География 8 класс - Поурочные разработки
Климат и человек. Климатические ресурсы
Цель урока: создать условия для систематизации и расширения знаний учащихся о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с критериями оценки степени благоприятности природных условий для жизни населения.
2. Сформировать знания об агроклиматических ресурсах.
3. Сформировать представление о влиянии климата на хозяйственную деятельность человека.
4. Проанализировать климатические условия нашей местности, выявить неблагоприятные явления погоды и важность прогноза погоды.
5. Способствовать формированию экологической культуры.
Используемый материал: климатическая карта России, рис. 59 стр. 93 учебника (обеспеченность растений теплом), рис. 60 стр. 94 учебника (обеспеченность растений влагой), карты: агроклиматические ресурсы, плотности населения России в атласе, раздаточный материал: вопросы для обсуждения, таблица для заполнения, рис. 53, стр. 88 учебника (годовой ход температуры воздуха и осадков в Москве), статистические данные о неблагоприятных климатических явлениях в Москве.
Ход урока
1-й этап.
Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Познакомив учащихся с темой урока, поставить перед ними вопрос: в эпоху научно-технического прогресса уменьшается или возрастает зависимость человека, его бытовых условий, здоровья, хозяйственной деятельности от климата?
Повторение:
- что такое погода?
- климат?
- в каких климатических поясах: основных и переходных находится Россия? Какой географической закономерности подчиняется их расположение?
- какие типы климата характерны для нашей страны? С чем связано изменение климата при движении с запада на восток в умеренном климатическом поясе?
Подвести итог о климатических условиях на территории России.
Отметить, что климат России разнообразен, каждая территория индивидуальна по своим климатическим характеристикам. Но по ряду климатических показателей учёные выделяют обширные по площади климатические зоны, в зависимости от целей районирования. Так, проанализировав 30 показателей (не только климатических): число дней с осадками, влажность воздуха, скорость ветра, продолжительность тёплого и морозного периода и др., географ Назаревский составил карту: Степень благоприятности природных условий для жизни населения.
См. рис 56 в учебнике на стр. 91. Учащиеся анализируют карту:
- какие территории имеют наиболее благоприятный, т. е. комфортный климат?
- какие благоприятный?
- какие крайне неблагоприятный?
Сделать вывод о соотношении территорий с благоприятными условиями для жизни и неблагоприятными. Сравнить с размещением населения по карте плотности населения.
Учащиеся делают вывод, в каких климатических условиях расположена основная зона расселения, а в каких очаговая.
2-й этап: РОЛЕВАЯ ИГРА.
Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство. В давние времена сельские жители пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология, которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология. Агроклиматические ресурсы - свойства климата, позволяющие выращивать с/х культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к. существуют теплолюбивые и морозоустойчивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше +10 градусов Цельсия (сумма активных температур), т. к. при таких температурах происходит наиболее активный рост растений.
Смотрим рис. 60 учебника стр. 93.
Но важны не только температуры почвы и приземного слоя, а также режим увлажнения. Наличие влаги в почве зависит не только от количества атмосферных осадков, но и от интенсивности испарения, зависящей от температуры воздуха.
Вопрос к классу: что такое испаряемость и коэффициент увлажнения?
Смотрим рис. 60, стр. 94 учебника ( обеспеченность растений влагой).
Итак, попробуем выступить в роли климатологов и определить:
Задание 1 - агроклиматологам: какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в Воронежской, Вологодской областях и в нашей местности. Как влияет сезонность года и продолжительная зима на сельскохозяйственные работы? Какие климатические явления опасны для сельского хозяйства?
Задание 2 - для медицинской климатологии: определить, какие территории благоприятны для отдыха и оздоровления. Где у нас в стране находятся самые известные курорты?
По данным о загрязнении атмосферы, сделать вывод о негативном его влиянии на здоровье людей. Какой тип атмосферной циркуляции: циклональный или антициклональный (вспомнить, что такое циклон и антициклон) наиболее опасен при загрязнённом воздухе? Вспомнить, какой тип погоды устанавливается зимой в Сибири.
Задание 3 - для градостроительной климатологии: На территории Сибири и Севера России построено много городов, связанных с добычей полезных ископаемых.(найти на физической карте России и на карте «население» в атласе: Сургут и Нижневартовск – добыча нефти, Норильск - добыча цветных металлов: медь и никелевые руды, Новокузнецк-добыча каменного угля) Что нужно было учитывать при их строительстве? Как влияет продолжительная и суровая зима на освоение этих территорий?
Многие северные территории не имеют железных и автомобильных дорог: когда для перевозки грузов можно использовать Северный Морской путь, речной транспорт?
На севере западной Сибири и Дальнего Востока, на большей части Восточной Сибири распространена многолетняя мерзлота. Как она влияет на строительство зданий, прокладку дорог, трубопроводов?
Как увеличиваются расходы на отопление и освещение зданий на территории Сибири и Севера?
Задание 4 - синоптикам: дать общую характеристику климата нашей местности (использовать климатическую карту, рис. 53 учебника стр. 88).
Какие воздушные массы действуют на территории Москвы и МО, и какую погоду они приносят?
Какие явления погоды относятся к опасным? (раздаточный материал)
Случались ли такие явления в прежние времена? (историческая справка: упоминания в летописях.)
Какие опасные явления случаются на нашей территории? Для каких отраслей народного хозяйства важен прогноз погоды и особенно опасных климатических явлений?
Работа по группам. Дать время на подготовку. Далее обсудить с учащимися результат деятельности каждой группы, и учащиеся должны сделать общий вывод о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека.
Все отрасли хозяйства учитывают особенности климата, а хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на климат?
3-й этап. Обсуждение проблемы загрязнения атмосферы, которая явилась причиной «парникового эффекта», разрушения озонового слоя, кислотных дождей.
На доске выписана информация о загрязнении атмосферы:
предприятия энергетики - 25% от общего промышленного выброса,
металлургии: чёрной - 16%, цветной - 23%,
нефтедобывающая промышленность - 11%
Опасные источники загрязнения атмосферы: нефтеперерабатывающая промышленность и автотранспорт, котельные и домашние печи, которые топят углём.
Задать вопрос классу: в чём заключается « парниковый эффект»? Что учащиеся слышали о глобальном потеплении климата?
Домашнее задание: п. 14.
Задание по выбору:
Подумать, чем грозит глобальное потепление климата экономике России?
Привести примеры народных примет о погоде. Подтверждаются ли в наше время народные приметы?
В заключение вернуться к вопросу, поставленному перед классом в начале урока:
В эпоху научно-технического прогресса уменьшается или увеличивается зависимость человека от климата?