География 9 класс - Поурочные разработки к учебнику Дронова В. П. и Алексеева А. И.
Хозяйство своего региона (республики, области, края, округа) - ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ, КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Цели: Познакомить с особенностями формирования хозяйства территории и отраслями специализации ТПК субъекта, как частью экономического района. Формировать умения выбирать главное, сравнивать, анализировать.
Оборудование: Учебник, география (субъект РФ, атласы своей местности, дополнительная литература).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
- К какому экономическому району относится наша республика (область, край, округ)? Назовите отрасли специализации нашего экономического района.
Учитель объясняет (читает лекцию) о структуре и особенностях размещения хозяйства местности, а учащиеся конспектируют материал в тетради и составляют схему «Территориально-производственный комплекс республики (края, области, округа)».
Учащиеся работают в группах с текстом учебника «География республики (области, края)» и картами атласа по плану:
План:
1) История развития комплекса в границах республики (области, края);
2) Ведущие отрасли комплекса;
3) Основные центры;
4) Современное состояние отрасли в регионе;
5) Проблемы комплекса;
6) Перспективы развития комплекса.
1 группа - Топливно-энергетический комплекс.
2 группа - Комплекс отраслей, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы.
3 группа - Машиностроительный комплекс.
4 группа - Агропромышленный комплекс.
5 группа - Военно-промышленный комплекс.
6 группа - Инфраструктурный комплекс.
Учащиеся составляют схемы производственных связей отрасли. Указывают основное производство, центры, поставки сырья, и экспорт готовой продукции. На контурной карте ученики наносят основные центры отраслей специализации, важнейшие местные природные ресурсы.
Отчет групп заслушивается и оценивается по:
1) полноте отчета (устного ответа);
2) аккуратности и полноте схемы (ТПК) производственных связей отрасли;
3) аккуратности работы на контурной карте.