Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс
Ветер. Роза ветров - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Цели: дать информацию о ветре; познакомить с видами ветров; учить определять силу, скорость, направление ветра, строить розу ветров.
Оборудование: таблица «Образование бризов», анемометр, флюгер, таблица «Движение воздушных масс на территории России зимой и летом».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
— Что такое атмосферное давление?
— Как и почему изменяется атмосферное давление с высотой?
— Как связано атмосферное давление с температурой воздуха?
— Какие опыты доказывают существование атмосферного давления?
— Почему с высотой температура воздуха понижается?
— Почему атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба?
— Мы живем на высоте 180 м над уровнем океана. Определите нормальное атмосферное давление для нашего населенного пункта. (Примерный ответ. На уровне океана нормальное атмосферное давление 760 мм рт. ст., а на высоте 180 м оно меньше на 10 мм рт. ст. + 8 мм рт. ст. = 18 мм рт. ст., т. е. составляет 760 мм рт. ст. — 18 мм рт. ст. = 742 мм рт. ст.)
— Как выглядел первый барометр?
— Как устроен барометр-анероид?
2. Проверка заданий к § 38
1. Задание За. (Примерный ответ. На абсолютной высоте 0 м нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. Разница в давлении составляет 100 мм рт. ст. При подъеме на 1000 м давление понижается на 100 мм рт. ст. Атмосферное давление, равное 670 мм рт. ст., можно считать нормальным на высоте 1000 м, или 1 км.)
2. Задание 4. (Примерный ответ. На высоте 3000 м атмосферное давление понизится на 300 мм рт. ст., 100 м — на 10 ммрт. ст., 50 м — на 5 мм рт. ст. Атмосферное давление на вершине горы высотой 3150 м будет равно 740 мм рт. ст. — (100 мм рт. ст. + 10 мм рт. ст. + 5 мм рт. ст.) = 625 мм рт. ст.)
3. Взаимоопрос
Ученики, сидящие на первом варианте, в течение 2 мин рассказывают все, что им известно об атмосферном давлении. Те, кто сидит на втором варианте, слушают и оценивают устный ответ товарища.
III. Изучение нового материала
Во время войны этот городок находился в оккупации. Немцы установили в городе жесткий контроль. Но несколько дней с неба на улицы города падали листовки, в которых рассказывалась правда о победах наших войск на фронте. Немцы сбились с ног, но найти виновника не могли. Самолетов в небе не было. Как выяснилось позже, это сделал мальчик по заданию партизан. Он использовал заводскую трубу.
— Как вы думаете, как ему удалось распространить листовки? Как только будете готовы ответить на вопрос, поднимите руку.
Тема сегодняшнего урока: «Ветер».
— Что вы знаете о ветре?
(Ученики фронтально рассказывают то, что знают. Учитель быстро записывает на доску информацию, известную ученикам.)
— На какие вопросы нам сегодня нужно ответить?
(Учащиеся проговаривают вопросы, учитель фиксирует их на доске.)
Примерные вопросы
1. Что такое ветер?
2. Почему образуется ветер?
3. Как его измерить (сила, направление, скорость)?
4. Какие бывают ветры?
Воздух постоянно перемещается над поверхностью Земли. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется ветром.
— Из трубы вверх поднимается дым. Является ли такое движение ветром? (Нет, ветер — это движение воздуха только в горизонтальном направлении.)
— Как перемещается воздух? (Теплый воздух легкий, он поднимается вверх, а холодный — тяжелый — опускается вниз.)
— Какое атмосферное давление у теплого воздуха? (Низкое.)
— А у холодного? (Высокое.)
Воздух перемещается из области высокого атмосферного давления в область с более низким атмосферным давлением.
— Как будет перемещаться воздух, если в городе М. атмосферное давление составляет 765 мм рт. ст., а в городе К. — 756 мм рт. ст.? (Воздух будет перемещаться из области высокого давления в городе М. в область низкого давления в городе К.)
— В каком случае скорость ветра больше:
1) 768 мм рт. ст. -------► 765 мм рт. ст.;
2) 768 мм рт. ст. -------► 750 мм рт. ст.
(Во втором случае разница в атмосферном давлении больше, поэтому и скорость ветра больше.)
Вывод. Чем больше разница в атмосферном давлении между двумя пунктами, тем больше скорость, а значит, и сила ветра.
Скорость ветра измеряется прибором анемометром, единица измерения — метр в секунду. Анемометр поднимается на высоту 2 м на открытой площадке, засекается время — 5 или 10 с. Количество метров, которые показывает прибор, нужно разделить на время, тогда получим скорость ветра.
Сила ветра измеряется в баллах по шкале Бофорта. Она может быть от 1 до 12 баллов.
— Откройте форзац учебника и объясните, как визуально определить силу ветра, не пользуясь приборами.
Направление ветра можно определить с помощью флюгера. Особенность флюгера в том, что он свободно вращается на оси и устанавливается по направлению ветра. Этот прибор ставят на крыше или на шесте высотой 10—12 м на открытом пространстве. Флюгер показывает, откуда дует ветер.
— Определите направление ветров:
(1 — западный; 2 — южный; 3 — северный; 4 — северо-западный.)
— Вспомните летние каникулы. Вы находитесь на берегу озера, реки, моря. Что вы чувствуете? (На берегу дует ветерок, нежарко.)
— Почему на берегах рек, морей, озер ветрено?
Обратимся к рис. 73 на с. 116. Днем вода еще холодная, а суша уже успела нагреться. Воздух нагревается от поверхности Земли, поэтому над морем воздух холодный, а над сушей — теплый.
— Как распределится атмосферное давление над сушей и над морем? (Над морем атмосферное давление высокое, а над сушей — низкое.)
— Почему? (Теплый воздух расширяется, плотность его уменьшается, он становится легким и поднимается вверх, а на его место устремляется с моря холодный и тяжелый воздух.)
Ночью ветер меняет направление. Прибрежный ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бриз.
— Начертите схему ночного бриза, используя рис. 73.
— Рыбаки на парусниках выходят в море вечером, а возвращаются утром. Почему? (Примерный ответ. Они используют попутный бриз, который вечером дует с суши, парусное судно плывет под парусами в море. А утром ветер меняет направление и дует в сторону берега, рыбаки снова с попутным ветром возвращаются домой.)
— В чем причина образования бриза? (Суша и вода нагреваются неравномерно, в результате образуется разность в атмосферном давлении, воздух движется из области высокого давления в область низкого.)
На границе больших участков суши и моря образуется ветер, который меняет направление два раза в году. Летом он дует с моря, а зимой - с материка. Такой ветер называется муссон. Муссоны преобладают в Южной и Восточной Азии. Летом они приносят с океана дожди, а зимой эти ветры сухие, потому что дуют с материка.
Арабы, жившие на Аравийском полуострове, плавали в Индию, используя силу и направление муссонов. «Маусин» по-арабски «сезон». Летом они плыли под парусами в Индию, используя попутный юго-западный муссон, а домой возвращались зимой, когда северо-восточный муссон наполнял паруса и помогал добраться до Аравии.
— Посмотрите на рис. 74 на с. 117. Какие ветры дуют на Дальнем Востоке России летом и зимой?
— Когда на Дальнем Востоке идут дожди и разливаются реки?
IV. Практическая работа
Как узнать, какие ветры преобладают в вашей местности?
Результаты наблюдений за ветром надо графически обработать. График, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.
Алгоритм построения розы ветров
1. Начертить основу для построения розы ветров, которая представляет собой восемь перекрещивающихся линий с отмеченными сторонами горизонта — основными и промежуточными.
2. Линии разделить на равные отрезки — один отрезок равен одному дню.
3. Отложить по линиям количество отрезков, равное количеству дней с данным направлением ветров. Счет отрезков вести от середины, т. е. от точки пересечения линий.
4. Количество дней с северным ветром отложить на линии, направленной на север, с южным — на юг и т. д.
5. Точки последовательно соединить по линейке по конечным точкам отсчета.
6. Если отсутствует какое-либо направление ветра, то точка на данном направлении не ставится и при соединении точек по данному направлению делается пропуск.
Обратите внимание на рис. 75 на с. 118. Построены две розы ветров для города Владивостока: летняя — за июль и зимняя — за январь.
В январе во Владивостоке преобладали ветры северного направления, а на июльской розе ветров отражено господство ветров юго-восточного направления.
— Найдите город Владивосток на карте России и скажите, какие ветры показаны на данных розах ветров. (Муссоны. Зимой они дуют с материка (северные ветры), а летом — с Тихого океана.)
— Прочитайте приведенный на с. 118 учебника (третий абзац) анализ розы ветров для Владивостока.
— Постройте зимнюю розу ветров для города Г. по следующим данным. В январе дули ветры:
северный — 5 дней;
северо-западный — 6 дней;
западный — 6 дней;
юго-западный — 8 дней;
южный — 2 дня;
юго-восточный — 1 день;
восточный — 1 день;
северо-восточный — 2 дня.
— Какие ветры преобладали в январе?
— Сколько дней дули ветры западных направлений (северо-западный, западный, юго-западный)? (20 дней.)
— Какой ветер дул наибольшее количество дней? (Юго-западный.)
Роза ветров показывает преобладание западных ветров, которые господствуют на большей части России.
V. Изучение нового материала (продолжение)
— Прочитайте в п. 4 на с. 119 о значении ветра. Составьте план текста.
Примерный план
1. Ветер переносит влагу и тепло.
2. Ветер уносит грязный воздух из городов.
3. Ветер надувает паруса судов.
4. Ветер заставляет работать ветряные мельницы.
5. Сила ветра используется на ветряных двигателях для производства энергии.
— Кто сможет ответить на первый вопрос урока? Как удалось мальчику распространить листовки в городе, оккупированном немцами? (Примерный ответ. Мальчик использовал разницу в атмосферном давлении, которая существует между топкой и вершиной трубы. В трубе воздух движется снизу вверх. Внизу давление высокое, а наверху — низкое. При подъеме на 10 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст. Мальчик сложил в топку стопку листовок, и воздушный поток поднимал вверх по трубе по одной листовке.)
VI. Закрепление нового материала
Учитель предлагает лист с вопросами. Учащиеся обсуждают их в группе или в парах, заполняют пропуски и дают ответы.
Вопросы
1. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется...
2. Ветер, который меняет направление два раза в сутки, называется...
3. Ветер, меняющий направление два раза в год, называется...
4. Воздух перемещается из области с... атмосферным давлением в область с... атмосферным давлением.
5. Северный ветер дует с...
6. Какова причина образования ветра?
7. Почему ветер имеет разную силу?
8. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем...
9. Где в России бывают муссоны?
10. Укажите стрелкой направление ветра:
Ю |
С |
СВ |
СЗ |
В |
ЮВ |
3 |
ЮЗ |
11. Скорость ветра измеряют с помощью...
12. Сила ветра измеряется в баллах по шкале...
13. Направление и силу ветра можно определить с помощью...
14. Штиль — это полное...
15. Какие ветры преобладают в вашей местности?
Домашнее задание
§ 39, задание 5 к параграфу.
Дополнительный материал
Ветер возрождения
В Индии полгода ждут муссон с океана. Когда он приходит, люди радуются. Рады дождю не только люди, но и животные. Измучившись в сухой сезон, они покидают свои укрытия и с наслаждением барахтаются в грязи. Начинает бурно расти трава, и теперь животным есть где пастись. Реки наполняются водой. Даже птицы выбираются из своих убежищ и лихорадочно чистят перья и хлопают крыльями.
Для Индии муссоны — это символ возрождения жизни. Те, кто живет на суше, встречают муссон с ликованием.
Иностранцы не понимают радости индийцев по поводу наступления сезона дождей. Египтяне говорят: «У нас дождь идет три-четыре раза в год, но мы не сходим от этого с ума». Дело в том, что в египетской пустыне пески ночью быстро остывают, и становится прохладно. А в Индии жара и духота не дают отдыха ни днем ни ночью в течение трех-четырех месяцев.
Европейцы тоже не понимают бурной радости индийцев, ведь для них дождь — это ненастье и скука.
А в Индии говорят:«Разве пасмурный день хуже, чем палящее солнце, которое с утра до вечера висит над головой?»
Индийцы рады муссону, потому что он приходит в тот момент, когда он нужнее всего, как стакан воды в жажду. В месяцы, когда нет дождей, температура поднимается до +43...+46 °С в тени, и земля изнемогает под палящими лучами солнца. Выгорает трава, водоемы пересыхают, в воздухе пыль. С приходом муссона в небесах словно раскрывается зонтик и возвращаются красота и жизнь. Через день или два земля покрывается зеленой травой, а деревья сверкают изумрудной зеленью. Именно с приходом муссона в Индии отмечают праздник воды. В этот день люди обсыпают друг друга порошками цветных красок, обливают водой — так они желают друг другу счастья и благополучия.
Ветер на службе у человека
Человек еще в древние времена научился использовать ветер. Сила ветра была необходима для работы ветряных мельниц, под парусами ходили за тридевять земель. В XX в. открыли другие виды энергии, например атомную. Стоит ли всерьез говорить об использовании энергии ветра? Какие преимущества имеет ветер?
1. Ветер есть везде. Например, гидроэлектростанции сооружают на крупных реках, тепловые станции строят там, где есть топливо: уголь, торф, горючие сланцы. Для атомных станций тоже необходима проточная вода.
2. Ветровые электростанции — ВЭС — можно ставить где угодно.
3. В средних широтах на высоте 8-10 км, у границы тропосферы и стратосферы, так называемой тропопаузы, ученые обнаружили постоянные ветровые потоки — струйные течения. Их скорость достигает 80—100 м/с. Значит, на этой высоте имеется постоянная чрезвычайно большая концентрация ветровой энергии.
Как можно представить себе будущую ВЭС?
Небольшое здание, похожее на подстанцию, и отходящий от него в небо трос. На конце его — аэростат. На высоте 10 км ветер вращает укрепленное на корпусе дирижабля ветроколесо, которое приводит в действие генераторы. К тросу крепится кабель, передающий электрический ток на землю. Трудно представить себе трос, длиной 10 км? А вдруг он оборвется под собственной тяжестью? Нет, ему не грозит такая опасность: он изготовлен из синтетических волокон, которые имеют разрывную силу 100 км.
Где могут найти применение тропопаузные ВЭС? На севере Сибири, в районах Крайнего Севера, где нет дорог, поэтому подвозка топлива сложна и часто просто невозможна, а прокладка линий электропередачи дорога и нерациональна.
Торнадо
Торнадо — это испанское слово, означает «крутит». Торнадо — это всем известные своей коварностью и огромной разрушительной силой ураганы Северной Америки.
Причина зарождения торнадо — столкновение холодного и теплого воздуха на равнинах Северной Америки. Особенно часто торнадо бывают с середины весны до середины осени. В это время разница в нагреве воздуха над океаном и сушей особенно резкая. Тропический воздух с юга Северной Америки сталкивается с холодным воздухом, движущимся с севера. Образуется вихрь, в центре которого очень низкое атмосферное давление. Полоса действия торнадо захватывает от 8—10 до 800 м. Движется торнадо со скоростью 60—75 км/ч. Он может разрушить целые кварталы городов. Здание, оказавшееся внутри торнадо, разваливается как карточный домик, т. к. давление воздуха внутри здания намного выше, чем внутри торнадо. Результат работы торнадо — перевернутые поезда, вырванные с корнем деревья. В 1896 г. торнадо уничтожил город Сент-Луи в США. Перед приходом торнадо стояла жара, духота, как это бывает перед грозой. Очень быстро небо закрыли черные тучи, подул сильный ветер, послышались раскаты грома, хлынул ливень. Вдруг все стихло. Но это было затишье перед кошмаром, который в виде торнадо обрушился на город. Ветер срывал железные крыши, разрушал стены многоэтажных домов. Мост через Миссисипи был наполовину разрушен, а поезд, который в это время проходил по мосту, — опрокинут. Сотни людей были погребены под развалинами домов.
Для спасения от торнадо местные жители обязательно сооружают погреба в домах.