Экономическая политика в первой четверти XVIII в. - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Экономическая политика в первой четверти XVIII в. - РОССИЯ В ЭПОХУ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА I

Цели урока: сформировать у учащихся представление о состоянии российской экономики к началу XVIII в.; охарактеризовать основные направления и итоги экономических преобразований Петра I.

Основные знания: состояние экономики на рубеже XVII—XVIII вв.; основные направления экономической политики Петра I; традиции и новации в сельском хозяйстве России в первой четвертиXVIII в.; причины и особенности роста мануфактурного производства; специфика ремесленного производства в Петровскую эпоху; состояние и развитие торговли; проведение денежной и налоговой реформ, их значение для экономики страны; итоги развития экономики России в первой четверти XVIII в.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь.

Персоналии: Демидовы, Пётр I.

Ключевые понятия: протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, ремесленные цеха, подушная подать, валюта.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий и терминов: протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, ремесленные цеха, подушная подать, валюта; характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра I; объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствия.

Основные сведения

Несмотря на перемены в хозяйстве России, произошедшие в XVII в., она продолжала серьёзно отставать от ведущих европейских государств. Нарастали экономические проблемы. Так, при огромных природных ресурсах в стране не хватало собственного металла, и Россия была вынуждена покупать его в Швеции. Не было налажено производство важнейших промышленных изделий. Слабым было мануфактурное производство. По старинке развивалось сельское хозяйство, в котором не применялись новые орудия труда, известные в Европе. Мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущих потребностей населения.

Одной из главных особенностей экономической политики Петра I стало усиление государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны. Практически всё промышленное строительство первой четверти XVIII в. было ориентировано на нужды армии и флота. Из-за плохой организации государственного управления многими мануфактурами царь стал поощрять частное предпринимательство.

Главными направлениями экономических преобразований Петра I стали протекционизм и меркантилизм.

Стремясь использовать положительный западный опыт, царь приказал применять при уборке зерновых наряду с традиционным серпом литовскую косу (литовку) и грабли, которые стали тысячами закупаться и рассылаться по губерниям. В результате эти новые инструменты вскоре стали основными орудиями труда в чернозёмных и степных районах страны. Однако, несмотря на эти новшества, принудительный труд крепостных и низкий в целом уровень развития сельскохозяйственной техники не могли обеспечить высокой и устойчивой урожайности полей.

В Петровскую эпоху наиболее активно развивалось мануфактурное производство. Если к концу XVII в. в России насчитывалось лишь 30 мануфактур, то к 1725 г. их было уже более 200. Несколько государственных мануфактур было передано в частные руки.

Главным тормозом в развитии мануфактурного производства было крепостное право. В стране не хватало свободной рабочей силы, поэтому трудно было создавать новые предприятия.

В результате принятых мер по стимулированию ремесленного производства к концу царствования Петра I в стране насчитывалось уже около 16 тыс. ремесленников. Крупнейшими ремесленными центрами были Москва (около 7 тыс.) и Петербург (2,5 тыс.).

В первой четверти XVIII в. всероссийский рынок получил дальнейшее развитие. Кроме сельских торжков, куда два-три раза в неделю съезжались продавцы и покупатели из близлежащих деревень, действовали и оптовые ярмарки.

При Петре I были усовершенствованы внутрироссийские пути сообщения, что содействовало развитию торговли: был построен Вышневолоцкий обводной канал (1703—1709) и начато строительство Ладожского канала (1718—1731).

Значительно выросли при Петре и объёмы внешней торговли.

В 1718—1724 гг. вместо налога со двора была введена подушная подать, которой должны были облагаться лишь мужчины («мужская душа»).

Денежная и налоговая реформы Петра I увеличили государственную казну в три раза.

План изучения нового материала: 1. Состояние экономики России на рубеже XVII—XVIII вв. 2. Экономическая политика Петра I. 3. Сельское хозяйство. 4. Мануфактуры. 5. Ремесленное производство. 6. Торговля. 7. Денежная и налоговая реформы. 8. Итоги экономического развития.

Ход урока

1. Урок начинается беседой, актуализирующей знания учеников.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Какие новые черты в экономическом развитии страны появились в XVII в.? 2. Чем можно объяснить продолжавшееся отставание России от ведущих европейских стран? 3. Почему слабым оставалось мануфактурное производство? 4. Почему мелкое ремесленное производство не могло удовлетворить растущих потребностей общества? 5. Что мешало успешному развитию российской экономики в конце XVII в.? Какие новые препятствия для развития экономики появились в начале XVIII в.? 6. Назовите сильные и слабые стороны экономического развития России в конце XVII—начале XVIII в.

2. При изучении вопроса об экономической политике Петра I в целях активизации познавательной деятельности учащихся учитель ставит перед ними проблемный вопрос (ответ на него ученики должны дать в конце урока): какие изменения произошли в развитии хозяйства, положении крестьян, посадских людей России в первой четверти XVIII в. по сравнению с XVII в.?

Кроме того, следует предложить учащимся с высоким уровнем подготовки привести примеры проявления протекционизма и меркантилизма в экономической политике Петра I.

3. Учитель подробно рассказывает о преимуществах литовской косы и грабель, которые не использовались прежде в сельском хозяйстве. В конце рассказа ученики отвечают на вопросы: почему, несмотря на принятые меры, по-прежнему нельзя было обеспечить высокой и устойчивой урожайности полей? Что мешало более успешному развитию сельского хозяйства?

4. Этот пункт плана требует особо тщательного рассмотрения. Учитель должен показать, с одной стороны, неуклонный рост мануфактур и объёмов производства на них, а с другой — отсталость их технического оснащения, тяжёлые условия труда и бесправие приписных крестьян. Для этого можно использовать свидетельства иностранцев, побывавших на русских мануфактурах в то время.

Из воспоминаний Ф.-В. Берхгольца

Сто пятьдесят ткацких станков, за которыми работают почти исключительно одни русские и производят всё, что только можно требовать от полотняной фабрики, т. е. все сорта полотна, от грубого до самого тонкого, прекрасные материи для скатертей и салфеток, тонкий и толстый тик [плотная ткань], простыни, как узкие, так и необыкновенно широкие... цветные носовые платки и множество других подобных вещей. В прядильнях работают девушки, отданные в наказание лет на 10 и более, а некоторые и навсегда; между ними было несколько с вырванными ноздрями. В другой комнате сидело человек двадцать или тридцать свободных работников, которые ткали за деньги; но заработная их плата почти не превышает того, во что обходится содержание арестанта.

Из воспоминаний И. Г. Фоккеродта

Пётр I довёл разные фабрики до того, что они в изобилии доставляли, сколько было нужно для России, таких товаров, как, например, иглы, оружие, разные льняные ткани и в особенности парусину. Наконец, в его царствование разработаны были и рудники в Сибири. и вместо того, чтобы получать железо и медь из Швеции, как бывало в старые годы, Россия может отправлять и то и другое, особливо железо, в чужие края.

5. Вопрос о ремесленном производстве учащиеся рассматривают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника. Затем следует беседа учителя с учениками.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Назовите крупнейшие ремесленные центры России в первой четверти XVIII в. 2. На каком производстве специализировались Ярославль, Кострома, Ростов Великий? 3. Для чего были введены ремесленные цеха? 4. Вспомните, что представляли собой ремесленные цеха в Европе.

6. При изучении данного пункта плана целесообразна беседа с учениками.

Вопрос и задание для учащихся: 1. Вспомните, чем торговала Россия с соседними государствами в XVI—XVII вв. 2. Какие товары она закупала за границей?

По итогам обсуждения учащиеся выполняют задание 3 к § 16 рабочей тетради.

7. При рассмотрении денежной и налоговой реформ учитель акцентирует внимание учеников на введении подушной подати.

8. Итоги экономического развития рассматриваются учителем совместно с классом. Результаты обсуждения можно отразить в таблице (задание 4 к § 16 рабочей тетради).

Выводы. Важным итогом деятельности Петра I в первой четверти XVIII в. стало быстрое развитие экономики страны. В семь раз выросло число мануфактур. Значительно расширился объём выпускаемой промышленной продукции. Впервые Россия вышла на третье место в Европе по выплавке металла и даже стала вывозить его за границу. В сельском хозяйстве внедрялись новые орудия труда, росла его производительность. С включением в состав России Прибалтики значительно выросли торгово-экономические связи нашей страны с Европой, год от года росли обороты внутренней и внешней торговли. Однако тяжёлые налоги вели к обнищанию многих крестьянских хозяйств; свободное предпринимательство по-прежнему тормозилось господством крепостнической системы.

Домашнее задание: § 16, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 2, 5—8 к § 16.






Для любых предложений по сайту: [email protected]