ВВЕДЕНИЕ

История древнего мира - Опорные конспекты 5 класс

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие первое, начальное в ряду методических разработок по обучению истории крупными блоками на основе опорных конспектов. При разработке этой методики автор опирался на учебник для общеобразовательных школ по истории древнего мира А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свеницкой, на работы В. Ф. Шаталова, Г. И. Годера, П. В. Горы, Д.Н.Никифорова. Но в первую очередь представленные материалы являются собственными наработками автора, полученными в течение более двадцати лет работы в школе. Система разработок включает в себя пособия для 5—9 кл. и состоит из ряда компонентов: нетрадиционное планирование, блок-темы с опорными конспектами по ним, комплекс материалов для учителя и учащихся по изучению тем и проверке знаний.

Любой новый метод воспримется учителем только в том случае, если учитель не удовлетворен прежними результатами работы, процессом обучения. Важно при этом преодолеть недоверие, предубеждение к разработкам других учителей. Именно стереотипы предубеждений, на мой взгляд, препятствуют широкому внедрению и творческому углублению системы и метода В. Ф. Шаталова. Это касается прежде всего использования его опыта на уроках истории.

Предубеждение это, в частности, связано с весьма широким распространением данной методики на уроках физики, биологии, химии, математики. По данным предметам изданы десятки учебных пособий, вариантов опорных конспектов и т. д. Сухой язык формул, понятий, конкретных законов прекрасно укладывается в эту систему. Учителя истории, посещая уроки своих коллег, видят, что ученики прекрасно усваивают самый сложный материал, решают самые сложные задачи, быстро и четко отвечают на вопросы. Все учащиеся класса готовы отвечать у доски даже без подготовки. Но учитель истории нередко пребывает в недоумении как ему «втиснуть» его эмоционально-образный предмет в сухие схемы опорного конспекта? Как можно зашифровать мысли, чувства, деяния и накал великих исторических свершений в «математические формулы»? Нет, увольте, это же ИСТОРИЯ!

Да, действительно, наш предмет неповторим и своеобразен. Именно своеобразие и внутренняя логика учебного материала заставляют историка обратить внимание на идеи В. Ф. Шаталова. Но обратить внимание в первую очередь на основные идеи, а не абсолютно копировать методику Шаталова в целом.

То, что впервые о методике Шаталова я прочитал в статье С.Соловейчика в «Комсомольской правде» без подробного разъяснения, а главное, без наглядного показа сущности опорных конспектов, оказалось для меня особенно важным. Идея образного выражения сути исторических событий, причинно-следственных связей, понравилась мне настолько, что я начал воплощать ее в реальные разработки. Существенным было и то обстоятельство, что для «слабых» учащихся такой опорный конспект смог бы стать поддержкой при ответе у классной доски, прибавил бы уверенности в своих силах. Появилась возможность включить в работу внутренние резервы памяти и мышления учеников.

Вначале я разработал варианты опорных конспектов для каждого урока. И сразу же появилась заинтересованность и поддержка учащихся. Постепенно совершенствовалась методика работы на основе опорных конспектов, но одновременно пришло понимание, что необходимо коренным образом изменить подходы к изучению единых, цельных исторических процессов. Традиционная форма обучения допускает главную ошибку — дробление единых исторических процессов, событий, эпохальных свершений на отдельные дискретные фрагменты-осколки.

Понимание истории невозможно без понимания и усвоения единой цепочки ПРОШЛОЕ — НАСТОЯЩЕЕ — БУДУЩЕЕ. Отсюда и изучение раздела или большой темы в целом, единым блоком-темой дает возможность сформировать общее представление о едином историческом процессе, событии. Затем идет развертка темы на отдельные подтемы, проработка частных понятий, фактов, частных событий, изучение дополнительного, помимо учебника, материала. Однако, в данном варианте обучения ученик имеет возможность усваивать дискретные части через знания всей блок-темы. И усвоение обширного материала огромной темы стало более реальным при использовании сжатого краткого конспекта, выраженного в знаках и символах.

Экспериментирование привело к отказу от поурочных опорных конспектов. А так как работа шла без аналогов, без «подгляда», то это позволило разработать систему символов и знаков конкретно для истории с полным учетом особенностей предмета. И когда через несколько лет мне довелось познакомиться с опорными конспектами Виктора Федоровича Шаталова по физике и биологии, то я поразился сходству общих принципов работы с ними и существенному отличию основ при составлении конспектов по истории.

Все вышеописанное означает, что любой новый метод учитель должен «пропустить» через свой опыт, свое понимание предмета, свои конкретные цели эксперимента.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ является каркасом, скелетом данного пособия. Рекомендуемый вариант программы отводит на изучение истории древнего мира в 5 классе 51 час. Планирование в большей части разработано с учетом изучения материала блок-темами по принципу перехода ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ.

По мере усвоения материала темы идет углубление знаний, изучение ее составляющих, включение в процесс обучения иных, нетрадиционных форм уроков: уроков-путешествий, конкурсов, театрализованных постановок, уроков-портретов и т. д. Органически вписываются в данную методику уроки-зачеты.

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ, в отличие от традиционных, «шаталовских», существенно отличаются тем, что они разработаны в соответствии с внутренней логикой истории. Во-первых, все они структурированы по горизонтали, а не по вертикали, как по другим предметам. Действительно, «восходящее» или «нисходящее» прочтение опорного конспекта по физике, химии, математике вызвано дискретностью определенного закона, раздела, теоремы. История же рассматривает процесс развития человеческого общества, как переплетение цивилизационных процессов, развитие причинно-следственных связей. Причины событий являются следствием предыдущих процессов, в свою очередь данные события дадут результаты, которые послужат причинами для последующих. Какие бы повороты, зигзаги, взлеты и падения не претерпевали отдельные народы, но цивилизации, человечество в целом развивается линейно. Отсюда опорные конспекты отдельных периодов можно расположить линейно друг за другом, можно их совместить параллельно, раскрывая взаимосвязанность событий в нескольких странах.

Во-вторых, с самого начала эксперимента в основу разработки ОК были положены не словесно-понятийные сигналы, а принцип минимума слов и максимума знаков, образных символов, элементов унифицированного характера. Работа учащихся параллельно с учебным материалом и ОК позволяет развивать абстрактное мышление. Уровень абстрагирования возрастает настолько, что в будущем, обучаясь в ВУЗах, бывшие ученики записывают пространные лекции в виде авторских опорных конспектов. При составлении ОК было важно не перегружать их дополнительным материалом, совместить (нагрузить) максимумом информации при минимуме символов и знаков. Так, треугольник — это символ земледелия, скотоводства, ремесла, где его стороны — обмен, а в целом это знак экономики, хозяйства.

В-третьих, вся система построения ОК должна быть унифицирована. Символы в развитии применяются во всех курсах истории. Они не повторяются в других значениях, что не создает путаницы у учащихся; они могут употребляться только как символы углубленного, усложненного значения ранее изученных понятий и связей.

В-четвертых, знаки ОК сгруппированы по отдельным логически завершенным мини-блокам, по отдельным темам, абзацам учебника. В каждом ОК их по 8—10. При изучении темы в целом ученик легко соотносит содержание мини-блока с соответствующим материалом учебного пособия.

ВОПРОСЫ САМОПРОВЕРКИ, задания, творческие работы, тесты, Включенные в пособие, позволяют организовать различные виды работы по изучению, закреплению и проверке знаний. Ученики могут самостоятельно контролировать усвоение понятий и отдельных вопросов в течение всей темы. Лист самопроверки раздается каждому ученику перед началом изучения блок-темы. Учитель включает в него следующие компоненты: даты, термины, контрольные вопросы, тесты, наиболее важные вопросы проблемного характера, задания на сообразительность и использование самостоятельно полученных знаний.

Наряду с разработанными и апробированными на практике авторскими заданиями учитель имеет возможность использовать свои наработки или брать вопросы из многочисленных публикаций.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ методики обучения крупными блок-темами на основе опорных конспектов раскрываются прежде всего через анализ восприятия и усвоения учебного материала при различном уровне возможностей обучения и при разном качестве предыдущих знаний.

Во-первых, эта методика позволяет сформировать у учеников целостную картину событий, происходящих иногда на протяжении нескольких столетий. Рассмотрение событий в обобщенном виде, с сознательным отказом от второстепенных деталей, дает возможность ученику запомнить основные причины, последовательность событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги и последствия. В сознании даже «слабого» ученика формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.

Далее на этапе проработки материала в деталях уже нет той дробной бессистемности, которая возникает часто при традиционном изучении темы. Исторический процесс наполняется действующими лицами, характерами, устремлениями людей, кипением страстей. Восприятие постепенно усиливается при введении в описание того или иного элемента ОК, знака, символа нового материала. При этом учитель не забывает постоянно еще и еще раз «читать» ОК в целом. Постоянное переплетение ОБЩЕГО и ЧАСТНОГО развивает не столько память, сколько мышление.

Во-вторых, данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти. Если вначале ученик видит, слышит и проговаривает материал ОК как вслух, так и «про себя» вслед за учителем в той же последовательности, форме, объеме на основе первой сигнальной системы, то довольно скоро в работу включается вторая сигнальная система. При этом для слабого ученика существенной проблемой является запоминание последовательности событий, фактов. Он забывает именно последовательность, а не факты, не яркие эпизоды событий. После первых же слов при ответе у доски ученик начинает запинаться, ждет от учителя или одноклассника подсказки. Но когда на классной доске открыто висит «подсказка» — ОК, то именно опорный конспект служит подспорьем: ученик легко восстанавливает целостную картину исторических событий, пусть даже изложенных на многих страницах учебника. Уверенность в своих силах в свою очередь позволяет после нескольких хороших ответов у доски вводить элементы импровизации, дополнительные факты, сопоставления и сравнения. Для сильного ученика ОК — это основа для усиления координации зрительной, слуховой и моторной памяти, а главное — подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне второй сигнальной системы.

В-третьих, если на обычном уроке всегда есть несколько учеников, которые при объяснении нового материала «отсутствуют присутствуя», то объяснение на основе ОК позволяет постоянно концентрировать и удерживать внимание этих ребят, а возврат к элементам ОК в сжатом и развернутом виде усиливает зрительно-словесную связь. Окончательно усвоение материала закрепляется в ходе двух-трехкратного воспроизведения схемы ОК с одновременным проговариванием текста.

Особо значимо для успешной работы эмоционально-психологическое состояние ребенка. В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих успехах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идет от малых побед к большим, от успеха к успеху. Уверенность порождает свободу мысли.

Колебания во внимании, в темпах изучения материала также психологически оправданы. Сначала идет быстрое «прочтение» в сжатой форме всего «концентрата» темы. Предельно устойчивое внимание можно зафиксировать на 10—12 мин. у самого слабого ученика. Затем идет медленное повторное движение от элемента к элементу. Внимание поддерживается введением в рассказ новых интересных подробностей, фактов, дат, имен, экскурсия в параллельные курсы. Одновременно учитель дает объяснение понятий, краткие образные описания. Здесь ученик более свободно следит за рассказом, делая записи, зарисовывая даже элементы ОК. В конце урока вновь интенсивное «сжатое» прочтение ОК. И, наконец, работа в «парах» или индивидуально по закреплению усвоенного материала.

Работа учителя по данной методике позволяет решить и задачу совместимости в классе учащихся с различным темпераментом. Не секрет, что при быстром темпе ведения урока «флегматики» и «меланхолики» теряются, не успевают следить за мыслью учителя, не успевают выполнить все задания. Замедленный темп урока, наоборот, заставляет скучать «холериков». Они начинают отвлекаться, нарушать дисциплину: им просто неинтересно на уроке. Колебания внимания и темпа урока, различная степень обобщения материала, неоднократная проработка его позволяет усвоить все на уроке при минимуме самостоятельной работы в послеурочное время.

Речь учителя, стиль изложения материала играют в данной методике не последнюю роль. При изучении блок-темы на первом уроке речь должна быть лаконична, без отступлений и лишних слов; темп речи быстрый. При развернутом «прочтении» ОК речь более свободная, образно-эмоциональная, а темп речи более размеренный. Умение быстро менять сообразно необходимости темп речи, словесную форму, стиль изложения зависит не только от артистических возможностей учителя, но и от успеха и результативности урока. Данная методика позволяет шире проявить учителю способности, достигнуть высокого результата в обучении.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЦЕЛЬ УРОКА определяется и формулируется в двух вариантах: для учителя и учащихся. Цель для учеников выражается четкими, простыми и понятными фразами, записывается в тетрадях под диктовку учителя. Для пяти-шестиклассников она начинается словами: «Я должен уяснить...», «Я узнаю на уроке...». Цель, понятая и осознанная учащимися, предваряет усвоение темы единым блоком, она служит наиболее концентрированным обобщением материала и помогает САМОконтролировать этапы и степень усвоения темы. Цель определяет наиболее значимые для ученика узловые мини-блоки и символы (При определении цели урока можно на эти знаки ОК обратить особое внимание). В ходе урока и по его завершении учитель просит учеников еще и еще раз возвращаться к исходным установкам и степени их усвоения. Таким образом, определение цели из вспомогательного элемента превращается в системе обучения крупными блоками в его концентрированное выражение.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ вводится в преподавание истории древнего мира с первого урока. Важнейшими условиями являются следующие:

— Опорный конспект изготавливается как для всего класса, так и индивидуально для каждого ученика.

— С первого занятия необходимо добиваться у учеников соотнесения изучаемого материала учебника с элементами ОК. Необходимо разъяснять смысл каждого знака, символа, логику «прочтения» ОК.

— Следить, чтобы при воспроизведении ОК обязательно шло словесное объяснение материала темы.

Для классной доски опорный конспект выполняется на ленте из ватманской бумаги шириной 30—40 см. и длиной 1,5—2,5 м. Рисунок должен быть сделан четко и аккуратно плакатным пером и тушью. В пособии схемы ОК даны в монохромном варианте. Оригинальнее и целесообразнее выглядит вариант ОК в полихромном исполнении, но не более чем в 3 цвета. Иначе восприятие рассеивается из-за пестроты рисунка. Так, например, красным цветом можно выделить понятия, знаки, имена, даты, несущие в себе положительную информацию добра, прогресса, справедливости (человек разумный, металл, труд, знания, свобода, Солон, Спартак, 594 г. до н. э., 74—71 гг. до н. э. и др.)

На первых уроках важно, чтобы карточки с ОК, заранее приготовленные учителем (с привлечением учащихся), лежали на каждом столе. По мере усвоения содержания работы с ОК возможно копирование их с классной доски, но отметим, что это менее рациональный вариант.

Пособие предлагает для курса истории древнего мира 13 опорных конспектов. Материал двух блок-тем изучается без ОК. Увеличение количества ОК и разработка их для каждого параграфа учебника дискредитирует саму идею изучения блок-темами и вызывает неприятие у учащихся из-за перегруженности работой.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ проводится по принципу тестирования: ученик соотносит продиктованные учителем факты, имена, характеристики и высказывания с той или иной графой диктанта и записывает порядковые номера в соответствующую графу. Опыт показал, что наиболее оптимальным является запись по горизонтали. При проверке работ перед учителем лежит образец правильно выполненной работы, и по нему верные номера диктанта в тетради ученика обводятся кружком. Остается подсчитать общее количество правильных ответов и выставить оценку. Целесообразно привлекать к проверке работ учащихся-консультантов, помощников учителя из этого же класса. На проверку 25—30 работ уходит не более 10 мин. При выставлении оценок желателен индивидуальный подход к учащимся: для слабоуспевающих количество верных ответов уменьшается на 2—3 пункта.

Образец проверки исторического диктанта (см. «Древнейший Рим»)

Египет 8, 10, 11, 13.

Греция 1, 4, 5, 6, 14.

Рим 2, 3, 7, 9, 12, 15.

В данном случае из 15 предложенных вопросов ученик дал 12 верных ответов. Оценка — «4».

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ по каждой теме включается учителем в лист самопроверки, а также служит содержанием ежеурочной «речевой понятийной зарядки» — в начале по 2—3 мин. фронтально.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ — вопрос, предполагающий обязательное изучение вклада той или иной личности в определенную сферу политики и культуры, кроме того знание героев исторического процесса важно и для проверки знаний в устной или письменной форме. Важно обратить внимание учеников на раскрытие личных качеств героя, при этом обязательно знание фактов из личной жизни конкретного человека в контексте эпохи, его вклада в развитие цивилизационного процесса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ используются учителем для проверки знаний на зачете, для фронтальной и индивидуальной беседы, для организации работы учеников-консультантов в своих группах и др. Вопросы могут задаваться по порядку или выбираться «вслепую» (Используйте билеты с номерами вопросов, или номера барабана, вертушки и т. д.). В подавляющем большинстве вопросы соотнесены с текстом учебника, с его отдельными параграфами и пунктами. Всего в пособие включено 468 вопросов.

Отметим, что уроки-зачеты эффективны только при условии комплексной проверки знаний, включающей устную и письменную форму проведения, фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Всего на таком уроке оценка знаний идет не менее чем по 3—6 видам работы или заданий.

ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ: характерные признаки и достижения основных исторических эпох древности. Данный раздел включен в виде тезисов для учителя и служит для проведения итогового повторения, а также для включения характеристик периодов и цивилизаций в конкретный материал изучаемого периода. Интересным и результативным представляется вариант проведения простейших семинарских занятий по каждому разделу. При этом отдельные характерные признаки и ценности эпохи могут быть темами небольших выступлений ученика.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ может предполагать изменение общего количества часов на изучение истории древнего мира до 68 час. При этом на изучение каждой темы добавляется по одному часу, а остальные 5—6 уроков используются для чтения и обсуждения художественной литературы, для просмотра видео- и диафильмов, для проведения конкурсов и игр по истории древнего мира.






Для любых предложений по сайту: [email protected]