Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1500—1800 - 7 класс
Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV — первая половина XVII в.) - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И НАУКА ЕВРОПЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV — первая половина XVII в.): |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся понимают, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями изобразительного искусства. Идеи гуманистов, распространившись далеко за пределы Италии, овладели сознанием творцов искусства. Гении Ренессанса воплотили мечты гуманистов об идеале, создав образ совершенного, гармоничного Человека |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности |
Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы. Варианты познавательных вопросов заданий: 1. Художники Возрождения восхищались античной культурой. Как вы думаете, что именно привлекало их в эллинистическом искусстве, чему они «учились» у его творцов? Видите ли вы нечто общее (различное) в произведениях античного искусства и творениях мастеров Ренессанса? 2. В 20-е гг. XX в. в России была популярна теория, согласно которой культура предшествующих эпох — «ненужный хлам»; новое время требует нового искусства. Для его создания необходимо расчистить место, освободиться от гнета традиций — «сбросить Рафаэля с парохода современности». Насколько убедительным кажется вам такой взгляд на культуру? Обоснуйте свое мнение. Представьте себе, что авторы теории сумели реализовать ее. К каким последствиям могли бы привести их действия? Как вы думаете, почему именно в 20-е гг. в России возникла и получила широкое распространение эта теория? 3. Образы, созданные Брейгелем, Дюрером, Гольбейном, мало похожи на прекрасных мадонн и полубогов итальянских мастеров Ренессанса. Однако именно XVI — начало XVII в. называют эпохой Северного Возрождения в Европе. Можно ли согласиться с такой точкой зрения или опровергнуть ее? Какие аргументы вы приведете в доказательство своей позиции? 4. Памятники культуры Возрождения часто называют бессмертными. Что это значит? Поясните, как вы это понимаете. Вероятно, вам случалось в музеях (по телевизору) видеть залы, в которых экспонируются произведения мастеров Возрождения, — там всегда очень многолюдно. Что привлекает большое количество посетителей именно к этим картинам и скульптурам? |
Развитие умений учащихся |
1. В процессе знакомства с памятниками изобразительного искусства школьники развивают умение «вступать в диалог» с ними (быть зрителями), что предполагает формирование таких навыков визуальной коммуникации, как способность рассматривать произведения живописи, архитектуры, скульптуры; умение видеть отдельные детали (фрагменты), понимать их смысл и значение; воспринимать детали произведения во взаимосвязях, «прочитывая» его сюжет. 2. Рассматривая произведения, учащиеся накапливают умение отличать их художественные особенности, понимать язык, которым «говорит» искусство данной эпохи. 3. Пополняя зрительский опыт, учатся формировать собственное впечатление от произведения искусства; доказательно и обоснованно высказывать свое мнение; приобретают навык оценочных суждений, эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры. 4. Расширяют свои представления об эпохе, учатся видеть ее более многогранной и многомерной |
Основные понятия и термины |
Изобразительное искусство, живопись, фреска, скульптура, архитектура, барельеф, портрет, икона, алтарь, храм, собор, купол, интерьер, ваятель, гравюра, аллегория |
Источники информации: школьные и внешкольные |
Учебник, § 9. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. |
Комментарии к технологической карте
На уроке продолжается разговор о культуре Возрождения, традициях гуманизма в изобразительном искусстве Италии, Нидерландов, Германии, Испании.
Проверку домашнего задания можно ограничить обсуждением творческих заданий из рабочей тетради. Обобщив ответы, учитель называет новую тему и предлагает подумать над проблемой отношения современного человека к памятникам искусства Ренессанса. Личностно значимая направленность проблемы может быть усилена кратким комментарием (см. познавательное задание № 2 в технологической карте).
Выдвинутая проблема может обсуждаться на данном уроке в рамках свободной дискуссии.
Знакомство семиклассников с изобразительным искусством Высокого Возрождения предполагает освоение большого объема материала (в том числе рассматривание и обсуждение зрительных образов). Учитывая это, деятельность класса может быть организована по-разному: первый вариант — частично поисковый метод с элементами проблемных заданий; второй — ролевая игра (оба варианта построены в соответствии с планом урока, намеченным в технологической карте).
В первом случае урок может конструироваться следующим образом. В начале занятия учитель напоминает, что Возрождение называют эпохой титанов. Великие мастера Ренессанса, уникальные, неповторимые личности, щедро одаренные природой, воплощают представления гуманистов о Человеке. Наиболее ярко тип универсальной личности Возрождения являют собой Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти (рассказ о них дополняют фрагменты «Жизнеописаний...» Джорджо Вазари).
Биограф с восхищением пишет о Леонардо, называя его дивным, небесным, «божественным», ибо он оставил далеко «позади себя всех прочих людей», был настолько талантлив, что, «к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью. ...Его помыслы и его дерзания были всегда царственны и великодушны». Леонардо был в избытке наделен красотой и обаянием: высок ростом и необыкновенно хорош собой, отличался прекрасным сложением и невероятной физической силой. Он любил щегольски одеваться, носил яркий красный плащ. Прекрасная вьющаяся борода ниспадала до середины груди. Был замечательным рассказчиком и собеседником, прекрасно пел и играл на лире (собственноручно изготовил лиру из серебра в форме лошадиного черепа, чтобы сделать ее звук более мощным и звучным), был лучшим импровизатором стихов своего времени, привлекал к себе симпатии людей, буквально завораживая их.
Леонардо обладал обширнейшими научными познаниями в самых разных областях. Еще юношей, начав изучение математики, за несколько месяцев сделал такие успехи, что постоянно выдвигал всякие сомнения и трудности перед учителем, чем ставил его в тупик. Леонардо всегда носил с собой записные книжки, в которых постоянно что-то записывал и зарисовывал. Исследователь рукописей великого итальянца восхищенно отмечал: «Здесь есть все: физика, математика, астрономия, история, философия, новеллы, механика». Листы рукописей снабжены многочисленными планами, чертежами, рисунками; тут и наброски летательного аппарата, изображения механизмов для прокатки железных полос, проекты боевой колесницы и самодвижущейся бронированной повозки, анатомические рисунки частей человеческого тела, эскизы мостов, церквей, дворцов и мн. др. Леонардо предвидел некоторые открытия последующих веков. Так, он наблюдал за полетами птиц, делал многочисленные зарисовки и был уверен в том, что человек может летать. Среди набросков не только всевозможные механизмы (от токарного станка до гидравлической машины), но даже снаряжение, которое используют водолазы для пребывания под водой. Леонардо постоянно находится в гуще событий, его пытливый ум требует все новых и новых задач. Если позволяет время, можно процитировать отрывок из письма Леонардо правителю Милана Людовико Моро, в котором Леонардо предлагает свои услуги: «Я знаю способы прокладывать, не производя ни малейшего шума, подземные ходы, узкие и извилистые... Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, которые врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля... а за ними невредимо и беспрепятственно проследует пехота... В случае, если дело происходит на море, я знаю множество орудий, в высшей степени пригодных для нападения и обороны, и судна, выдерживающие самую жестокую пальбу, и взрывчатые вещества и средства, производящие дым. В мирное время надеюсь быть в высшей степени полезным... как зодчий в сооружении зданий общественных и частных и в проведении воды из одного места в другое. Могу работать в качестве скульптора над мрамором, бронзою и глиной, также в живописи могу делать все, что только можно сделать, чтобы поравняться со всяким, кто бы он ни был».
Вместе с тем личность Леонардо окружена ореолом таинственности, его жизнь полна загадок; по сути, мы вообще мало что знаем о его личной жизни, привязанностях, друзьях. Несколько приоткрывается эта завеса в испещренных рисунками рукописях, тоже весьма таинственных и странных (Леонардо писал особым шифром справа налево, читать текст нужно в зеркале). По воспоминаниям современников, Леонардо был переменчив, непостоянен, редко доводил до конца начатое. Единственные дела, всегда занимавшие его воображение,- рисование и лепка, их он не оставлял никогда. Пожалуй, именно картины способны больше всего рассказать внимательному зрителю об этом гении Возрождения, хотя и они таят в себе большие тайны.
Знакомство с творчеством живописцев (2, 3, 4-й пункты плана) лучше организовать в виде беседы или групповой дискуссии, как обсуждение впечатлений от просмотра произведений. Для урока отбираются наиболее известные полотна, которые можно показать в слайдах или иллюстрациях. Их количество определяется конкретной ситуацией и уровнем подготовленности класса (необходимо избежать перегрузки, «калейдоскопа» зрительных образов). Основной упор учитель делает не на собственном рассказе о картине, а на ее рассматривании и обсуждении; дополнительные сведения, сообщаемые классу, должны стимулировать «диалог» с произведением.
В начале обсуждения целесообразно предоставить время на рассматривание изображения. Начать разговор можно вопросами типа: что вы видите? Что происходит на картине? Дайте ученикам возможность высказаться. Скорее всего, семиклассники сумеют выделить и прокомментировать отдельные детали и фрагменты, осознать их смысл и взаимосвязь, «прочитать» сюжет картины, будут готовы поговорить о персонажах, дать им характеристики. Важно, чтобы высказывания базировались на собственном зрительском опыте, непосредственных впечатлениях от произведения. Уточняющие вопросы (что вы видите в произведении такого, что позволяет говорить о ...? Кто заметил еще что-то, о чем еще не говорилось?) побуждают вновь обратиться к картине, более внимательно рассматривать ее, искать ответы в самом произведении.
Возможно, что не все ответы совпадут с «правильным», общепринятым прочтением произведения, некоторые «версии» будут основаны на том, что ученик «домыслил» (иногда без всякой опоры на зрительный образ). В таких случаях имеет смысл попросить отвечающего уточнить (показать на изображении), что именно послужило основой для высказывания. Выстраиванию адекватного представления о картине способствует опыт коллективного обсуждения в классе, когда ученики получают возможность не только высказать свое мнение о произведении, но и соотнести, скорректировать его с позицией товарищей.
В беседе о «Джоконде» целесообразно использовать фрагмент «Жизнеописаний...», чтобы учащиеся могли мнение Вазари сравнить с собственными впечатлениями.
Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы, и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным. Это произведение находится ныне у короля Франсиска, в Фонтенбло. <...> Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же благодаря тому, что было показано, как волоски их вырастают на теле, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально. Нос, со всей красотой своих розоватых и нежных отверстий, имел вид живого. Рот, с его особым разрезом и своими концами, соединенными алостью губ... поистине казался не красками, а живой плотью. А всякий, кто внимательнейшим образом вглядывался в дужку шеи, видел в ней биение пульса, и действительно, можно сказать, что она была написана так, чтобы заставить содрогнуться и испугать всякого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Прибег он также и к следующей уловке: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал при ней певцов, музыкантов и шутов, постоянно поддерживающих в ней веселость, чтобы избежать той унылости, которую живопись обычно придает портретам, тогда как в этом портрете Леонардо была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной.
В контексте обсуждения этого произведения важно подчеркнуть, что великий мастер не следует природе слепо, он творчески осмысливает ее. Чтобы сделать эту важную мысль более ясной для учеников, можно попросить их прокомментировать слова Леонардо: «Хороший живописец должен писать две главные вещи — человека и представление его души». Желательно также обратить внимание на удивительный пейзаж, который служит фоном для портрета. Художники Высокого Возрождения окончательно разгадали секреты линейной перспективы, научились изображать глубину пространства. Пейзаж присутствует во многих произведениях: красота мира еще сильнее подчеркивает восхищение автора своими прекрасными моделями («Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Мадонна с цветком»).
Большие возможности для формирования навыков визуальной культуры открывает обсуждение «Тайной вечери», написанной для монастыря Санта Мариа делле Грацие (Милан). Дискуссии предшествует краткий комментарий о библейском сюжете и истории создания.
Леонардо начал работу в 1495 г. и потратил два года упорного труда, чтобы расписать поперечную стену большого зала монастырской трапезной, создав «прекраснейшую и чудесную вещь» (Вазари). Работая над фреской, он экспериментировал с красками и грунтом, но неудачно: уже в XVI в. началось разрушение, усиленное неумелыми реставрациями. Только в 1954 г. фреска была очищена от позднейших наслоений, а остатки подлинного красочного слоя закреплены. Леонардо много размышлял о композиции произведения и образах апостолов. Это вызывало недовольство настоятеля собора, который постоянно торопил мастера и даже жаловался на него герцогу. Раздраженный художник пригрозил, если его не оставят в покое, написать Иуду с лицом настоятеля.
Учитель предлагает внимательно рассмотреть изображение и обдумать следующие вопросы: какой момент драмы и почему избрал художник для фрески? Что в произведении говорит об этом? Как вы думаете, почему Леонардо так разместил действующих лиц? Можем ли мы, рассматривая фреску, понять, какие чувства испытывают участники трапезы? Каким образом автор помогает нам догадаться об этом? Коллективная работа даст возможность поразмышлять о характерах апостолов, оценить их реакцию на слова Христа.
Двенадцать учеников Христа объединены в группы: справа от Учителя юный Иоанн, которого буквально сломило страшное пророчество и он бессильно поник, как от удара; рядом с ним Леонардо написал мужественного и решительного Петра, схватившегося за нож, как бы желая отомстить предателю; апостолы, сидящие рядом с ним, обернулись к Христу; Андрей в ужасе поднял руки; слева от Христа — Иаков, о его безграничном изумлении говорят разведенные в стороны руки, а прекрасный и мечтательный Филипп (он рядом с Иаковом) склонился перед Учителем. Здесь же и Иуда — его художник особо отметил тенью, упавшей на лицо. Христос помещен в центре композиции, на фоне дверного проема, через который зритель видит удивительный пейзаж, но от апостолов Христа отделяет расстояние. Его лицо печально и спокойно, руки застыли на столе ладонями вверх в ожидании неизбежной гибели.
Рассказывая о личности Микеланджело, необходимо подчеркнуть влияние, оказанное на него собранием памятников античного искусства в садах Медичи (своеобразной художественной школе, созданной Лоренцо Великолепным при монастыре Сан Марко) и близостью к кружку гуманистов, среди которых — Пико делла Мирандола. Лоренцо Медичи высоко ценил дарование юного Микеланджело и взял его под свое покровительство, всячески поощрял в занятиях искусством. Смерть образованного правителя стала настоящей трагедией для художника. Свою признательность он выразил в великолепной скульптурной группе, украсившей гробницу Медичи во Флоренции.
Важным моментом урока является обсуждение скульптуры «Давид», что дает прекрасную возможность показать преемственные связи между античным искусством и культурой Возрождения. В ходе работы учащимся предлагается прокомментировать слова Вазари: «...творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские... с такой соразмерностью и красотой закончил ее Микеланджело». В качестве вспомогательных можно использовать вопросы: какие античные произведения, по вашему мнению, созвучны «Давиду»? Поясните свою точку зрения (желательно показать для сравнения изображения «Лаокоона», «Копьеносца», «Дискобола» или других эллинистических скульптур). Как вы думаете, что именно могло привлекать Микеланджело в эллинистическом искусстве? Чему он учился у его творцов? Как вы считаете, почему для установки скульптуры флорентийцы выбрали площадь Синьории?
Черты античной культуры отчетливо видны и в живописных произведениях Микеланджело, например в росписях Сикстинской капеллы (домовая церковь пап римских в Ватикане), выполненных в 1508—1512 гг. по приказу папы Юлия II. В текст урока учитель может включить рассказ об их создании.
Микеланджело без охоты взялся за заказ, считая себя не живописцем, а скульптором. В течение четырех лет он один, без помощников, выполнил работу, посильную лишь титану. Помещение капеллы (длина 48 м, ширина 13 м, высота 18 м) перекрыто плоским сводом. Его-то и предстояло расписать фресками религиозного содержания. Общая площадь росписи составляет 600 кв. м, — несколько сот фигур. Живописец работал со сверхчеловеческим напряжением, папа постоянно торопил мастера, и между ними происходили бурные объяснения, во время одного из них разгневанный прелат даже ударил Микеланджело посохом. «Я тружусь через силу, больше, чем любой другой человек», — писал он в письме. Когда роспись была закончена, то поразила воображение современников грандиозностью и небывалой мощью. Перед зрителем проходит вереница библейских образов, оживают сцены Ветхого Завета: отделение света от тьмы, сотворение Солнца и Луны, изгнание из рая, Всемирный потоп. Эпизод «Рождение Адама» едва ли не самый знаменитый сюжет мирового искусства, один из прекраснейших в композиции. По бесконечному космическому пространству летит Бог-творец. Его рука протянута к фигуре первого человека. Совершенен Адам, воплощающий красоту человеческого тела (современники говорили, что «со времен Фидия не было создано более совершенной фигуры»). Его лицо устремлено к Богу, к нему простерта рука. Сейчас творец коснется этой руки и вдохнет жизнь в неодушевленную материю. Вазари замечает, что Адам написан таким прекрасным, что кажется, он «сотворен высшим и изначальным создателем своим, а не кистью и по замыслу человека».
Знакомство с творчеством Рафаэля Санти осуществляется в объеме учебника. Основное время отводится для рассматривания и обсуждения «Сикстинской мадонны». Напомните учащимся, что это произведение, главный алтарный образ, написанный для церкви Св. Сикста в Пьяченце в 1513 г., — прекрасное воплощение в искусстве «вечной темы» материнской любви. Можно предложить учащимся вспомнить другие «вечные темы», с которыми их познакомило искусство Ренессанса. Это позволит логично вернуться к обсуждению проблемы урока — значимость культурного наследия Ренессанса для современного человека: что это — «вечная ценность» или «ненужный хлам»?
В ходе урока необходимо обратить внимание семиклассников на то, что гуманистические идеалы пронизывали не только культуру Италии. Велико их влияние и на искусство стран Западной и Центральной Европы. Конечно, представления гуманистов претерпели трансформацию в соответствии с особенностями исторического развития европейских стран, но неизменным остался интерес к реальной жизни, стремление по-новому взглянуть на мир, человека, природу.
Наиболее ярким и значительным представителем Северного Возрождения в Нидерландах стал Питер Брейгель Старший. Перед тем как ученики начнут рассматривать и обсуждать его произведения, целесообразно предложить им задание сравнить картины Брейгеля с работами итальянских мастеров Ренессанса. Заметили ли вы отличия; в чем они? Вероятно, школьники отметят, что не только сильно отличаются сюжеты картин Брейгеля (вместо библейских эпизодов — сцены простонародной жизни), но и грубоватые образы персонажей картин мало похожи на прекрасных мадонн и полубогов. Можно ли, несмотря на эти различия, говорить о Возрождении в Нидерландах? Какие аргументы вы приведете, чтобы сделать свое мнение более убедительным? Предложенные варианты вопросов — основа для фронтальной беседы с классом.
Задание такого типа может быть использовано и при знакомстве с творчеством Рембрандта. Круг произведений художника, которые обсуждаются на уроке, расширяется по усмотрению учителя. Мы рекомендуем дополнить зрительный ряд картинами «Ночной дозор» и «Святое семейство». Последнее произведение позволит сделать ответы учащихся более доказательными. Сравнивая мадонн Леонардо или Рафаэля с героиней Рембрандта, они, несомненно, отметят, что ее облик более «человечный». Рассматривая детали картины, семиклассники увидят не небожителей, а простых людей в обычной обстановке (лишь ангелочки, парящие в воздухе, напоминают о божественности происходящего). Автор развернет действие в небольшом помещении столярной мастерской: на заднем плане видна фигура Иосифа, занятого работой, рядом — нехитрые инструменты ремесленника. В центре картины — молодая женщина с милым, чуть простоватым лицом горожанки, спокойно сидит рядом с колыбелью ребенка и читает книгу. Она на мгновение оторвалась, чтобы с нежностью взглянуть на спящее дитя; все дышит покоем и любовью. Евангельский сюжет «прочитан» художником как бытовая сценка, но от этого ее смысл не становится приземленным или примитивным. Наоборот, Рембрандт придает всему происходящему высокое звучание, поднимает людей до уровня богов. Это впечатление усиливает цветовое решение произведения: все пронизано золотистым сиянием, мягкий свет окутывает фигуру мадонны, озаряет колыбель младенца, мягко золотит белоснежную ткань, играет на одеяльце, мерцает на платье Марии.
В конце урока, если позволяет время, можно организовать обмен мнениями по проблеме № 4, обозначенной в технологической карте.
Такое построение урока предполагает чрезвычайно напряженный темп работы, что не исключает ситуацию, при которой учитель не успеет выполнить намеченное. Несколько большую свободу для «маневра» предоставляет второй вариант — ролевая игра. Ее условия задаются во вступительной беседе.
Гуманисты Возрождения много размышляли о совершенном Человеке. Прекрасные, гармоничные люди и жить должны в таких же прекрасных городах. Один из титанов Ренессанса — Леонардо да Винчи — создал несколько проектов идеального города, рисовал улицы и сооружения, которые украсят его. Представим, что мы присутствуем на диспуте, в котором участвуют архитекторы и скульпторы, художники и поэты, музы-; канты и философы из Италии, Голландии, Англии, Германии, Нидерландов, Испании, Франции. Здесь можно увидеть немало знаменитостей, имена которых вызывают трепет восхищения, а слава далеко перешагнула границы их стран. Они увлеченно обсуждают облик города, который, по их мысли, станет Храмом Человека. Каждый из участников доказывает, что именно памятники, созданные на его родине, проникнутые духом гуманизма, прекрасно впишутся в городское пространство, дополнят убранство общественных зданий. Примем участие в диспуте и мы. Прислушаемся к разговорам творцов искусства: возможно, с кем-то согласимся, а, может быть, чьи-то доводы вызовут сомнения и нам захочется оспорить их, задать вопросы, возразить. Только от нас зависит, какие произведения искусства украсят прекрасный город мечты гуманистов и где они разместятся.
Вступление обусловливает отбор содержания, стиль изложения. Для учеников освоение нового материала приобретает характер коллективной работы, в которой им отводится роль экспертов. По ходу урока они обосновывают отбор произведений для идеального города Возрождения (каждая смысловая часть занятия завершается обсуждением). При желании учитель может уделить больше времени изобразительному искусству Италии, вынеся остальной материал для самостоятельной работы дома. В этом случае класс делится на группы, каждая из которых представляет страну и от имени творцов ее искусства отстаивает право украсить город своими произведениями. Подобное задание позволит семиклассникам увидеть гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы, понять, что иной, чем у итальянских мастеров, облик персонажей картин так же близок идеалам гуманистов, как и герои Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.
В домашнем задании необходимо учесть вопросы и задания методического аппарата учебника и рабочей тетради. Там, где есть возможность, следует рекомендовать посещение музея для знакомства с памятниками Возрождения или обратиться к альбомам по искусству (слайдам, видеофильмам) и еще раз посмотреть произведения мастеров, с творчеством которых ученики познакомились на уроке.