География 8 класс - Поурочные разработки
Южные безлесные зоны России
Цели и задачи урока: продолжить формирование у учащихся представления о природе России, познакомить учащихся с географическим положением, климатическими и почвенными особенностями, растительным и животным миром Южных безлесных зон России. Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать изученный материал, логически мыслить. Средствами предмета воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация "Природные зоны России", карта природных зон России.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи:
Ребята! На экране Вы видите фотографии, которые я нашел в одном из иностранных журналов. К сожалению, текст был на иностранном языке и из него я смог лишь понять, что эти фотографии были сделаны в России. Поэтому давайте попробуем определить, в каком же месте России была произведена фотосъемка.
(На экране демонстрируются слайды с пейзажами степи).
II. Решение учебной задачи.
Что же мы видим на этих фотографиях? Ученики называют объекты изображенные на фотографиях, учитель записывает их на доске:
- Растительность только травы,
- Нет деревьев,
- Поля пшеницы,
- Выгоревшая и сухая трава,
- Много грызунов.
Теперь давайте подумаем, какой же климат характерен для этих мест?
Ответы учеников сводятся к тому, что климат с жарким летом и сухим летом, т. к. трава выгорает. Увлажнение недостаточное, но не скудное, т. к. травы растут хорошо, а деревьев нет. Весной достаточно влаги для роста трав, которая образуется по всей видимости при таянии снега.
Какие условия сложились в данной природной зоне, для жизни животных?
- Обилие корма для травоядных и грызунов, отсутствие укрытий.
Какие животные могут выжить в данных условиях?
- Быстро бегающие (копытные), роющие норы (грызуны).
Какие почвы могли сформироваться под влиянием недостаточного увлажнения и обильной травянистой растительности.
- Богатые перегноем - черноземы.
Как наличие таких почв повлияло на освоение данной природной зоны человеком?
- Сильная распашка, истребление животного мира.
В какой же природной зоне России были сделаны эти фотографии?
- Степь.
Далее идет просмотр раздела "Степи", презентации "Природные зоны России" и заполнение справочной таблицы
Природная зона |
Климатические особенности |
Почвы |
Растительный мир |
Животный мир |
Использование человеком |
Аналогично рассматриваются особенности природной зоны пустынь.
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание: самостоятельно составить характеристику полупустыни.