Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс
Истории формирования революционных партий - Россия на пороге XX века
На уроке дается представление не только об истории формирования революционных партий, но и о различиях во взглядах в партии социалистической ориентации.
План урока в этом случае зависит от того, какая форма урока будет выбрана. Можно заслушать устные сообщения учащихся по выбранным темам (см. домашнее задание предыдущего урока) и дать только дополнительные комментарии в конце урока.
Можно предложить игровую форму урока в виде дискуссии «представителей различных партий» по отдельным вопросам. В таком случае самостоятельный разбор § 8 и подготовка устного сообщения должны быть обязательным заданием для всего класса.
Можно также предпочесть обычный урок, состоящий из опроса пройденного материала и лекции или заполнения на уроке таблицы, приводимой в разделе «домашнее задание» (с использованием учебника, хрестоматии и объяснений учителя).
Если выбран последний вариант, то начать урок можно с опроса по тексту § 7.
Примерный вариант опроса:
1. Охарактеризуйте рабочее движение в начале XX в. в целом. Каковы причины массовых рабочих выступлений? Какие формы борьбы преобладают на этом этапе? Что нового появилось в рабочем движении в начале века? 2. Расскажите о наиболее массовых выступлениях рабочих. 3. Охарактеризуйте крестьянское движение в начале XX в.
После опроса можно провести небольшую самостоятельную работу (устно или письменно, предложив для анализа учащимся документы «Хрестоматии...»).
Пояснения к теме. Следует обратить особое внимание на сходство и различия в программных документах эсеров и социал-демократов, которые нагляднее всего могут быть раскрыты при самостоятельном или коллективном анализе документов, приведенных на с. 16—21 «Хрестоматии...».
Домашнее задание. 1. § 8. 2. Письменно ответить на вопрос 1 к параграфу или заполнить сравнительную таблицу.
Вопросы для сравнения |
Народники |
Эсеры |
Большевики |
Меньшевики |
Отношение к рабочему вопросу |
||||
Отношение к крестьянскому вопросу. Методы его решения |
||||
Отношение к государственной власти |
||||
Отношение к буржуазии |
||||
Предполагаемая модель устройства общества |
||||
Организационные и программные документы |
||||
Лидеры |
||||
Структура |
||||
Когда образовалась |
||||
Методы достижения цели |