Развитие цивилизованных стран и демократические процессы в мире - МИР В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХI в.

Всемирная история 10 класс - методическое руководство

Развитие цивилизованных стран и демократические процессы в мире - МИР В КОНЦЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХI в.

Цель урока: рассказать о распаде СССР, который привел к падению тоталитарной системы и образованию новых независимых государств, а это, в свою очередь, вызвало противоречия регионального и экономического характера и потребовало рассмотрения некоторых проблем в международных отношениях. В решении их особую роль играет ООН. Необходимо привести факты, подтверждающие это.

В связи с изменением взаимоотношений в Европе дается характеристика новых направлений в политике.

Метод проведения урока: лекция, проблемные вопросы, беседа.

Наглядные пособия: “политическая карта мира”, атлас, кодоскоп, схемы, таблицы.

Ход урока: для повторения пройденной темы анализируется заданная таблица; работа с картой. Дается обзор независимых государств, образованных после распада СССР.

Учитель просит назвать эти государства и охарактеризовать взаимоотношения Казахстана и России на современном этапе по вопросам границ, миграции, взаимоотношений народов; назвать численность населения и площадь обеих стран. Рассказать о политике президента РК Н. А. Назарбаева по отношению к России.

Вопросы новой темы

1. Увеличение численности государств на карте мира.

2. Усиление роли ООН.

3. Деятельность Совета Безопасности.

4. Очаги напряженности.

5. Современные проблемы мира.

6. Взаимозависимость современного мира.

7. Целостность цивилизации.

Учитель по карте называет самые крупные государства мира и спрашивает: Сколько сейчас независимых государств? Сколько их было в прошлом веке (покажите на карте) и после распада СССР? Сколько независимых республик называли на прошлом уроке? Закончился ли процесс образования независимости государств, почему? Каковы причины осложнений в мировой политике? Получив ответы, учитель подчеркивает особую роль ООН.

Далее учитель спрашивает, как ученики понимают смысл новой темы. Используя знания по предмету “Человек и общество”, он требует ответов. Учащиеся дополняют друг друга, ответы записываются на доске. Определение слова “цивилизация” учитель проецирует с помощью кодоскопа. Лучшее толкование слова “цивилизация” записывается на доске.

“Цивилизация” с латинского языка означает “гражданственность, государственность”.

1. Материальная и духовная культура.

2. Особый исторический период (эпоха).

Учитель указывает, что стадии международного прогресса характеризуются ростом развития производства и высоким уровнем развития социальных отношений, политической жизни науки и культуры и др.

Учитель отличает особую роль ООН в урегулировании международных конфликтов. Примером может служить операция “Буря в пустыне”. Ученики приводят другие примеры.

Другая сторона деятельности ООН — забота о мигрантах. 100 млн. человек в настоящее время трудятся и живут в других странах.

Ученики приводят факты из материалов СМИ.

Целостность цивилизации сформировалась в конце ХХ в., мир начал понимать необходимость рыночной экономики и суть либерально-демократического правления. Повысился жизненный уровень населения.

Вопросы для закрепления новой темы.

1. Что вы можете сказать об изменении карты мира в ХХ в.?

2. Что означают “мировые проблемы”? Назовите основные из них.

3. Составьте демографический портрет и напишите небольшое сочинение.

Домашнее задание: дается задание составить план рассказа о Совете Безопасности ООН, очагах напряженности в мире, о роли ООН.






Для любых предложений по сайту: [email protected]