География 6 класс - Поурочные планы
Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха
Цели и задачи урока:
1) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.
2) Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур в г. Нерюнгри.
3) Сформировать знания о своем крае.
Оборудование: термометры, календари погоды, физическая карта полушарий, климатическая карта
Термины и понятия: температура воздуха, амплитуда, средняя температура – суточная, максимальная, минимальная, изотерма.
Формы проведения урока
1) Беседа.
2) Самостоятельная работа проблемного характера по вычислению средней суточной температуры и амплитуды колебания температур.
3) Практическая работа по вычерчиванию графика хода годовых (работа в парах).
Ход урока
I. Орг. момент
II. Самостоятельная работа по группировке понятий: температура, кислород, азот, облака, погода, ветер, углекислый газ, тропосфера, стратосфера, мезосфера (работа в группах).
Учащиеся отвечают, как сгруппировали понятия и объясняют, почему именно так. (Цель этой работы – развитие логического мышления).
I группа - погода: облака, ветер, температура.
II группа - строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера.
III группа - состав воздуха: кислород, азот, углекислый газ.
III. Изучение нового материала
1. Беседа. Сегодня на уроке будем говорить о температуре воздуха – одной из самых главных характеристик состояния воздуха.
Мы послушаем отрывок из книги шведской писательницы “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” и ответим на вопрос: “Почему замерз глупый Тролль?” В книге рассказывается о глупом Тролле, который решил: “Построю дом поближе к солнцу, - пусть оно меня греет”.
И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
- Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну! И Тролль полез на гору.
Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. “Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!”. А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, - если уж ему в голову что западает – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает.
Так глупый Тролль и замерз.
Ребята высказывают свое мнение и отмечают, что воздух греется от земной поверхности и чем дальше (выше), тем холоднее.
Поэтому замерз Тролль.
2. Работа с рисунком 69 (учебник, 6 класс) – зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей.
Вывод учащихся. Чем выше солнце над горизонтом, тем сильнее греется земная поверхность и воздух над ней.
3. Проблема – как измерять температуру воздуха.
Люди каких профессий следят за температурой воздуха?
Найдите ошибку в тексте.
Зачитывают.
Один человек приехал впервые в Африку и решил узнать, какова температура воздуха? Он в 6 ч. 30 мин. утра вынес термометр на балкон и положил на солнце. Когда вернулся с завтрака, термометр показывал + 48 °С. Удалось ли ему в то утро узнать температуру воздуха?
Дети отвечают, что нет, так как температуру воздуха измеряют в тени, на высоте 2 метра от земной поверхности.
4. Беседа о разной температуре воздуха в зависимости от времени суток, сезона, от высоты рельефа, от рельефа территории. Анализ рисунка со среднегодовыми температурами Земли и объяснения изменения температура от экватора к полюсам.
5. Знакомство детей с дополнительной информацией в учебнике 5 класса “Мудрой совы” (игровые персонажи), с самым жарким местом в мире (Африка, Ливийские пустыни +56 °С ). Показ учителем на карте Ливийской пустыни.
А где у нас полюс холода? Учащиеся называют: север, Арктика, Антарктида.
Учитель уточняет Антарктида, станция Восток – 89,2 °С.
7. Анализ годового хода температур в городе Нерюнгри и амплитуды колебания температуры. Определение среднесуточных температур. Что такое изотерма на климатической карте?
8. Практическая работа – начертить график хода годовых температур в с. Апраксино (работа в парах, заготовки для построения графиков раздаю группам учащихся, контроль и взаимоконтроль выполненных графиков осуществляют сами учащиеся).
9. Итоги урока. Оценки.
Домашнее задание.
Что нового открыли для себя?
Учащиеся отвечают:
Воздух греется от земной поверхности.
Температура воздуха понижается с высотой.
Температура воздуха зависит от:
· угла падения солнечных лучей;
· от подстилающей поверхности (суша, вода);
· сезонов года;
· высоты рельефа.
Показатели |
Месяцы |
|||||||||||
Я |
Ф |
М |
А |
М |
И |
И |
А |
С |
О |
Н |
Д |
|
Средние температуры, |
-15 |
-12 |
-6 |
2 |
12 |
21 |
24 |
18 |
14 |
3 |
-8 |
-18 |