Всемирная история 11 класс - методическое руководство
Рекомендации по развитию и закреплению общеучебных навыков - ПРИЛОЖЕНИЕ
Стратегия развития образования в республике предполагает переход к компетентностному подходу в обучении и воспитании.
Компетенция - круг вопросов, в которых личность хорошо осведомлена.
Компетентность - владение компетенцией.
В общем образовании принято говорить о ключевых компетенциях, т. е. о таких, овладение которыми необходимо каждому человеку. Различные авторы выделяют от 4 до 37 компетенций. Количество компетенций зависит от степени их обобщенности. Вот два варианта в выделении ключевых компетенций.
I
• Познавательно-информационная: способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации.
• Социально-трудовая: освоение норм, способов и средств социального взаимодействия, способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности.
• Коммуникативная: формирование способности и готовности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми.
• Личностное самоопределение: осмысление своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.
II
• Самоуправление, или самоменеджмент.
• Информационные.
• Коммуникативные (по содержанию аналогичны первому варианту).
Компетентностный подход основан на формировании функциональной грамотности (умение пользоваться знаниями в любой нестандартной ситуации) и способности личности адаптироваться к изменяющимся условиям и решать жизненно важные проблемы.
Требования к проектам
Метод проектов впервые описан Дж. Дьюи. Сущность метода состоит в том, чтобы решить поставленную задачу, необходимо осуществить: сбор информации из СМИ, Интернета, провести анализ материала, правильно оформить собранный материал. Проект могут готовить от одного ученика до целой группы.
План подготовки проекта. 1. Выбирается тема. 2. Ставятся задачи, требующие решения. 3. Собирается материал, анализируется, обрабатывается. 4. Оформляется проект. (Название, авторы, план, изложение материала со ссылками на источники информации.)
Метод проектов, развивает логическое и абстрактное мышление, ориенитирован на развитие творческого мышления, самодисциплины и самостоятельности учащихся, вырабатывает навыки работы с информацией, мотивирует процесс обучения. Носит межпредметный характер.
1. Учитель должен уделить время на уроке, чтобы объяснить учащимся структуру учебника: познакомить с введением, где указано, как работать с учебником или пособием, оглавлением, приложением, в котором могут содержаться исторические карты, словарь или глоссарий, хронологический указатель, список используемой литературы, и дать рекомендации, как правильно и быстро найти нужную информацию.
2. При организации работы с учебником учитель должен четко формулировать вопрос или задание.
3. Любая работа с текстом учебника требует выводов.
4. При организации письменной работы с текстом учебника учитель должен объяснить методику составления конспекта, тезисов и т. д., т. е. дать четкую инструкцию.
Самостоятельная работа с текстом учебника способствует развитию логического мышления, навыков сравнительного анализа, умений выделять главное, разделять учебный материал на смысловые части, делать выводы.
Требования к слайд-презентациям
К содержанию: 1) Соответствие заявленной теме и целям. 2) Представление информации в виде картосхем, графиков и диаграмм. 3) Отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок. 4) Формулировка вывода по результатам проведенной работы.
К оформлению: 1) Дизайн должен соответствовать содержанию презентации. 2) Анимационные эффекты не должны отвлекать от информации, представленной на слайде. 3) Предпочтительно представлять информацию кратко, в виде схем, тезисов, карт, диаграмм и т. д., в едином стиле, масштабах и цветовой гамме. 4) Чередовать использование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия. 5) Размер шрифта должен соответствовать важности информации.
Презентация должна содержать не более 12 слайдов. На первом слайде размещается тема работы и данные автора (или авторов). На последнем слайде обязательно должен присутствовать перечень используемой литературы, вебсайты.
Требования к докладу
1. Что такое доклад?
Доклад — это удобная форма изложения конкретной информации. Доклад может служить средством выражения оценки той или иной ситуации, а также представления результатов качественного и (или) количественного анализа данных в четкой и сжатой форме. В докладе должна ясно прослеживаться цель его составления, а содержание должно быть непосредственно посвящено исследуемому предмету. Чтобы достичь желаемого эффекта, автору следует излагать свои мысли образно и по возможности увлекательно. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату). Доклад — вид самостоятельной научно-исследовательской работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
2. Процесс работы над докладом. Чтобы облегчить работу над докладом, следует разбить процесс на четыре последовательных этапа: подготовку; составление плана; написание; окончательное редактирование.
3. Подготовка. Предстоит решить, что писать и зачем, так что останется лишь определить, как это предстоит сделать.
Необходимо принять решение по следующим пунктам:
• выбор конкретной темы;
• цели, преследуемые в работе;
• критерии успешности конечного результата;
• структура и формат изложения.
4. Оформление. Написание доклада может также происходить по разделам (собственно текстовая часть) и по средствам графического представления материала (графики, таблицы, карты).
Требования к реферату
• Реферативная работа — начальная ступень научного творчества учащихся. Необходимо разделять учебные и творческие рефераты. Главная задача учебных рефератов — усвоение материала школьной программы (при этом ставятся, как правило, достаточно общие темы). Цель творческого реферата — максимально полное освещение какой-либо темы под определенным, специальным углом зрения. Творческий реферат требует более узкой темы и тщательного подбора материала из источников именно под этим углом зрения.
Требования к работе со средствами массовой информации
1. Работа со средствами массовой информации (прессой) рекомендуется при изучении новейшей истории. Учитель поручает учащимся найти материал, подтверждающий или углубляющий материал учебника, четко формулирует цели и задачи, которые должен достигнуть ученик, выполняя задание.
2. Учитель объясняет учащимся, что пресса делится на официальные издания и так называемую “желтую прессу”. Официальные издание публикуют материал, основываясь на реальных фактах, документальных материалах, позиции главы государства, мнениях специалистов. “Желтая пресса” в большинстве случаев основывается на слухах, не подтвержденных фактах, негативных выпадах против известных людей, публикует скандальные статьи.
3. Учитель должен:
• дать перечень газет, еженедельников, журналов, которые может использовать ученик при выполнении задания;
• объяснить, как располагается материал в газете или журнале, в какой части выбранного издания ученик может найти необходимый материал.
Требования к работе с историческими документами
Изучение различных исторических документов — одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:
• сформировать более полные и прочные знания по предмету;
• конкретизировать и углубить их;
• проиллюстрировать изучаемые вопросы;
• обеспечить доказательность теоретических положений, идей;
• развить логическое мышление учащихся;
• научить самостоятельно формулировать правильные выводы и обобщения;
• формировать оценочную деятельность учащихся.