География 8 класс - Поурочные разработки
Озеро Байкал
“Байкал – бесценный дар природы”.
А. Твардовский
Учебно-воспитательные задачи:
· Через решение проблемных вопросов объяснить учащимся уникальность озера Байкал.
· Опираясь на знания учащихся о причинах образования озёр, о типах озёрных котловин, о различиях в минерализации воды в озёрах и причин этого явления сформировать знания о Байкале, как уникальном природном комплексе.
· Развивать логическое мышление учащихся, обучая их устанавливать причинно-следственные связи в ПТК.
· Формировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к озеру, развивать экологическое сознание и патриотические чувства, показывая его красоту.
· Раскрыть экологические проблемы озера и пути их решения.
· Учить детей рефлексии.
Знания: Происхождение озера; тип озёрной котловины; характеристики воды; эндемичность органического мира; экологические проблемы озера.
Умения: Определять географическое положение озера; глубину озера; определять по карте к бассейну какого океана относится озеро; составлять характеристику ПК озера; давать самооценку выполненной работы.
Оборудование: физическая карта России, учебные физические атласы, фото и видеосюжет об озере, задания для учащихся, цифры, характеризующие озеро записаны на доске.
Оформление доски: физическая карта, схема течений в о.Байкал, схема ПК озера.
Числа: 1637, 25, 636, 30, 336, 20, 1643, 1996, 65.
(м, км, г, %, млн. лет)
рачок эпишура, голомянка, омуль, нерпа, баргузин, култук, сарма, Курбат Иванов.
Схема ПК озера: котловина
Ход урока
I. Учебные задачи.
Сегодня на уроке мы будем учиться характеризовать озеро, как природный комплекс, на примере Байкала.
Опираясь на свои знания об озёрах, как части гидросферы Земли, о типах озёрных котловин, о различии озёр по минерализации воды вы узнаете о природных особенностях Байкала, выясните причины его уникальности. Вы узнаете об экологических проблемах озера, и путях их решения.
Работая по инструктивным карточкам, вы будете учиться оценивать свою работу на уроке сами, выставляя себе оценки.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что мы называем гидросферой?
- Какое место в гидросфере занимают озёра?
Выполните первое задание на инструктивной карточки, составьте схему “Состав гидросферы”. Проверяем правильность выполнения задания. Прочтите схему. Поставьте себе оценки за эту работу. Следующий делаем шаг.
Вспоминаем различия озёр по минерализации воды и основные типы озёрных котловин.
Выполните второе задание инструктивной карточки.
Проверяем правильность выполнения задания. Оцениваем свою работу.
Вот теперь вы можете дать небольшую характеристику озёр, как природных водоёмов.
- Что мы называем озером, чем они различаются?
При формулировании ответа соедините первую схему и вторую.
1. Озеро – часть гидросферы.
- Исходя из данного вами определения озера, охарактеризуйте о.Байкал.
(Озеро Байкал находится в тектонической котловине, оно пресное, так как оно сточное).
- Покажите на карте, что оно сточное.
- Какая река из него вытекает?
- К бассейну какого океана относится Байкал?
- Как называется самая крупная река несущая свои воды в озеро?
- Показываем путь воды из Центральной Азии в Ледовитый океан. Обратите внимание, с какой большой территории поступает вода в озеро, каков рельеф этой местности, следовательно, какими породами, плотными или рыхлыми, образованы формы рельефа.
2. Заочная экскурсия по Байкалу.
- Кто из вас, что знает о Байкале? Озеро знаменитое.
(это самое глубокое озеро на Земле, в нём очень чистая вода, в нём водится нерпа – тюлень, обычно обитающая в морях)
- Очень отрадно, что и вы, живущие в 5 тыс. км от озера знаете о нём.
Стихи о Байкале, ученика, живущего на его берегу.
Байкал – жемчужина Сибири.
Он уникален, наш Байкал.
К нему, красивейшему в мире,
Стремятся все и стар и млад.
Чисты, прозрачны его воды,
По глубине ему равных нет.
Такой вот памятник, природа,
Произвела на белый свет.
И триста речек шумных, быстрых,
Порожистых и озорных,
Несут потоки вод неистовых,
С уступов, падая крутых.
Но лишь одна имеет право
На расточительство добра –
Берёт начало из Байкала
Стремительная Ангара.
- Я проведу небольшую информационную экскурсию по озеру, а вы по ходу рассказа записывайте отдельные термины, названия, цифры.
- Назовите, какие характеристики ПК надо знать, выделять, видеть их в описаниях, в видеосюжетах (схема на доске).
(история, котловина, климат, вода, живые организмы, острова, реки.)
Первым из русских людей на берег Байкала вышел наш земляк, тобольский казак Курбат Иванов, в 1643 году. Спустя 11 лет, после того, как русские казаки дошли до берега Тихого океана. Т. е., как пишут историки, сначала землепроходцы его проскочили.
Буряты, живущие на берегах озера, называли его Байгъал – большая, глубокая вода, море, а эвенки – Лама – море. Наименование “море” сохранилось в названии пролива между о. Ольхон и западным берегом – Малое море, и горного хребта – Приморский, тянущегося вдоль с-з берега озера. Буряты очень уважительно относятся к озеру, называя его морем, иначе, говорят они, оно разгневается. А в “гневе” озеро страшное. Внезапно налетает ураганный ветер, и волны вздымаются на 2-4 метра. На берегу о. Ольхон находится святое место бурят – мыс Бурхан, куда и сейчас приходят шаманы исполнять различные обряды.
Да, Байкал величав, как любой великан, грозен в шторм, и в то же время щедр и мудр как любой старец. Ветрам, образующимся над Байкалом, в зависимости от того, откуда они дуют, дали названия – сарма, баргузин, култук. А сильные ветра образуются от разницы атмосферного давления над озером и сушей.
Возраст озера 25 млн. лет. Озеро находится в тектоническом разломе, трещине земной коры, рифтовой зоне. Это сейсмичный район. Его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Землетрясения, которые здесь не редкость, продолжают изменять его береговую линию.
Глубина озера – 1637 м, а до кристаллического основания ещё 6 км. Средняя глубина – 730 м. (Видеосюжет – в глубины озера)
В него впадает 336 рек и вытекает одна красавица Ангара.
На озере 30 островов, самый большой Ольхон, (сев. мыс Хобой)
длина озера 636 км. (Видеосюжет – мыс Хобой).
В озере содержится 20% от всей пресной жидкой воды на Земле, 40 лет всё население Земли могло бы пользоваться только водой Байкала.
Вода в озере очень прозрачная и слабоминерализована, до 40 метров виден белый диск, с помощью которого определяется прозрачность воды.
Температура воды на поверхности озера не превышает +12°, даже в июле. Замерзает озеро только в январе.
65% обитателей Байкала – эндемики. Наиболее известные это – омуль, голомянка живородящая, состоящая на 80% из жира и живущая по всей толще воды, нерпа, которая в основном питается голомянкой, и основной санитар Байкала – это рачок эпишура. Благодаря его работе вода в озере остаётся прозрачной. Мощные фильтраторы воды – пресноводная байкальская губка.
- Какие же характеристики озера уникальны? Видеосюжеты.
3. Байкал – природный комплекс.
– А как все эти характеристики связываются в ПК озера?
На карточках задание № 3. Соедините стрелками характеристики озера, указывая причинно-следственные связи стрелками.
Читаем получившуюся схему. Ставим оценку своей работе.
4. Байкал - объект Всемирного природного наследия.
Байкал хранит ещё много тайн, изучение озера продолжается, но использует его природные богатства человек очень активно.
За уникальность природы Байкал в 1996 г. был внесён Всемирной организацией ЮНЕСКО в список 506 природных объектов Всемирного наследия.
Но вся эта уникальность находиться под угрозой исчезновения из-за хозяйственной деятельности человека. На южном побережье озера построен целлюлозно-бумажный комбинат, по северной оконечности озера проходит Байкало-Амурская железная дорога и построен город Северобайкальск. Селенга несущая свои воды в Б. протекает по Монголии и Бурятии, на ней находиться множество населённых пунктов. Всё это и вырубка леса вдоль рек, впадающих в озеро, наносят непоправимый ущерб природному комплексу Байкала. Воды озера Б. уже не способны к самоочищению. За год успевает пройти естественную фильтрацию только 30-40% от всех сточных вод. Только с 1997 г. площадь придонного загрязнения увеличилась, по оценке учёных, на 25%.
Стихи Андрея Вознесенского отражают беспокойство неравнодушных людей.
ОЗЕРО
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
“Мертвое море - священный Байкал”.
Я на себе почувствовал взор.
Будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал. Ты – хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
“Байкал заповедная совесть страны”.
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер просвечивал вполнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории
“Эти, Байкал загубили, которые”?
Надо вывешивать бюллетень,
как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа –
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху.
Борются наши прорабы духа.
Чтобы заповедником стало озеро,
Чтобы его воды не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
“Мёртвое море – священный Байкал”.
На Байкале создано несколько заповедников, но стоит задача создания по всему периметру озера Национального парка, для сохранения всего ПК озера и прилегающих территории, которые определяют живую и неживую природу озера.
III. Закрепление изученного материала – выполнение последнего задания.
Заполните пропуски в тексте, используя записи на доске. А затем в логической последовательности, следуя взаимосвязям в ПК, проставьте порядок характеристик озера.
- Прочтите характеристику озера.
Оцените свою работу.
Выставите себе оценку за урок.