История древнего мира - Опорные конспекты 5 класс
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Планирование
Урок 6. Древний Египет. Изучение материала блок-темы по опорному конспекту № II в сжатом и развернутом виде. Знакомство с понятиями и основными событиями истории Древнего Египта (§§ 6—12).
Урок 7. Организация централизованного государства. Характеристика системных единиц египетского общества: войско, жречество, чиновники, мастера, «люди». Углубление знаний по блок-теме. Формы работы: рассказ учителя, коллективная и групповая работа на уроке.
Урок 8. Урок-путешествие: «На машине времени — в Древний Египет». (Достижения египетской цивилизации).
Урок 9. Урок закрепления и углубления знаний. Религия, искусство, школа. Обобщение материала по опорному конспекту № II.
Урок 10. Урок-зачет.
Опорный конспект № II
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Цель учителя:
Сформировать яркое образное представление о величайшем цивилизационном образовании — Древнем Египте. С ценностных, цивилизационных позиций раскрыть достижения египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре. Доказать, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций. Показать, что египтяне создали уникальное для своего времени централизованное государство, в котором ведущее место занимали во всех сферах свободные люди, подчеркнуть руководящую и регулирующую роль фараона.
Цель учащихся:
«Я должен уяснить процесс образования, расцвета и увядания египетской цивилизации. Древние египтяне были «учителями учителей» всех последующих цивилизаций, достигли высот в знаниях, в культуре, в преобразовании своего края. Я хочу узнать о пирамидах и других чудесах Древнего Египта».
1. Объяснение нового материала (Краткое прочтение ОК блок- темы II).
В северо-восточной части Африки 5 тыс. лет назад возникла древнеегипетская цивилизация. Река Нил, протекающая по Египту с юга на север и впадающая в Средиземное море, дала жизнь стране. Несмотря на то, что вокруг простирались пустыни, вода, осаждающийся после разливов реки ил и солнце были основой для земледелия. Трудом многих поколений египтян болотистые берега превратились в цветущие поля и сады. Около 3 тысячелетия до н. э. здесь образовалось до 40 государств, постоянно воевавших между собой. Через несколько столетий на их месте образовалось два крупных — Северное и Южное царства. А в 3 тысячелетии до н. э. царь Южного царства подчиняет Северное и возникает единое государство. Это привело к спокойной жизни и расцвету Египта. Вся власть в стране находилась в руках царя-фараона. Он считался еще при жизни божеством. Фараон руководил Египтом, регулировал все стороны жизни в стране. Власть и порядок поддерживались с помощью вельмож, воинов и писцов. Для содержания государственной власти и обустройства страны собирались налоги, которые платил простой народ. Важное место в жизни египтян занимала религия, а служители богов — жрецы выполняли и роль хранителей знаний. Для погребения мумии царя в середине 3 тысячелетия до н. э. сооружались пирамиды-гробницы. Фараон Тутмос III завоевательными войнами создал громадное государство. В Древнем Египте высочайших успехов достигла культура: египтяне стали «учителями» для цивилизаций Вавилона, Греции, Рима. В 31 г. до н. э. Египет был покорен Римом. Древнеегипетская цивилизация просуществовала 3 тыс. лет!
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Древний Египет
1. Географическое положение Египта.
2. Природа, животный и растительный мир Египта.
3. Река Нил от истока до устья. Пороги. Дельта Нила.
4. Оазисы.
5. Разлив Нила. Ил.
6. Земледелие и условия получения высоких урожаев.
7. Возникновение первых государств в Египте.
8. Северное и Южное царства. Рельеф на камне.
9. Образование единого государства. Царь Египта. Столица государства.
10. Власть царя. Обеспечение могущества фараона.
11. Государственное и племенное управление в сравнении.
12. Налоги.
13. Труд земледельцев и ремесленников.
14. Жизнь и быт египтян.
15. Жилище египтян и обстановка внутри дома.
16. Ремесла в Египте.
17. Обмен как простой вид торговли.
18. Писцы собирают налоги.
19. Жизнь и быт египетского вельможи.
20. Гробница для вельможи.
21. Служба вельможи.
22. Власть фараона над вельможами.
23. Войско Египта. Формирование.
24. Пехотинцы и их вооружение.
25. Боевые колесницы.
26. Военное искусство египтян. Ход сражения.
27. Походы в Нубию, Ливию, Палестину, Сирию, Финикию, на Синайский п-ов. Цели походов фараонов.
28. Походы фараона Тутмоса III.
29. Пленных обращают в рабство.
30. Труд рабов.
31. Судьба рядовых воинов.
32. Наемное войско. Сильные и слабые стороны наемного войска.
33. Боги в жизни Древнего Египта.
34. Храмы и статуи богов.
35. Молитвы и обряды.
36. Жрецы.
37. Мифы о богах.
38. Поклонение священным животным.
39. Миф об Осирисе и Исиде.
40. Царство мертвых.
41. Добро и зло человека и суд Осириса.
42. Живой бог фараон.
43. Пирамиды.
44. Время строительства пирамиды Хеопса.
45. Пирамида Хеопса: строительство, внутреннее устройство.
46. Храмы — жилища богов.
47. Правила создания каменных статуй в Египте.
48. Иероглифы.
49. Великое открытие Шампольона.
50. Как читать иероглифы.
51. Папирус.
52. Древнеегипетская школа.
53. Науки в Древнем Египте.
54. Жрецы и знания.
55. Изменение характера взаимодействия человека с природой в Египте.
56. Достижения цивилизации Древнего Египта.
ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ № 2
1. Термины:
Дельта
Ил
Папирус
Оазис
Шадуф
Рельеф
Пехотинец
Дротики
Астрономия
Пороги
Иероглиф
Фараон
Вельможи
Писцы
Колесницы
Пирамиды
Саркофаг
Ювелир
Бронза
Налоги
Казна
Храм
Жрецы
Гробница
Мумия
Сфинкс
2. Имя в истории:
Шампольон, Тутмос III, Хеопс, Тутанхамон, Нефертити, Эхнатон.
3. Напиши «по-древнеегипетски» число 710 825.
4. Объясни:
а) истинные причины ежегодно повторяющегося разлива Нила и как это объясняли жители Египта;
б) благодаря каким причинам и условиям земледельцы Египта получали высокие урожаи;
в) сколько крупных племен и племенных союзов было на берегах Нила ко времени образования первых государств в Египте;
г) содержание следующих логических цепочек: крепкое хозяйство земледельцев — рост налоговых поступлений в казну — усиление египетского государства;
д) ведение завоевательных войн — ослабление хозяйства землевладельцев в Египте — наемное войско — ослабление власти фараонов;
е) что заставляло в Древнем Египте передавать знания из поколения в поколение только в узком кругу жрецов.
5. Попробуй дать объяснение понятию ЦИВИЛИЗАЦИЯ на основе показа достижений египтян в культуре, трудовой деятельности и в повседневной жизни.
ЗАДАНИЯ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ТЕСТЫ
1. Слова и выражения в истории Древнего Египта. Объяснить.
а) Звезда Сириус; б) Кошка; в) Крокодил; г) Кожаное ведро; д) Бес; е) Свиток; ж) Носилки; з) Благовония; и) «Чудо света»; к) Хирургия; л) Флейта; и) Солнечные и водяные часы.
2. Отметьте страны, связанные с походами Тутмоса III:
а) Скифия; б) Нубия; в) Индия; г) Греция; д) Финикия; е) Ливия; ж) Палестина; з) Персия; и) Сирия; к) Мидия.
(б, д, е, ж, и)
3. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
а) Царствование фараона Тутанхамона;
б) Строительство пирамиды Хеопса;
в) Походы фараона Тутмоса III;
г) Царь Южного царства подчинил Северный Египет;
д) Преобразования фараона Эхнатона и царицы Нефертити;
е) Начало использования египтянами боевых колесниц;
ж) Около 40 государств появилось на берегах Нила.
(ж, г, б, е, в, д, а)
4. На занятиях исторического кружка изготовьте рельефный макет долины Нила с помощью карты на стр. 31.
5. Прочтите слово и объясните его значение:
6. Развернуть содержание элементов опорного конспекта:
— Египет 3—4 тыс. до н. э.
— государство
— цели походов Тутмоса III.
— иероглифы