География 8 класс - Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.
Типы климатов России - КЛИМАТ
Цели: познакомить с основными типами климатов России; закрепить умения работать с климатической картой и определять тип климата по климатической диаграмме.
Оборудование: карта «Типы климатов России», настенная карта «Воздушные массы».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
— Как распределяются осадки на территории России?
— Назовите сухие и влажные районы. Объясните причины сухости.
— Почему полюс холода расположен не на самой северной территории России, а сдвинут на восток?
— Почему на Северном полюсе теплее, чем в Оймяконе и Верхоянске?
— Что такое коэффициент увлажнения, что он выражает?
— Определите коэффициент увлажнения:
а) на Кольском полуострове ( — избыточное);
б) на Прикаспийской низменности ( — скудное);
в) в центре Западно-Сибирской равнины ( — избыточное).
2. Географический диктант
— Господствующие ветры умеренных широт. (Западные.)
— Ветры, господствующие на Дальнем Востоке. (Муссоны.)
— Полюс холода Северного полушария. (Оймякон.)
— Отношение годового количества осадков к испаряемости. (Коэффициент увлажнения.)
— Область высокого атмосферного давления. (Антициклон.)
— В Сибири очень холодные зимы, т. к. здесь господствует... (сибирский антициклон).
— Область низкого атмосферного давления. (Циклон.)
III. Изучение нового материала
— Россия расположена в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом и умеренном. Какие пояса основные? (Арктический, умеренный.)
— Какой переходный? (Субарктический.)
— Самый большой по площади пояс — умеренный. Почему?
— Какие показатели характеризуют тип климата? (Средние температуры января и июля, амплитуда, количество и режим осадков, преобладающие типы погод, господствующие воздушные массы.)
(При знакомстве с типами климатов учащиеся заполняют таблицу (по картам и тексту учебника).)
Климатический пояс, тип климата |
Температура |
Кол-во осадков |
Воздушная масса |
Типичные погоды |
Примечание |
||
январь |
июль |
амплитуда |
|||||
Арктический |
|||||||
Субарктический |
|||||||
Умеренный а) умеренно континентальный б) континентальный |
— Какой пояс самый холодный?
— В каком поясе самая холодная зима?
— В каком поясе самое холодное лето?
— Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температур?
— В каком климате зима холодная и сухая, а лето влажное?
— В каком климате мы живем (пункт)?
(По Р.: можно поработать с климатическими диаграммами на с. 96—97.
По Б.: можно использовать типовые карточки из дидактического набора «Типы климатов России».)
IV. Закрепление нового материала
1. Работа по карточкам
Определите, какому типу климата соответствуют следующие описания.
1). Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное (средняя температура около О °С). Осадков не много, но увлажнение избыточное. (Арктический.)
2). Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое (+12...+14 °С — на севере, до +22 °С — на юге). (Умеренно континентальный.)
3). Зимой устанавливается морозная ясная погода — антициклон. Особенно холодно в котловинах — инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16...+18 °С). (Резко континентальный.)
4). Самая суровая зима, средняя температура около —40 °С, лето прохладное. (Субарктический.)
5). Зима холодная и сухая, снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)
2. Работа с контурными картами
1). Обозначьте границы климатических поясов и границы типов климата умеренного пояса.
2). Укажите средние температуры января, июля, годовое количество осадков, коэффициент увлажнения для умеренно континентального и резко континентального типов климата.
Домашнее задание
1. По Р.: § 17, вопрос 1; определить тип климата по климатограмме.
По Б.: § 10, вопросы 4—6 к параграфу.
2. Подготовить сообщение на 2—3 мин о неблагоприятных климатических явлениях (засухе, пыльной буре, заморозке, грозе, урагане, гололеде).