ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

История древнего мира - Опорные конспекты 5 класс

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Планирование

Урок 6. Древний Египет. Изучение материала блок-темы по опорному конспекту № II в сжатом и развернутом виде. Знакомство с понятиями и основными событиями истории Древнего Египта (§§ 6—12).

Урок 7. Организация централизованного государства. Характеристика системных единиц египетского общества: войско, жречество, чиновники, мастера, «люди». Углубление знаний по блок-теме. Формы работы: рассказ учителя, коллективная и групповая работа на уроке.

Урок 8. Урок-путешествие: «На машине времени — в Древний Египет». (Достижения египетской цивилизации).

Урок 9. Урок закрепления и углубления знаний. Религия, искусство, школа. Обобщение материала по опорному конспекту № II.

Урок 10. Урок-зачет.


Опорный конспект № II



ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Цель учителя:

Сформировать яркое образное представление о величайшем цивилизационном образовании — Древнем Египте. С ценностных, цивилизационных позиций раскрыть достижения египтян в экономике, общественном устройстве, в культуре. Доказать, что древние египтяне были «учителями учителей» многих последующих цивилизаций. Показать, что египтяне создали уникальное для своего времени централизованное государство, в котором ведущее место занимали во всех сферах свободные люди, подчеркнуть руководящую и регулирующую роль фараона.

Цель учащихся:

«Я должен уяснить процесс образования, расцвета и увядания египетской цивилизации. Древние египтяне были «учителями учителей» всех последующих цивилизаций, достигли высот в знаниях, в культуре, в преобразовании своего края. Я хочу узнать о пирамидах и других чудесах Древнего Египта».

1. Объяснение нового материала (Краткое прочтение ОК блок- темы II).

В северо-восточной части Африки 5 тыс. лет назад возникла древнеегипетская цивилизация. Река Нил, протекающая по Египту с юга на север и впадающая в Средиземное море, дала жизнь стране. Несмотря на то, что вокруг простирались пустыни, вода, осаждающийся после разливов реки ил и солнце были основой для земледелия. Трудом многих поколений египтян болотистые берега превратились в цветущие поля и сады. Около 3 тысячелетия до н. э. здесь образовалось до 40 государств, постоянно воевавших между собой. Через несколько столетий на их месте образовалось два крупных — Северное и Южное царства. А в 3 тысячелетии до н. э. царь Южного царства подчиняет Северное и возникает единое государство. Это привело к спокойной жизни и расцвету Египта. Вся власть в стране находилась в руках царя-фараона. Он считался еще при жизни божеством. Фараон руководил Египтом, регулировал все стороны жизни в стране. Власть и порядок поддерживались с помощью вельмож, воинов и писцов. Для содержания государственной власти и обустройства страны собирались налоги, которые платил простой народ. Важное место в жизни египтян занимала религия, а служители богов — жрецы выполняли и роль хранителей знаний. Для погребения мумии царя в середине 3 тысячелетия до н. э. сооружались пирамиды-гробницы. Фараон Тутмос III завоевательными войнами создал громадное государство. В Древнем Египте высочайших успехов достигла культура: египтяне стали «учителями» для цивилизаций Вавилона, Греции, Рима. В 31 г. до н. э. Египет был покорен Римом. Древнеегипетская цивилизация просуществовала 3 тыс. лет!


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Древний Египет

1. Географическое положение Египта.

2. Природа, животный и растительный мир Египта.

3. Река Нил от истока до устья. Пороги. Дельта Нила.

4. Оазисы.

5. Разлив Нила. Ил.

6. Земледелие и условия получения высоких урожаев.

7. Возникновение первых государств в Египте.

8. Северное и Южное царства. Рельеф на камне.

9. Образование единого государства. Царь Египта. Столица государства.

10. Власть царя. Обеспечение могущества фараона.

11. Государственное и племенное управление в сравнении.

12. Налоги.

13. Труд земледельцев и ремесленников.

14. Жизнь и быт египтян.

15. Жилище египтян и обстановка внутри дома.

16. Ремесла в Египте.

17. Обмен как простой вид торговли.

18. Писцы собирают налоги.

19. Жизнь и быт египетского вельможи.

20. Гробница для вельможи.

21. Служба вельможи.

22. Власть фараона над вельможами.

23. Войско Египта. Формирование.

24. Пехотинцы и их вооружение.

25. Боевые колесницы.

26. Военное искусство египтян. Ход сражения.

27. Походы в Нубию, Ливию, Палестину, Сирию, Финикию, на Синайский п-ов. Цели походов фараонов.

28. Походы фараона Тутмоса III.

29. Пленных обращают в рабство.

30. Труд рабов.

31. Судьба рядовых воинов.

32. Наемное войско. Сильные и слабые стороны наемного войска.

33. Боги в жизни Древнего Египта.

34. Храмы и статуи богов.

35. Молитвы и обряды.

36. Жрецы.

37. Мифы о богах.

38. Поклонение священным животным.

39. Миф об Осирисе и Исиде.

40. Царство мертвых.

41. Добро и зло человека и суд Осириса.

42. Живой бог фараон.

43. Пирамиды.

44. Время строительства пирамиды Хеопса.

45. Пирамида Хеопса: строительство, внутреннее устройство.

46. Храмы — жилища богов.

47. Правила создания каменных статуй в Египте.

48. Иероглифы.

49. Великое открытие Шампольона.

50. Как читать иероглифы.

51. Папирус.

52. Древнеегипетская школа.

53. Науки в Древнем Египте.

54. Жрецы и знания.

55. Изменение характера взаимодействия человека с природой в Египте.

56. Достижения цивилизации Древнего Египта.


ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ № 2

1. Термины:

Дельта

Ил

Папирус

Оазис

Шадуф

Рельеф

Пехотинец

Дротики

Астрономия

Пороги

Иероглиф

Фараон

Вельможи

Писцы

Колесницы

Пирамиды

Саркофаг

Ювелир

Бронза

Налоги

Казна

Храм

Жрецы

Гробница

Мумия

Сфинкс

2. Имя в истории:

Шампольон, Тутмос III, Хеопс, Тутанхамон, Нефертити, Эхнатон.

3. Напиши «по-древнеегипетски» число 710 825.

4. Объясни:

а) истинные причины ежегодно повторяющегося разлива Нила и как это объясняли жители Египта;

б) благодаря каким причинам и условиям земледельцы Египта получали высокие урожаи;

в) сколько крупных племен и племенных союзов было на берегах Нила ко времени образования первых государств в Египте;

г) содержание следующих логических цепочек: крепкое хозяйство земледельцев — рост налоговых поступлений в казну — усиление египетского государства;

д) ведение завоевательных войн — ослабление хозяйства землевладельцев в Египте — наемное войско — ослабление власти фараонов;

е) что заставляло в Древнем Египте передавать знания из поколения в поколение только в узком кругу жрецов.

5. Попробуй дать объяснение понятию ЦИВИЛИЗАЦИЯ на основе показа достижений египтян в культуре, трудовой деятельности и в повседневной жизни.


ЗАДАНИЯ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ТЕСТЫ

1. Слова и выражения в истории Древнего Египта. Объяснить.

а) Звезда Сириус; б) Кошка; в) Крокодил; г) Кожаное ведро; д) Бес; е) Свиток; ж) Носилки; з) Благовония; и) «Чудо света»; к) Хирургия; л) Флейта; и) Солнечные и водяные часы.

2. Отметьте страны, связанные с походами Тутмоса III:

а) Скифия; б) Нубия; в) Индия; г) Греция; д) Финикия; е) Ливия; ж) Палестина; з) Персия; и) Сирия; к) Мидия.

(б, д, е, ж, и)

3. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) Царствование фараона Тутанхамона;

б) Строительство пирамиды Хеопса;

в) Походы фараона Тутмоса III;

г) Царь Южного царства подчинил Северный Египет;

д) Преобразования фараона Эхнатона и царицы Нефертити;

е) Начало использования египтянами боевых колесниц;

ж) Около 40 государств появилось на берегах Нила.

(ж, г, б, е, в, д, а)

4. На занятиях исторического кружка изготовьте рельефный макет долины Нила с помощью карты на стр. 31.

5. Прочтите слово и объясните его значение:

6. Развернуть содержание элементов опорного конспекта:

— Египет 3—4 тыс. до н. э.

— государство

— цели походов Тутмоса III.

— иероглифы






Для любых предложений по сайту: [email protected]