География 8 класс - Поурочные разработки
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека - Урок 2
Цель: сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения территорий с экстремальными условиями жизни.
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Изучение нового содержания включает два обобщающих блока:
1. Взаимодействие среды и здоровья человека.
2. Освоение территорий с экстремальными условиями.
1. Приступая к изучению первого блока внимание учащихся привлекается вопросом: «Что мы знаем о взаимосвязи природы и здоровья человека?»;
а) В результате беседы с учащимися вырисовывается следующая схема
Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности
Природные условия |
Природные ресурсы |
Свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и др. формы человеческой деятельности |
Компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека |
Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека
- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление;
- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты;
- Красота окружающих пейзажей
· морских побережий
· чистого воздуха
· исцеляющих грязей и минеральных вод
Благоприятные |
Неблагоприятные |
оказывают благотворное воздействие на организм человека |
оказывают отрицательное воздействие на организм человека |
б) Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей».
Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.
в) Работа с учебником.
Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с другими ведущими странами мира.
Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира (в млн. кв. км)
Вывод:
Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.
г) Работа с картографическими материалом.
Сопоставление карты-схемы учебника (стр. 266, рис. 108) «Природные условия жизни населения» и карты атласа «Плотность населения России». Выявление степени влияния природных условий на размещение населения по территории страны.
Результат работы - определение расселения людей в связи с природными условиями.
Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:
1. Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);
2. Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).
Минимальная плотность населения характерна для районов с экстремальными природными условиями (64% территорий России).
д) Работа на компьютере, (см. приложение № 2)
2. Изучение материала второго блока.
«Освоение территорий с экстремальными условиями»
а) Беседа с учащимися (дискуссия)
«Внимание! Проблема.»
«Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»
б) Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний.
Учащиеся должны обосновать свою точку зрения.
В результате обсуждения данной проблемы учащиеся делают вывод о необходимости освоения новых территорий, несмотря на то, что жизнь человека там затруднена из-за наличия экстремальных природных условий (низких или очень высоких температур, сильных ветров, наличия животных или насекомых - переносчиков опасных для жизни заболеваний и т. п.).
Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.
в) Работа на компьютере.
«Влияние природных условий на образ жизни населения разных регионов России» (см. приложение № 3)
III. Закрепление материала.
1) Работа в тетрадях. Построение схемы, отражающей результаты работы учащихся на уроке.
Окружающая среда |
Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды |
Медицинская география |
Нозогеография |
Рекреационная география |
· Климат и погода · Рельеф · Ландшафты и состав почв · Растительный и животный мир · Характер внутренних вод · Природные зоны · Природные ресурсы · Природные явления |
1. Жилища 2. Одежда 3. Продукты питания 4. Электроэнергия 5. Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.) 6. Здравоохранение 7. Развитие географ., знаний об окр. среде |
Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения |
Изучение закономерностей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды |
Наука о влиянии природных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха |
IV. Домашнее задание § 46.
Вопросы № 3, 4 в конце параграфа.