решения конкретных учебных задач (например, составления описаний и характеристик географических объектов, процессов и явлений).

2. Необходимо показать преимущества главных методов географических исследований: описательного, картографического, космического. Для этого рекомендуется составить несколько заданий, для поиска ответов на которые будут привлечены данные методы. Например:

• подобрать литературное описание какого-либо объекта или явления из произведений Жюля Верна с последующим объяснением его особенностей;

• по политической карте полушарий, используя картографический метод, сравнить количество пограничных государств Китая и Бразилии (предварительно выписав их в тетрадь); работу можно выполнять по вариантам или в паре с последующим обсуждением;

• продемонстрировать космические снимки географических объектов с последующим их определением.

Данные задания позволят обучающимся на практике познакомиться с методами исследования, а также позволят создать условия для последующего развития познавательного интереса к изучению географии.

3. Рефлексию можно проводить по двум направлениям: тематическому и деятельностному. В первом случае фронтально выполняется практическая работа. Во втором случае учитель предлагает обучающимся назвать глаголы, которые характеризовали бы виды учебной деятельности, используемые на уроке.

4. Домашнее задание выдается обучающимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики “А теперь более сложные вопросы”, учащимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики “Проверим знания”.

5. Так как урок является заключительным по тематике раздела, то необходимо провести контроль по содержательной и деятельностной части. Деятельностной и тематической основой проведения контроля знаний могут служить подборки тестовых заданий компонентов УМК.

Рекомендации к выполнению практических заданий

1. Перед началом работы учителю необходимо сформулировать понятие “классификация”. Классификация — это процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. Классификация источников географической информации, используемых на уроках географии, должна начаться с составления их перечня. Список составляется на основе имеющихся в кабинете источников географической информации. Обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя составляют подборку. После составления списка необходимо выделить особенности каждого из источников информации, найти в списке схожие источники. После анализа всех позиций из списка надо сформулировать признак, на основании которого произойдет деление источников информации на группы. Результаты работы можно оформить в виде таблицы:

Название

группы

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Список

источников

Список источников 1

Список источников 2

Список источников 3

2. Составление описания учебного кабинета географии целесообразно проводить по плану с целью формирования умений и навыков работы по заданному алгоритму.

План описания

• Название учебного кабинета.

• Положение учебного кабинета в здании школы.

• Положение учебного кабинета на этаже школьного здания.

• Линейные размеры кабинета: длина, ширина, высота.

• Положение отдельных предметов внутри кабинета. Выполнение задания требует проведения замеров длин. Для этого используется измерительная лента. Работа выполняется в малых рабочих группах.

Рекомендации к выполнению практических работ

1. Составление описания учебного кабинета географии. Практическая работа может быть организована на основе результатов деятельности обучающихся по выполнению практического задания. Результатом практической работы является составление простейшей схемы учебного кабинета, отражающей пространственное положение предметов внутри помещения. Для соблюдения пропорций между размерами предметов и размерами кабинета группы обучающихся используют измерительные принадлежности. Практическая работа предназначена для мониторинга сформированности у обучающихся навыков и умений составления простейших планов. Результаты работы групп обучающихся могут быть использованы при изучении тем раздела “Земля и ее изображение”.

2. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках, осуществляется на основе результатов практического задания. Отличительной особенностью работы является расширение списка за счет тех источников, которыми могут пользоваться обучающиеся во внеурочное время. Результаты работы представляются в виде разветвленной многоуровневой схемы-классификации всех названных источников.

3. Организация наблюдений за погодой осуществляется с целью использования полученных результатов в процессе изучения тем курса 5 класса и раздела “Атмосфера” курса 6 класса, где предполагается сопоставление данных за разные периоды наблюдений. Целесообразно организовывать работу, используя малые рабочие группы, каждая из которых будет проводить наблюдения за отдельным параметром или отдельным временным отрезком. Результаты наблюдений заносятся в сводную таблицу вида:

Параметр погоды

Дата 1

Дата 2

...

Дата 31

Температура воздуха, °С

12




Облачность




Вид осадков




Направление ветра




Атмосферное давление, мм. рт. ст.

730




Относительная влажность воздуха, %

85




Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

А

1

В

2

Б

3

В

2

В

4

Б

5

А

3

Б

6

Б

7

А

4

Б

8

1 Б 2 В 3 А



5

АБВ

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля (итоговые)

Ответы на итоговые задания по теме раздела учебника

1

А

1

В

2

Б

2

А

3

В

3

Б

4

А

4

В

5

А

5

В

6

Б

6

Б

7

Б

7

1 Б 2 А 3 В

8

АБ

9

ВБА

10

1 В 2 Б 3 А






Для любых предложений по сайту: [email protected]