Рациональное использование ПР Русской равнины

География 8 класс - Поурочные разработки

Рациональное использование ПР Русской равнины

Урок 51. Рациональное использование ПР Русской равнины


Цель урока:

- знакомство с комплексной проблемой рационального использования, охраны и преобразования природы Русской равнины.

- углубить и расширить знания учащихся о ПР Русской равнины (видах и их размещении).

- рассмотреть проблемы рационального использования ПР;

- определить экологические проблемы Русской равнины и пути их решения.

Оборудование: карты - физическая, тектоническая, охраны природы, презентация Русская равнина.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Проверку домашнего задания можно провести в форме игры «Знаешь ли ты свою страну...»

Суть игры заключается в том, чтобы по фрагментам описаний природы ученики могли определить, о каких территориях идет речь. Важность игры в том, чтобы ребята научились внимательно читать текст, самостоятельно находить типичное, главное. Отобранный материал поможет привлечь внимание школьников к наиболее значимым характеристикам природы:

Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа - равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра и в среднем его течении. (Русская равнина).

Климат умеренно континентальный. Континентальность нарастает к востоку и юго-востоку. Сильное влияние на климат оказывает Атлантика. С прохождением циклонов связано выпадение осадков. На юге территории, где циклоны проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испариться. Увлажнение недостаточное, летом нередко бывают засухи и суховеи. (Русская равнина)

Самая длинная и многоводная река Русской равнины, а также всей Европы. (Волга)

Площадь озера - 17700 км2 . Озеро протянулось с севера на юг на 219 км. Средняя глубина его 51 м. Много островов. Это самое большое озеро Русской равнины. (Ладожское озеро)


III. Изучение нового материала.

1. Разнообразие природных ресурсов Русской равнины. Причины разнообразия.

Длительная геологическая история древней платформы, лежащей в основании равнины, предопределила богатство равнины различными полезными ископаемыми.

· Минеральные природные ресурсы:


- Железные руды КМА,

- уголь (Подмосковье, Печора),

- нефть (Урал, Печора, Прикаспийская низменность),

- горючие сланцы (Ленинградская область, Самара),

- бурые железняки (Липецк),

- бокситы (Тихвин),

- апатиты, нефелины (Кольский п-ов),

- поваренная соль (О. Эльтон, Баскунчак),

- алмазы (Архангельск),

- фосфориты (Поволжье, Подмосковье)


· Водные природные ресурсы.

Наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины.

· Агроклиматические водные ресурсы.

Большая часть равнины получает достаточно тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур.

Лесные природные ресурсы. Представлены лесами, богатыми ценной древесиной: тайга, смешанные леса.

· Рекреационные природные ресурсы.

Этот вид природных ресурсов имеет большой потенциал, но еще практически не освоен.

В ходе изложения учителем нового материала, учащиеся выполняют логико-структурную схему «Виды природных ресурсов Русской равнины».


2. Охрана природных ресурсов.

Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены.

В настоящее время все активнее ведутся работы по рекультивации земель. Близ крупных городов Русской равнины проводится работа по улучшению культурного ландшафта, уделяется внимание мероприятиям по очистке вод, воздуха от промышленных выбросов.


IV. Закрепление. Выполнение задания № 4 на стр. 168.


V. Домашнее задание. Подготовить сообщение о рациональном и нерациональном использовании ПР Русской равнины.

Повторить параграфы 33, 34.






Для любых предложений по сайту: [email protected]