Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Российская Федерация в 1991 — 2006 гг. - СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Цели
Обучения: изучить особенности и противоречия в развитии Российской Федерации в указанный период; особенности внутренней и внешней политики; развивать познавательные способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач и выполнении заданий.
Воспитания на примере изучаемого материала воспитывать патриотизм и гражданственность; продолжить воспитание у учащихся активной жизненной позиции; независимости в суждениях, умение обосновывать свою позицию, использовать полученные знания на практике.
Развития развивать у школьников креативное мышление, долговременную память, способности к сравнению, умению определять главное и второстепенное, сравнивать, сопоставлять, абстрагироваться.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: интерактивные (работа в малых группах), проектные, использование интерактивной доски, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, Интернетом, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Федерация — форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (земли, штаты, республики) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные, судебные органы. В федерации действует единая конституция, единые федеральные органы государственной власти.
Основные события
1991 г.: радикальная реформа в России.
1992—1993 гг.: первый этап приватизации.
1994 г .: второй этап приватизации.
1993 г. (3—4 октября): события в Москве.
1993 г. (25 апреля): референдум в поддержку курса президента.
1993 г. (12 декабря): выборы в Совет Федерации и Государственную Думу; Всероссийский референдум по проекту новой Конституции РФ.
1999 г. (31 декабря): отставка президента РФ Б. Н. Ельцина.
2004 г. (14 марта): избрание президентом РФ В. В. Путина.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
3. Учитель делит учащихся на пять групп (учащиеся рассчитываются на первый — пятый, и идентичные номера образуют группы). Организуется работа в малых группах, каждая группа получает свое задание — защита проекта.
1-я группа. Путь либерального реформаторства правительства Е. Гайдара.
2-я группа. События 3—4 октября 1993 г. в Москве и их последствия.
3-я группа. Обострение межнациональных конфликтов на Северном Кавказе.
4-я группа. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие России во второй половине 90-х годов;
5-я группа. Особенности современного развития Российской Федерации.
Учащиеся изучают учебный материал. При работе группы должна быть создана атмосфера, дающая возможность для активного участия всех учеников.
Учащиеся могут использовать интерактивную доску.
Результат работы представляется для всего класса, его излагает “спикер” группы. Возможны добавления остальных участников группы. Проекты могут сопровождаться схемами, графиками, диаграммами, составленными учащимися или взятыми в Интернете.
4. Работа с ДМ.
Учитель добавляет к излагаемому группами материалу наиболее важные выводы.
• Перераспределение собственности привело к такому положению дел, что большая часть национального достояния оказалась в руках 10% населения страны.
• В конфликте двух ветвей власти — законодательной и исполнительной — в октябре 1993 г. решался вопрос, останется ли в России советская власть или она будет заменена рыночно-либеральной политической структурой.
• Чеченская война была спровоцирована вмешательством федеральных войск в события в Чечне.
• Президентство В. В. Путина сопровождается широкими социальными реформами.
5. Работа с ДМ.
6. Опережающее задание. Сообщение “Российско-казахстанские отношения на современном этапе”.
7. Рефлексия. Главные направления социально-экономического и политического развития России.
8. Домашнее задание. § 20. Опережающее задание: “События 1956 г. в Венгрии”.