География 8 класс - Поурочные разработки
Внутренние воды России
Цели и задачи урока:
- Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме: знания особенностей вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание; основные понятия темы; умение работать с картами: показать на карте реки, озера, болота, мерзлота. Составить характеристику реки.
- Выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.
Оборудование: Карты России - физическая, климатическая, атласы, схемы. Таблицы.
Ход урока
1 задание. Географический диктант
Проверка знаний и понятий. (В слабом классе на доске понятия повторить фронтально и затем провести диктант.)
I вариант
1. Половодье. (Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.)
2. Падение реки. (Превышение истока реки над устьем.)
3. Режим реки. (Распределение стока реки в течение года.)
4. Наводнение. (Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.)
5. Сель. (Грязекаменные потоки.)
6. Межень. (Низкий уровень воды в реке.)
7. Водные ресурсы. (Воды суши, пригодные для хозяйственного использования.)
8. Многолетняя мерзлота. (Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.)
9. Болото. (Переувлажненный участок местности.)
10. Водохранилище. (Крупные искусственные водоемы созданные на реках.)
II вариант
1. Уклон реки. (Отношение падения к длине реки или падение реки на километр длины реки.)
2. Ледник. (Скопление льда.)
3. Снеговая линия. (Уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.)
4. Подземные воды. (Воды, расположенные в верхней части земной коры.)
5. Артезианский колодец. (Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода.)
6. Твердый сток. (Переносимый рекой материал: песок, ил.)
7. Паводок. (Внезапный подъем уровня воды в реке.)
8. Ледостав. (Время, когда реки покрыты льдом.)
9. Режим реки. (Распределение стока реки в течение года.)
10. Исток. (Начало реки.)
Взаимопроверка по образцу: 10 правильных ответов - оценка «5», 9-8 ответов - «4», 7 правильных ответов - «3», в слабых классах возможно 6 ответов - оценка «3».
2 задание
Показать по карте объекты. Учитель называет объекты, соседи показывают на карте атласа, проверяют друг у друга. Учитель контролирует работу. Ученик должен показать объект за 3 секунды, иначе объект не засчитывается.
I вариант
1. Волга с Окой и Камой.
2. Печора.
3. Дон.
4. Амур.
5. Лена.
6. Озеро Баскунчак.
7. Каспийское.
8. Ладожское.
9. Телецкое.
10. Рыбинское водохранилище.
II вариант
1. Северная Двина.
2. Нева.
3. Обь с Иртышем.
4. Енисей с Ангарой.
5. Анадырь.
6. Байкал.
7. Онежское озеро.
8. Имандра.
9. Чаны.
10. Братское.
3 задание. Практическая «Характеристика реки»
Практическая работа выполняется по плану:
1. В какой части страны протекает?
2. Где исток?
3. Куда впадает (бассейн океана, моря)?
4. В каком направлении течет?
5. Падение реки.
6. Уклон реки.
7. Характер течения.
8. Питание и режим реки.
9. Притоки.
При выполнении работы можно использовать карты атласа; таблицы учебника.
4 задание. Тест
I вариант
1. Большинство рек России имеет питание:
а) дождевое;
б) ледниковое;
в) снеговое;
г) смешанное.
2. Размыв горных пород, почв текущей водой называется:
а) аккумуляция;
б) эрозия;
в) падение реки.
3. Самая полноводная река России
а) Енисей;
б) Лена;
в) Амур;
г) Волга.
4. Пограничными реками являются
а) Волга;
б) Амур;
в) Енисей;
г) Уссури.
5. Внезапный подъем уровня воды в реке:
а) половодье;
б) наводнение;
в) паводок.
6. Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря:
а) эстуарий;
б) дельта.
7. Основные причины распространения болот:
а) плоский рельеф;
б) расчлененный рельеф;
в) коэффициент увлажнения больше 1;
г) увлажнение недостаточное;
е) многолетняя мерзлота;
ж) близкое залегание грунтовых вод;
з) тектонические впадины на земной поверхности.
8. Реки бассейна Тихого океана:
а) Уссури;
б) Анадырь;
в) Колыма;
г) Амур.
9. Реки бассейна внутреннего стока:
а) Урал;
б) Дон;
в) Кама;
г) Северная Двина.
Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 - а; 4 - б, г; 5 - в; 6 - а; 7 - а, в, е, ж; 9 - а, в.
II вариант
1. Наиболее широко в хозяйственных целях используются воды:
а) рек;
б) озер;
в) подземные;
г) ледников.
2. Наиболее сильная заболоченность в России характерна для бассейнов:
а) Волги и Камы;
б) Сев. Двины;
в) Амура и Уссури;
г) Оби и Иртыша.
3. Горной рекой является:
а) Терек;
б) Урал;
в) Печора;
г) Дон.
4. Наиболее лавиноопасным сезоном является:
а) зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.
5. Большинство озер Европейской части России:
а) бессточные и соленые;
б) бессточные и пресные;
в) сточные и пресные;
г) сточные и соленые.
6. Большинство рек России имеет смешанное питание с преобладанием:
а) дождевого;
б) снегового;
в) подземного;
г) ледникового.
7. Наиболее сильная заболоченность характерна для:
а) Среднерусской возвышенности;
б) Западно-Сибирской равнины;
в) Прикаспийской низменности;
г) Среднесибирского плоскогорья.
8. Самую большую высоту над уровнем моря имеет озеро:
а) озеро Таймыр;
б) Ханка;
в) Байкал;
г) Ладожское.
9. Укажите ошибку. Причиной образования болот является:
а) избыточное увлажнение;
б) плоский рельеф;
в) расчлененный рельеф;
г) вечная мерзлота.
10. Самые большие площади горное оледенение занимает:
а) на Кавказе;
б) на Алтае;
в) в Саянах;
г) на Урале.
Ответы: 1 - а; 2 - г; 3 - а; 4 - б; 5 - в; 6 - б; 7 - б; 8 - в; 9 - в; 10 - а.
Домашнее задание: Подготовить сообщение о В. В. Докучаеве.