Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Практическая работа «Реки» - ГИДРОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: продолжить развивать умение определять географическое положение объекта на примере рек; развивать умение работать с контурными картами; закрепить знание номенклатуры по теме «Реки».
Оборудование: физические карты мира и России; атласы, контурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Взаимоопрос
Работа в парах: учащиеся задают составленные дома вопросы (5 мин).
2. Работа с картой
Ученики показывают на карте объекты, список которых написан на доске:
1) реки (Волга с Окой и Камой, Енисей с Ангарой, Терек, Обь с Бией и Катунью, Амазонка, Нил, Инд, Конго, Амударья);
2) водопады (Анхель, Ниагарский, Виктория).
На работу отводится 5 мин.
Правила показа рек
1. Реки нужно показывать от истока к устью.
2. Реки не начинаются из моря, а только впадают в моря и океаны.
3. Реки текут в понижение по рельефу, т. е. с местности, имеющей большую высоту, к местности с меньшей абсолютной высотой.
4. На карте от истока к устью увеличивается ширина реки.
3. Географический диктант
1. Эта река протекает в северной части Южной Америки. Течет с запада на восток. Река относится к бассейну Атлантического океана. (Амазонка.)
2. Исток этой реки — самое глубокое озеро мира. Река впадает в Енисей и относится к бассейну Северного Ледовитого океана. (Ангара.)
3. Река протекает по территории Восточно-Европейской равнины. Исток реки — на Валдайской возвышенности, устье - Каспийское море-озеро. (Волга.)
4. Самая полноводная река Африки, дважды пересекает экватор, впадает в Атлантический океан. (Конго.)
5. Река протекает на северо-востоке Африки, течет на север, пересекает самую большую пустыню мира и впадает в Средиземное море. (Нил.)
III. Практическая работа
1. Подпишите на контурной карте реки, которые записаны на доске. Реки желательно подписывать от истока к устью вдоль по направлению течения.
2. Обведите красным карандашом границы бассейнов рек. Линия границы не должна пересекать реки.
3. Опишите географическое положение реки по таблице 5 на с. 94.
(Ученики заполняют таблицу в тетради. Описание географического положения одной реки делают, работая в паре или группе, а по второй реке работают индивидуально. Работы сдают учителю для проверки.)
Вариант 1
План описания географического положения реки |
Амазонка |
Волга |
1. Где находится: на каком материке и в какой его части |
На материке Южная Америка, в северной части, в районе экватора |
|
2. Между какими параллелями и меридианами расположена |
Между экватором и 10° ю. ш. |
|
3. Какое занимает положение относительно форм рельефа |
Протекает по Амазонской низменности |
|
4. Где находится исток |
Исток в Андах — река Укаяли |
|
5. Где устье |
Впадает в Атлантический океан |
|
6. К бассейну какого моря, океана относится |
Относится к бассейну Атлантического океана |
Вариант 2
Аналогичная таблица (река Нил).
Домашнее задание
§ 30, вопросы к параграфу.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение об озере (на выбор ученика), о болотах.
Дополнительный материал
Занимательные вопросы
1. Я — сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени —
Стану спутником Земли.
(Лена — Луна.)
2. Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой,
Но если «л» на «н» меняешь —
Сибирской становлюсь рекой.
(Елисей — Енисей.)
3. В Селенгу с буквой «д» впадаю,
А с «п» вливаюсь я в Оку.
И в Волгу с «с» я попадаю,
Но с «ф» я в Белую теку.
(Уда - Упа - Уса - Уфа.)
4. Какая река в России носит название посуды, а также части скелета? (Таз.)
5. Названия многих рек в Евразии состоят из трех букв. Назовите некоторые из них. (Ока, Уфа, Яна, Зея, Бия, Дон и др.)
6. Можете ли вы назвать три «цветные» реки? (Белая, Хуанхэ - желтая, Колорадо — красная, Оранжевая.)
7. Горы и река в России, имеющие одинаковое название. (Урал.)
8. Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан. (Волга.)
9. Объясните поговорку: «Река Ока - Волги правая рука». Что вы знаете о «левой руке» Волги? (Левый приток Волги — Кама.)
10. Я — город-герой,
Стою над Невой!
(Санкт - Петербург.)