ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ИХ БОРЬБА С ПЕРСИДСКИМ НАШЕСТВИЕМ

История древнего мира - Опорные конспекты 5 класс

ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ИХ БОРЬБА С ПЕРСИДСКИМ НАШЕСТВИЕМ

Планирование

Урок 23. Античность: полис и мир. Афины в VIII—VI вв. до н. э. Изучение материала по опорному конспекту № V (§§ 29, 30, 32).

Урок 24. Углубление и закрепление знаний по теме. Проработка терминов. Работа в группах и парах.

Урок 25. Урок-путешествие в Древнюю Спарту. (§ 31).

Урок 26. Греко-персидские войны. (§§ 34—35).

Урок 27. Урок-консультация. Групповая работа под руководством учащихся-консультантов.

Урок 28. Урок-зачет.


Опорные конспекты №№ V а, б, в.



ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ИХ БОРЬБА С ПЕРСИДСКИМ НАШЕСТВИЕМ

1. Краткое прочтение ОК № V-a:

После вторжения дорийцев на территорию Балканской Греции происходит разрушение древнейших государственных образований, упадок хозяйства и культуры. Дальнейший подъем хозяйства был связан с переходом к обработке железа. К VIII в. до н. э. формируется античная цивилизация Эллады позднего времени. У эллинов появилась азбука. В Северной, Средней и Южной Греции образовалось множество городов-государств. Полис — не только форма политической организации греческого общества, но и особый мир и форма сознания. Наиболее развитым и культурным полисом стали Афины на полуострове Аттика. Здесь возникает аристократическое государство. Наиболее известным царем Афин был Дракон, «прославившийся» своими жестокими законами. В VII в. до н. э. в Афинах развивается рабство. Рабами становились не только пленные, но и соплеменники за долги. На полях должников стояли долговые камни; их могли продать в другие города Греции. В конце VII — начале VI в. до н. э. народ Афин — демос — поднялся на борьбу за свои права. Кровавые столкновения прекратил правитель Солон. При нем возникает новая форма государства — демократия. Долговые камни были уничтожены, рабы- афиняне стали свободными, аристократы и демос получили равные права и равные обязанности: они все стали гражданами афинского государства.

Другим ведущим государством Греции было Спартанское аристократическое государство на Пелопоннесском полуострове. (Далее идет краткий рассказ о Спарте).

2. Краткое прочтение — тезисы Опорного конспекта № V-6:

— Полис как особая цивилизационная форма организации и сознания древних эллинов.

— Греческая колонизация на побережье Средиземного, Черного и Азовского морей. Греческие города-колонии в Северном Причерноморье. (Испания, Италия, Африка, Понт Эвксинский, Малая Азия, Эллада).

— Значение греческой колонизации для мирового цивилизационного развития и мировой культуры. Эллины — Византия — Киевская Русь — Россия.

3. Краткое прочтение опорного конспекта в № V-в. Тезисы:

— Греко-персидские войны. Связь с материалом OK № Ill-б. Походы Ксеркса и Дария. Этапы и основные сражения греко-персидских войн. Решающее значение Саламинской битвы.

— Источники победы эллинов в борьбе с Персидской державой царя царей.

— Свобода — величайшая ценность цивилизационного развития человечества. Борьба за свободу исторически оправдана и прогрессивна.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

1. Начало обработки железа в Греции. Развитие ремесла.

2. Полис.

3. Греческий алфавит.

4. Область Аттика: географическое положение, природа, климат, почвы.

5. Хозяйство Аттики. Афины. Спор Афины с Посейдоном.

6. Земледелие в Аттике.

7. Оливки. Виноград.

8. Демос. Ареопаг. Архонты.

9. Законы Дракона.

10. Положение земледельцев в Аттике.

11. Долговое рабство.

12. Восстание демоса против знати.

13. Архонт Солон.

14. Законы Солона.

15. Перемены в управлении Афинами.

16. Судебное разбирательство в Афинах в V в. до н. э.

17. «Трудно в великих делах сразу всем угодить» (Солон).

18. Демократия.

19. Представления греков о счастливом человеке.

20. Спартанцы и илоты.

21. Криптии.

22. Спарта— военный лагерь.

23. Управление в Спарте.

24. Спартанское воспитание.

25. Колонии. Районы колонизации.

26. Эллины покидают родину.

27. Эллины и местное население.

28. Взаимовыгодность торговли колоний с Элладой.

29. Легенда о скифском царе Скиле.

30. Быт эллинов, одежда, обувь.

31. Персидская держава царя Дария I.

32. Персидские послы в Элладе.

33. Марафонская битва. Марафонский бег.

34. Полководческий талант Мильтиада.

35. Подготовка эллинов к отражению агрессии.

36. Вторжение персов в Элладу. Фермопилы. Леонид.

37. Саламинское сражение. Независимость Эллады.


ЛИСТ САМОПРОВЕРКИ № 6

1. Понятия:

Эллада

Долговой камень

Аттика

Демос

Пелопоннес

Хитон

Аристократы

Ареопаг

Гиматий

Илоты

Народное собрание

Фаланга

Олимпия

Колонии

Триеры

Полис

Архонт

Стратег

Раб-должник

2. Имя в истории:

Дракон, Солон, Мильтиад, Фемистокл, Леонид, Дарий I, Геродот.

3. Объясни:

а) как появление новой письменности в VIII в. расширяло знания и образованность среди эллинов. В чем состояло преимущество греческого алфавита перед финикийским;

б) как трудности занятия земледелием и недостаток хлеба в Аттике предопределили раннее развитие ремесла, мореплавания, торговли.

в) почему эллины, резко осуждая пьянство, связывали его с дикостью и варварством;

г) как связаны «драконовские законы» с процессами, характеризующими переход от общественной собственности к частной. Какими могли быть, по-твоему, сознание и взгляды людей в течение длительного периода;

д) в чем состоит величие Солона как общественного деятеля? Какой второй возможный вариант (альтернатива первому) изменений в Аттике в интересах демоса мог избрать Солон? К каким трагическим последствиям это могло привести? Всегда ли справедливы все средства для достижения благородной цели?

4. Сравни взгляды и мысли жителей Аттики и Спарты, сделай выводы. Чем могли гордиться те и другие, что считали высшей доблестью, что осуждали?

5. Вспомни о положении покоренных народов в Персии. Что теряли эллины в случае поражения в войне? Каковы причины победы в войне с персами? Могли ли быть тайные сторонники греков в армии персов?


ЗАДАНИЯ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ № VI.

1. Расположи в хронологической последовательности события:

а) Битва при Платеях.

б) Реформы Солона.

в) Марафонское сражение.

г) Сражение в фермиопильском проходе.

д) Первые Олимпийские игры.

е) Саламинское морское сражение.

ж) Законы Дракона.

(д, ж, б, в, г, е, а)

2. Соотнеси события и даты:

— 1). Битва при Платеях.

2). Марафонская битва.

3). Саламинское морское сражение.

4). Сражение в Фермопильском проходе.

— а) 490 г. до н. э. б) 480 г. до н. э. в) 479 г. до н. э.

(1 -в; 2-в; 3-б; 4-б)

3. Соотнеси выражения и имена:

— 1) «О ты, горькая вода Геллеспонта! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдет тебя, желаешь ли ты того или нет!»

2) «Радуйтесь, мы победили!»

3) «Верны законам своим, здесь мы костьми полегли».

4) «Наш владыка требует земли и воды!»

5) «Я буду сражаться за моих богов и за мой очаг и оставлю после себя Отечество не ослабевшим, но более могущественным ...»

6) «Вперед сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жен, детей своих...»

7) «Судьба Эллады в твоих руках!»

— а) Клятва воина; б) Эсхил; в) Персидские воины; г) Фемистокл; д) Надпись на памятнике; е) Воин: участник Марафонской битвы; ж) Персидские послы.

(1-в; 2-е; 3-д; 4-ж; 5-а; 6-б; 7-г)

4. Вопросы для дискуссии: Любой ли человек в состоянии принимать участие в управлении государством, исполнять должностные обязанности? Какие качества необходимы избранному на должность? Как в условиях демократии оградить людей от злоупотреблений должностных лиц? Как демократия способствует совершенствованию личности?


ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Персия 5, 9, 14, 17, 18, 21

Афины 2, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 19, 20

Спарта 1, 3, 8, 15

1. На народном собрании граждане криком выражали одобрение или несогласие.

2. Получение должности по жребию.

3. Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью.

4. Должность первого стратега.

5. Царь — властитель страны и вершитель судеб подданных.

6. Тайное голосование белыми и черными камешками.

7. Совет пятисот.

8. Войском командовали два царя.

9. Страна делилась на 20 областей-сатрапий.

10. Демократия.

11. Народный суд.

12. Плата за исполнение выборных должностей.

13. В народном собрании принимали участие все граждане-мужчины старше 20 лет.

14. Соперничество военачальников и сатрапов в борьбе за власть.

15. Власти запрещали гражданам заниматься торговлей и ремеслом и покидать пределы страны.

16. Граждане делились на четыре разряда.

17. Огромное количество тайных осведомителей.

18. Царя охраняли «бессмертные».

19. Метеки не имели права избирать и быть избранными.

20. фемистокл.

21. Камбиз.

Оценка результатов: «отлично» — более 15 баллов, «хорошо» — более 11, «удовлетворительно» — более 6 верных ответов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]