ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ

История древнего мира - Опорные конспекты 5 класс

ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ

Планирование

Урок 16. Древняя Индия: природа и люди, индийские касты (§ 20—21).

Урок 17. Буддизм — одна из трех мировых религий. Йога.

Урок 18. Чему учил китайский мудрец Конфуций. (§ 22).

Урок 19. Первый властелин единого Китая. (§ 23).

Вариант 2.

Урок 16. Природа и люди Древней Индии. (§ 20).

Урок 17. Индийские касты. (§ 21).

Урок 18. Чему учил китайский мудрец Конфуций. (§ 22).

Урок 19. Первый властелин Китая. (§ 23).


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ:

Индия и Китай в древности

Урок 17. БУДДИЗМ.

Индия дала миру самую древнюю мировую религию — буддизм. Буддизм существует более 25 веков. Число верующих-буддистов в мире сейчас около полумиллиарда человек. Основателя религии звали в юности Сиддхарта Гаутама. Он родился в семье властителя небольшого государства в Восточной Индии в VI в. до н. э. Получил прекрасное образование, рано женился, был счастлив. Но увидев и прочувствовав жестокость и отвратительные стороны окружающей жизни, он не смог дальше чувствовать себя счастливым и воспринимать жизнь дальше в «розовом свете». Совесть заставила его покинуть дом и, уйдя из него, стать отшельником. Пройдя через многие страдания, лишения и самоистязание, он стал Просветленным — Буддой.

Основу данного учения составляют «четыре возвышенные истины»: все есть страдание; страдание имеет причину; страдания могут быть устранены; существует путь, который ведет к устранению страданий. К уничтожению страданий ведет «восьмисоставной путь»: праведная вера в Будду, его учение и общину, праведная решимость, праведные слова и праведные дела, праведный образ жизни и праведные стремления, праведные помыслы, праведные созерцания (Медитация, Йога). Следуя этим правилам, человек достигает совершенства.

В буддизме очень большое значение имеет этика, следование заповеди любви и милосердия ко всему живому. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям. Нельзя платить злом на зло. Ведь это несет новое зло и страдания. Абсолютное правило — непротивление злу, прощение всех обид.

Важнейшие правила: не убивать живого существа, не брать чужого, не говорить неправды, не пить вино.

Надеяться человек должен не на богов, а на самого себя, ведя праведный образ жизни. Даже Будда никого не может спасти, он только постигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно.

Высшими ценностями Бума провозгласил равенство всех людей и мир между ними. Буддизм никогда не оправдывал войн. Буддизм способствовал развитию изобразительного искусства, музыки, танца.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

I. Древняя Индия

1. Географическое положение Индии.

2. Особенности климата Индии.

3. Реки Индии.

4. Тропические леса Индии.

5. Блага и опасности джунглей.

6. Необходимость постоянной борьбы с джунглями.

7. Особенности земледелия в различных климатических зонах. Сельскохозяйственные культуры.

8. Животные Индии.

9. Приручение и использование слонов.

10. Любовь и почтение к корове.

11. Превращения после смерти животных и людей.

12. Хорошие и дурные дела и поступки: поведение и перерождение.

13. Милосердие — забота о дальнейшей судьбе.

14. Четыре касты Древней Индии.

15. Миф о происхождении четырех каст.

16. Почтительное отношение к брахману.

17. Периоды жизни брахмана.

18. Знатные воины.

19. Каста земледельцев. Слуги.

20. «Неприкасаемые» и их положение.

21. Борьба с противниками кастовых различий.

22. Открытия и изобретения древних индийцев.

23. Сказание о Раме (Рамаяна).

24. Легенда о Будде.

25. Буддизм.


II. Древний Китай

1. Географическое положение Китая.

2. Великая китайская равнина. Реки. Климат.

3. Возникновение государств.

4. Конфуций.

5. Высшая добродетель — уважение к старшим.

6. Долголетие — мудрость — большое счастье. Особое внимание главе семьи.

7. Почитание предков.

8. Вера в сверхъестественные силы. Небо — высшее существо.

9. Мудрость — в знании старинных книг.

10. Особенности письменности в Китае.

11. Иероглифы. Образованные люди в Китае.

12. Поведение воспитанного человека в доме и за столом.

13. Внешний вид воспитанного человека.

14. Внешний вид и положение человека.

15. Учение Конфуция об отношениях между людьми в государстве.

16. Конфуций: «государство — это большая семья».

17. Советы Конфуция мудрому правителю.

18. Год объединения Китая в единое государство.

19. Первый властелин единого Китая.

20. Первые мероприятия властелина Китая.

21. Условия единства страны.

22. Завоевательные войны на юге и севере Китая.

23. Военные повеления.

24. Племена гуннов. Особенности жизни кочевых народов.

25. Строительство Великой китайской стены.

26. Страдания народа при строительстве Великой стены.

27. Грандиозное оборонительное сооружение — Великая китайская стена.

28. Налоги и военные повинности.

29. Наказания за провинности и преступления.

30. Преследования ученых и уничтожение книг.

31. Страх за жизнь властелина Китая.

32. Смерть Цинь Шихуана; описание гробницы.

33. Восстание народа и свержение правителей.

34. Изобретения и открытия китайцев.

35. Учение Конфуция.






Для любых предложений по сайту: [email protected]