Послевоенное развитие мира. Основные направления социально-экономического развития - ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

Всемирная история 11 класс - методическое руководство

Послевоенное развитие мира. Основные направления социально-экономического развития - ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в.

Цели

Обучения: раскрыть содержание основных направлений социально-экономического развития послевоенного мира; ознакомить учащихся с глобальными переменами в экономике, социальной сфере, научно-техническом развитии стран мира; организовать познавательную деятельность учащихся на уроке.

Воспитания: используя интерактивные задания, формировать активную жизненную позицию личности школьника, умение аргументировать свою точку зрения и т. д.

Развития: сфокусировать усилия на организации объективной направленности деятельности учащихся на обучение и развитие своей личности; научить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал.

Оборудование урока (здесь и далее): Т. С. Садыков, Р. Р. Каирбекова, С. В. Тимченко. Всемирная история: Учебник для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2011. Всемирная история: Хрестоматия: Учебное пособие для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. / Р. Р. Каирбекова, С. В. Тимченко. Алматы: Мектеп, 2011. О. С. Локтионова, Р. Р. Каирбекова. Всемирная история: Дидактические материалы: Учебное пособие для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школу. Политическая карта мира. Политический словарь./ Б. Э. Мур, Б. Ф. Файн. М.: Политиздат, 2000. Энциклопедия “Всемирная история”. Издательство “Ридерз дайджест”, 2007.

Материалы СМИ, видеопроектор, видеопрезентации по проектам, интерактивная доска.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: интерактивные, развивающие (работа в малых группах, “мозговой штурм”, блиц-опрос), проектные, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.


Основные понятия

Информационное общество — тип общества, в котором ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации.

Инфраструктура — комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.

Глобализация — слияние национальных экономик в единую общемировую систему, основанную на легкости перемещения капитала, информационной открытости, достижениях научно-технической революции, на основе коммуникационного сближения, межнациональных социальных движений.

Декларация — заявление от имени государства, правительства; торжественное провозглашение основных принципов.

Новые индустриальные страны—государства Восточной и Юго-Восточной Азии, которые по уровню экономического развития приблизились к развитому миру.

Научно-техническая революция (НТР) — коренные преобразования в системе научных знаний и технике, реорганизация производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.


Основные события

1944—1945 гг.: создание Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

1945 г.: создание Организации Объединенных Наций.

1957 г.: запуск в СССР первого в мире искусственного спутника.

1960 г.: принятие Декларации о принципах деколонизации.

1961 г.: первый полет человека в космос.


Ход урока

1. Учитель записывает тему урока на доске; определяет и озвучивает цели урока; проводит подготовку учащихся к усвоению нового материала, задает опережающие вопросы.

1. Что представлял собой мир после окончания Второй мировой войны?

2. Когда и с какой целью была создана Организация Объединенных Наций?

3. Какое количество государств являются членами ООН на современном этапе?

2. Далее по социально-экономическим и политикоидеологическим показателям характеризуется каждый из трех миров, на которые в середине XX в. оказалось разделенным мировое сообщество. Каждую группу стран учитель локализует на политической карте мира.

3. Работа с учебным пособием “Дидактические материалы” (далее: Работа с ДМ).

4. Учитель акцентирует внимание учащихся на создании международных организаций.

1945 г.: на конференции в Сан-Франциско (25 апреля — 26 июня) была создана Организация Объединенных Наций. В ее создании первоначально участвовало 51 государство. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. В Уставе определены цели организации: поддержание международного мира и безопасности, подавление актов агрессии, предотвращение и устранение угрозы миру, разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, Международный суд, ряд специализированных советов и межправительственных организаций. Под эгидой ООН были созданы важные институты экономической стабилизации — МВФ и МБРР.

1944—1945 гг.: созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые предоставляли различным странам крупные долговременные кредиты.

5. Учитель проводит “мозговой штурм”. “Мозговой штурм” — это метод развития творческой инициативы и быстрого генерирования идей. В данном случае необходимо проработать понятие научно-техническая революция. Данное понятие записывается учителем на доске, и в течение одной минуты учащиеся дают свое определение термина. Учитель подводит итоги, записывает на доске формулировку (учащиеся записывают ее в тетради).

Суть НТР заключается в скорейшем введении новейших технологий не только в производственный, но и в управленческий процесс, активном использовании новых видов энергии и материалов. Учитель поясняет, что НТР только одна из составляющих такого глобального процесса, как научно-технический прогресс, и резко ускоряет его.

6. Работа с учебником. Этапы НТР.

7. Работа с ДМ.

Первая волна НТР — конец 40-х — 50-е годы — начало развития электронной технологии: изобретение транзистора, микросхем.

50-е — 60-е годы — начало космической эры: 1957 г. — запуск в СССР первого космического спутника; 1961 г.— первый полет человека в космос.

Озвучивание опережающего задания: устный реферат учащегося о Ю. А. Гагарине — важный показатель развития человеческого фактора на данном этапе истории.

“Новая волна” НТР (информационная, или телекоммуникационная, революция) — вторая половина 70-х годов — появление мини-процессоров.

8. Учитель делит учащихся на четыре группы (учащиеся рассчитываются по частям света: юг, север, восток, запад и образуют группы); организуется работа в малых группах; каждая группа получает свое задание (защита проекта).

1-я группа: характеристика информационного общества;

2-я группа: содержание социальной стратификации западного общества;

3-я группа: характеристика процесса глобализации;

4-я группа: феномен зеленой революции.

Учащиеся изучают учебный материал. При работе групп должна быть создана атмосфера, дающая возможность активного участия всего класса.

9. Работа с ДМ.

10. Блиц-опрос.

11. Учитель дает характеристику социально-экономического развития стран третьего мира.

12. Работа с ДМ.

13. Рефлексия. Закрепление изученного материала.

14. Домашнее задание: § 1; повторить записи, сделанные в тетради.

15. Учитель знакомит учащихся с требованиями по работе с материалами СМИ (раздаточный материал на каждый стол).






Для любых предложений по сайту: [email protected]