Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Китай в 1946—1976 гг. - СТРАНЫ АЗИИ
Цели
Обучения: изучить характерные черты и особенности послевоенного развития Китая, основные направления развития внутренней и внешней политики; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.
Воспитания: прививать учащимся идеи гуманизма, уважения к правам человека, сохранению мира; продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся, умения объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию.
Развития: развивать аналитические возможности школьников методами, используемыми на уроке, способствовать развитию личности учащихся, научить ставить и решать проблемы, обобщать и систематизировать учебный материал, развивать память, речь, ее коммуникативные свойства, применять знания в нестандартной ситуации.
Оборудование урока (см. с. 4).
Тип урока: комбинированный.
Методы: интерактивные, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные понятия
Гражданская война — война между гражданами одной страны.
Основные события
1949 г. (1 октября): создана Китайская Народная Республика.
1950 г.: Закон об аграрной реформе, ликвидация помещичьего землевладения.
1949—1952 гг.: демократическая диктатура народа.
1953—1957 гг.: первый пятилетний план.
1954 г.: принята Конституция КНР.
1958—1960 гг.: политика “большого скачка”.
1966—1976 гг.: “культурная революция”.
1966—1969 гг.: первый этап “культурной революции”.
1969—1973 гг.: второй этап “культурной революции”.
1973—1976 гг.: третий этап “культурной революции”.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Письменное задание
1 вариант. Каким образом перестройка в СССР вызвала перестроечные процессы в Восточной Европе?
2 вариант. В чем проявился кризис восточноевропейской модели социализма?
2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
3. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя. Учащиеся делают записи в тетрадях основных дат и событий. Первоочередной задачей, по мнению Мао Цзэдуна, становится создание в стране “новой демократии”. Она представлялась “демократической диктатурой народа”, под которой подразумевались широкие слои населения — от крестьянства до национальной буржуазии, при руководящей роли рабочего класса, осуществлявшего ее через КПК. Мао Цзэдун обратился за помощью к СССР, и Советский Союз предоставил Китаю многомиллионный кредит. Принята аграрная реформа, по которой ликвидировалась помещичья собственность на землю. По стране прокатилась волна репрессий. В вузах изучались труды Мао Цзэдуна.
В 1952 г. была выдвинута новая генеральная линия — переход к социалистическим преобразованиям по советской модели. К весне 1956 г. завершены кооперирование крестьян и преобразование частного сектора в промышленности и торговле. Конституция 1954 г. закрепила социалистический характер государства. Правительство стало называться Государственным административным советом. В 1956 г. Мао
Цзэдун провозглашает “свободную трибуну”, чтобы каждый мог высказать свое мнение по поводу порядка и власти. Но в 1957 г. он объявил, что “трибуна” была нужна, чтобы выявить и затем выкорчевать “сорную траву” оппозиции.
4. Работа с ДМ.
5. Учитель организует работу по методу “за” и “против”. Рассматривая политику “большого скачка”, учитель предлагает учащимся разделиться на две группы. Одна группа подбирает в тексте учебника аргументы в пользу политики Мао Цзэдуна, другая — аргументы против. Обсуждение длится до 5 мин., затем учитель записывает на доске “за” и “против”.
6. Работа с ДМ.
7. Работа с текстом учебника продолжается.
Задание. Выписать в тетрадь характеристику трех этапов “культурной революции”.
Этап |
Дата |
Характеристика |
Первый |
1966—1969 гг. |
1. Самая разрушительная фаза “культурной революции”. Для расправы с оппозицией использовали отряды хунвейбинов и цзаофаней. Начались погромы и репрессии. Ликвидировались органы партии и власти, создавались ревкомы. Занятия в школах и вузах приостановлены. Спад в промышленности и сельском хозяйстве. |
Второй |
1969—1973 гг. |
Обострилась борьба между “радикалами” и “прагматиками”. Инициативу захватили “прагматики”. В экономике стали вводиться элементы распределения по труду. Удалась частичная реабилитация сторонников “прагматиков”. |
Третий |
1973—1976 гг. |
Вновь ущемляются экономические интересы трудящихся. Но “радикалам” не удалось дестабилизировать общество. Началась политическая кампания против лиц, наделенных властью. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. “культурная революция” завершилась. |
8. Рефлексия. Причины радикальных действий в стране.
9. Домашнее задание: § 24. Опережающее задание: “Смерть Мао Цзэдуна и начало реформ в Китае”.