Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Обобщение и повторение по теме «Литосфера» - ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЗЕМНОЙ КОРЫ - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Литосфера».
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники, таблицы по теме «Литосфера».
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
Учащиеся объединяются в пары, а затем в группы. Учитель раздает на столы листы-программы. Учащиеся ищут ответы на вопросы. Обсуждают вопросы сначала в паре (социоконструкция), а затем в группах. На обсуждение дается 6—7 мин.
II. Повторение и обобщение
От группы может выступать делегат, либо учитель называет выступающего от группы, либо все учащиеся отвечают по программе по очереди. (Можно предложить вытянуть листочки с вариантами выступлений: все, делегат, выбор.)
Листы-программы нужны для более оперативной работы на уроке. Иногда ученики при обобщении материала и выступлении у доски работают медленно, в результате не все успевают выступить. Учащиеся заполняют пропуски и выходят отвечать с листом-программой.
Лист 1. Классификация
1. Что такое литосфера?
(Литосфера сложена... породами; толщина литосферы...; делится на части...; для нее характерны явления...)
2. Движения земной коры:
а)...; б)...
3. При... движениях образуются горсты и грабены, а при... — складчатые горы.
4. Горные породы по образованию делятся на три группы:
а) ... гранит,...;
б) ... мрамор,...;
в) ... песок,...
5. Осадочные горные породы по образованию делятся на:
а) ..., например: мел,...;
б) ..., например: песок,...;
в) ..., например: соль,...
6. Горы по высоте делятся на:
а) ..., например Гималаи;
б) ..., например Уральские горы;
в) ..., например Скандинавские горы.
7. Равнины по высоте делятся на:
а) н..., от... до... м;
б) в..., от 200 до... м;
в) п..., выше... м.
Лист 2. Вулканы и гейзеры
1. Вулкан образуется, если в земной коре происходит...
2. Конус вулкана слоистый, т. к. он сложен...
3. Высота вулкана зависит от... и от...
4. Чем лава гуще, тем...
5. При извержении сначала появляется..., потом..., ..., ..., лава.
6. Верно ли утверждение, что «вулканы — это форточки планеты»? Объясните это высказывание.
7. Если вулкан извергается над водой, то образуется...
8. Действующие вулканы — это вулканы, об извержении которых...
9. Потухшие вулканы — это вулканы, об извержении которых...
10. Назовите пять действующих вулканов.
11. Гейзеры — это...
12. Гейзеры и горячие источники встречаются там, где...
Лист 3. Горы
1. Горы и... — это две крупные формы... на суше.
2. Рельеф формируется под влиянием... и... процессов.
3. Гора — это... форма рельефа, возвышающаяся над местностью на высоту более... м.
4. Что выше: гора или холм?
5. Горы, расположенные в ряд, образуют...
6. Скопление хребтов и впадин — это горная...
7. Горы по образованию делятся на... и...
8. Вершины гор могут быть плоские, остроконечные. Это зависит от...
9. Самые высокие горы мира — ...
10. Самые длинные горы мира — ...
11. Самые высокие горы России — ...
12. Самая высокая вершина мира — ...
13. Граница между Европой и Азией проходит по... горам.
14. Со временем горы (стареют, молодеют), (разрушаются или растут), их вершины становятся...
Лист 4. Равнины
1. Равнины — это участки... с... поверхностью.
2. Поверхность равнин может быть... или...
3. По высоте равнины делятся на:
а) н... (от... до... м);
б) в... (от... до... м);
в) п... (выше... м).
4. На физических картах равнины показаны разным цветом: зеленым — ..., желтым — ..., темно-желтым — ...
5. Самая крупная плоская равнина России — ...
6. Участки суши, имеющие абсолютную высоту ниже уровня моря, называются...
7. Равнины испытывают влияние... и... процессов.
8. Водные потоки образуют овраги и речные...
9. Ветер образует... и...
10. Самая большая по площади равнина мира — ...
11. Материк плоскогорий — ...
12. Самый низкий материк — ...
13. Уральские горы разделяют две равнины: ... и...
14. Самое большое по площади плоскогорье России — ...
Лист 5. Рельеф дна Мирового океана
1. Лот и эхолот — это... для...
2. Магеллан пытался опуститься на дно Тихого океана с помощью...
3. Граница между материковой и океанической земной корой проходит не по береговой линии, а...
4. Материковая земная кора находится на...
5. Шельф, или...
6. Нефть, газ добывают на...
7. Самый широкий шельф имеет... океан.
8. Между материковой отмелью и ложем океана находится...
9. В переходной зоне находятся дуги островов, глубоководные...
10. Больше всего вулканов находится и чаще происходят землетрясения в... зонах.
11. Равнины, расположенные в ложе океана, называются...
12. Здесь на дне ущелий изливается...
13. Здесь образуются «черные курильщики».
14. Самый длинный срединно-океанический хребет расположен в... океане.
15. Атолл — это..., внутри него находится...
16. Из чего образуются органические породы в океане?
17. Остров Исландия является частью...
18. В чем сходство рельефа дна всех океанов?
На выступление группе дается 3—4 мин. Во время отчета по листу-программе другие группы слушают и исправляют, дополняют ответы. Ученики получают за дополнения баллы.
ВАРИАНТ 2
I. Организационный момент
Учащиеся делятся на команды по четыре-пять человек. Выбирают капитанов.
Учитель на доске пишет названия команд по фамилиям капитанов:
Команда Иванова.
Команда Мальцева и т. д.
II. Игра «Брейн-ринг»
Игра идет по раундам. В раунде играют две команды. Раунд заканчивается, как только одна из играющих команд набирает 3 балла. Капитан следит за очередностью ответов членов команды, и только он имеет право поднять руку с заявкой готовности отвечать. На обсуждение ответа дается 30 с. Но в течение этого времени может ответить любая другая команда. Выигравшая раунд команда выбирает себе соперника — команду, не игравшую в раунде. Во время раунда все команды обсуждают вопрос и имеют право отвечать сначала на листе, а потом озвучить свой ответ. Если ответ верный, то команда получает 1 балл.
Команды, играющие в раунде, получают 1 балл, если ответ верный. Если ответ был неверный, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. Если и на этот вопрос не было правильного ответа, то третий вопрос оценивается в 3 балла. При отсутствии ответа и на трехбалльный вопрос обе команды снимаются с раунда. В игру вступают две команды, набравшие баллы во время игры вне раунда.
Оценки за игру можно поставить по сумме баллов, набранных за игру. Команда, занявшая первое место и набравшая не менее 8 баллов, получает оценку «5». Команда, занявшая второе место и отставшая от лидера не более чем нэ 2 балла, получает половину оценок «5» и половину — «4». Оценки распределяют члены команды по вкладу каждого игрока. Команда, не набравшая ни одного балла, получает неудовлетворительную оценку. Учитель может оценку объявить, но в журнал не ставить, т. к. это игра. Ситуация, когда правильные ответы отсутствуют, бывает крайне редко.
Вопросы
1. Эта вершина имеет два названия, китайцы называют ее Чу-му-ланг-ма. (Джомолунгма.)
2. Эти горы называли в древности «Рифейские», позднее — «Камень». Это самые длинные горы России. (Уральские.)
3. Ширина отдельных хребтов колеблется от 200 до 2000 км. В центре хребтов находится система впадин — рифтовые долины. (Срединно-океанические хребты.)
4. Этот крупный остров в Атлантическом океане является вершиной срединно-океанического хребта. (Исландия.)
5. Они имеют сложное строение: состоят из островных дуг, желобов. Здесь наблюдаются активные движения земной коры, часты землетрясения и вулканизм. (Переходные зоны.)
6. Что объединяет кварц, слюду и полевой шпат? (Это минералы, из которых состоит гранит.)
7. Этот прибор устанавливают в донной части корабля, он посылает звуковые сигналы, направленные в морское дно, и регистрирует отраженные звуки. (Эхолот.)
8. Этот прибор устанавливают под землей. Он очень чувствителен к любому колебанию земной коры. (Сейсмограф.)
9. Это гора с плоской вершиной и отвесными склонами. Она похожа на стол, сундук, рояль. (Горст.)
10. Это один из погибших городов, увековеченный на картине Карла Брюллова. (Помпеи.)
11. «Увиденная мною картина действительно единственная в мире. Прямо на юг, на огромном расстоянии встает конус вулкана Арарат. Западнее его, в синей дымке, виднеются хребты, по которым проходит граница с Турцией. Еще западнее альпинистам нередко удается рассмотреть Черное море. Прямо к востоку и южнее альпинисты видят воды Каспийского моря». Откуда смотрел путешественник? (С Эльбруса.)
12. «Мы увидели удивительное зрелище: облака сгущались далеко внизу, у наших ног, а молнии пронизывали этот белый туман. Вдруг внизу грянул гром, и грохот пронесся раскатами. А затем полил чистый крупный дождь. Мы же стояли на безоблачной площадке, и нас освещало яркое солнце. Долго так оставались мы, любуясь бушевавшей под ногами грозой, и не хотели отрывать глаз от этой величественной картины». Где можно наблюдать такую картину? (В горах.)
13. Могучие, скалистые, вечно покрытые снегом хребты с их неприступными кручами и сияющими вершинами с древних времен привлекали внимание людей. Но проникнуть в недоступный мир этих гор люди не могли. В переводе с санскрита их название означает «обитель снегов». Более 500 вершин превосходят по высоте высшую точку Европы — Монблан, а 10 вершин превышают 8 тыс. м. О каких горах идет речь? (О Гималаях.)