Инфраструктурный комплекс. Транспорт - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.

Инфраструктурный комплекс. Транспорт - ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Цели: Развить понятие «инфраструктура», сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны. Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России. Изучить состав транспорта. Дать знания о «грузообороте», «транспортном узле», «магистрали».

Оборудование: карта «Транспорт России», статистический материал.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

1) Заслушать индивидуальное сообщение о сбалансированности питания населения России.

Ученик делает вывод о том, что питание населения не сбалансировано. Преобладают более дешевые продукты питания (хлеб и картофель). Причина - низкий уровень доходов населения. Более ценные белковые продукты - мясо и рыба являются недоступными для регулярного и достаточного потребления. Отсутствие белков, витаминов в питании населения может привести к различным заболеваниям, в частности, к снижению иммунитета.

Пути к достижению сбалансированного питания могут заключаться в повышении уровня реальных доходов населения, в развитии интенсивного животноводства, в увеличении площадей под сады и виноградники, в увеличении добычи рыбы, в рыбоводстве.

2) Учащиеся называют предприятия, расположенные в их регионе и оценивают качество выпускаемой ими продукции.

3) Учитель предлагает части учащихся карточки с вопросами для письменного ответа на 5-7 минут:

- Назовите факторы и принципы размещения предприятий пищевой и легкой промышленности. (Первичная обработка сырья в легкой промышленности - у источников сырья, готовая продукция к квалифицированным кадрам и потребителю. Сырьеемкие отрасли пищевой промышленности - к сырью.)

- Почему шерстомойные фабрики построены на Северном Кавказе, льнообрабатывающие на Северо-Западе России, а 80% тканей производится в Центре? (1 стадия обработки сырья - шерсти, льна - размещается у сырья. На Северном Кавказе крупное поголовье тонкорунных овец, лен выращивают на Северо-Западе России. При переработке шерсти и льна образуется много отходов (у льна до 80%, у шерсти 50%), поэтому фабрики первичной переработки сырья размещаются ближе к его источникам. Производство готовой продукции - тканей, их отделка размещаются в районах, густонаселенных, т. е. у потребителя и с ориентацией на квалифицированные кадры. Центр России традиционно занимается ткачеством, там династии ткачей, учебные заведения, готовящие кадры для легкой промышленности.)


III. Изучение нового материала

- Сегодня мы будем изучать инфраструктурный комплекс. Что же такое инфраструктура?

Запись в тетрадь

Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

- Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий и жизнь людей. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих услуги. В городе инфраструктурный комплекс лучше развит, чем в сельской местности.

Далее учитель чертит состав инфраструктурного комплекса на доске, а учащиеся зарисовывают его в своих тетрадях. Состав инфраструктурного комплекса может быть выполнен на ватмане и вывешен на демонстрацию, или спроецирован на доску на графопроекторе.


image30

- Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги. Услуга - это особый вид продукции.

По уч. Д. можно рассмотреть классификацию услуг по их характеру и видам (с. 173, табл. 38-39) и привести примеры учащимися, какими услугами они пользуются. По уч. А. нет вопроса об инфраструктурном комплексе, поэтому, показав структуру комплекса и его значение. следует перейти к изучению транспорта.

- Сегодня мы познакомимся с коммуникационной системой, которая состоит из транспорта и связи. Задача этой системы - перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

- Основная задача транспорта - обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь России с другими государствами. Для выполнения этой задачи все виды транспорта должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, образуя транспортную систему.

- Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

Запись в тетрадь

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

Задание:

- По уч. Д., рис. 56 назовите типы транспортных узлов.

- По уч. Д., пользуясь картой атласа, назовите транспортные узлы России. (Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород, Владивосток, Красноярск, Архангельск и т. п.)

- Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Запись в тетрадь

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот - количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Задание:

- По табл. 41, с. 177, уч. Д. определите, какие виды транспорта имеют больший грузооборот?

- Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки;

б) скорости перевозок;

в) надежности;

г) комфортности;

д) влияние природных условий.

Себестоимость перевозок складывается из стоимости транспортного средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций (аэропорты, морские порты, вокзалы).

Самый дорогой вид транспорта - авиационный, он же и самый быстрый. А самый дешевый транспорт морской, поскольку в морском транспорте бесплатные морские пути, поэтому ниже себестоимость перевозок, но скорость перевозок невысока (25-35 км/ч). Автомобильные перевозки дороже железнодорожных в 10 раз, а морских - в 15 раз.

Природные условия влияют на работу водных видов транспорта (моря и реки замерзают) и авиационного транспорта (нелетная погода).

Задание:

- Сопоставьте карты «Транспорт» и «Плотность населения» и сделайте вывод о связи транспорта и размещении населения. (Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Для населения близость транспортного пути - экономия времени.)

- По табл. 43, уч. Д. определите, на размещение каких отраслей транспорт оказывает решающее влияние, а на какие незначительное? (Решающее влияние транспорт оказывает на размещение черной и цветной металлургии, основной химии. Незначительное влияние транспорт оказывает на точное машиностроение, легкая промышленность.)

- Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров в широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность.

По протяженности железных дорог (86 тыс. км) Россия уступает только США и Канаде, а по протяженности электрифицированных железных дорог (38,5 тыс. км) занимает 1 место в мире.

Работа с картой:

По карте атласа «Транспорт»:

- Определите конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (В Европейской части России наибольшая густота транспортной сети, конфигурация напоминает колесо. Центр - Москва, от которой во все стороны расходятся 11 железных дорог. Дороги радиальные пересекаются кольцевыми. На восток протянулись широтные магистрали. На востоке железных дорог мало.)

- Найдите крупные железнодорожные магистрали. (1. Первая железная дорога, сейчас планируется как скоростная Москва - Санкт-Петербург; 2. Важное значение имеет дорога Москва - Мурманск (к незамерзающему порту); 3. Коноша - Котлас - Воркута (Печорская магистраль); 4. Самая длинная в мире дорога - Транссибисркая магистраль (Челябинск - Новосибирск - Иркутск - Владивосток); 5. Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут - Тында - Комсомольск-на-Амуре); 6. Строится Амуро-Якутская магистраль (Т.Беркакит - Томлюш - Якутск)).


Практическая работа

Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа «Транспорт», экономические карты, карты отраслей России) по плану:

1. Протяженность магистрали.

2. Направление магистрали.

3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.

4. Крупные транспортные узлы магистрали.

5. Состав и направление грузопотоков.

6. Перспективы развития магистрали.

1-й вариант дает характеристику Транссибирской магистрали;

2-й вариант дает характеристику Байкало-Амурской магистрали.


Пример характеристики магистрали:

Транссибирская магистраль

1. Протяженность магистрали около 7000 км с запада на восток - от Челябинска до Владивостока. Магистраль соединяет европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.

2. Природные условия западной части магистрали - равнинный рельеф, но низкие температуры зимой, снежные заносы, наледи; в восточной части магистраль проходит по гористой местности, поэтому здесь снижают эффективность работы магистрали сейсмичность, горный рельеф, вечная мерзлота.

3. По Сибирской магистрали с запада на восток везут машины, оборудование, хлеб, продукты питания, соль. С востока на запад - лес, полезные ископаемые (руды, уголь), рыбу.

4. Крупные транспортные узлы - Омск (пересечение с рекой Иртыш), Новосибирск (пересечение с рекой Обь), Красноярск (пересечение с рекой Енисей), Хабаровск (пересечение с рекой Амур), Владивосток (морской порт).

5. В перспективе: электрификация и автоматизация всех участков железной дороги, увеличение количества путей.

Можно также предложить учащимся спроектировать новые железные дороги. При проектировании учащиеся должны учесть:

1) природные условия в районе будущей железной дороги;

2) природные ресурсы в районе магистрали;

3) размещение населения;

4) грузы, которые могут перевозиться по магистрали.

Варианты проектов:

1. Трансенисейская магистраль (Красноярск-Норильск).

2. Северо-Сибирская магистраль (Салехард - Уренгой - Норильск - Якутск - Магадан).

3. Азиатско-Американская магистраль (Братск - Усть-Кут - Якутск - мыс Дежнева - туннель под Беринговым проливом).

Работы учитель проверяет и выставляет всем оценки за обязательную программную практическую работу.


Домашнее задание

По уч. А.: § 37-38.

По уч. Д.: § 34-35.

Опережающее задание

Дается на группу:

1 группа. Изучить автомобильный транспорт.

2 группа. Изучить морской транспорт.

3 группа. Изучить речной транспорт.

4 группа. Изучить авиационный транспорт.

5 группа. Изучить трубопроводный транспорт.

План изучения:

1. Особенности данного вида транспорта (грузы, достоинства и недостатки).

2. Доля в грузообороте транспорта.

3. Главные направления магистралей.

4. Проблемы, перспективы.

5. Влияние транспорта на окружающую среду.

Индивидуальное задание «Транспорт в моем городе»:

- Проведите анкетирование своей семьи и учащихся школы. Вот примерные вопросы для анкетирования:

1) Как вы оцениваете работу городского транспорта? (Отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно.)

2) Каким видом транспорта вы пользуетесь?

3) Какой вид транспорта работает наиболее эффективно?

4) Что вас не устраивает в работе транспорта?

5) Как улучшить работу транспорта в вашем городе?

Материалы для использования:

1) текст учебника;

2) карты атласа;

3) детская энциклопедия «Аванта +» «Россия. Экономическая и физическая география».






Для любых предложений по сайту: [email protected]