История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Власть и церковь. Церковный раскол - РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
Цели урока: сформировать у учащихся представление о характере и динамике развития взаимоотношений власти и церкви в условиях формирования самодержавной монархии; раскрыть предпосылки, сущность и последствия церковной реформы патриарха Никона; определить место и роль церковного раскола в истории российского общества.
Основные знания: положение Русской православной церкви после Смуты; личность патриарха Филарета и новые отношения высшей государственной и церковной властей при нём; личность и церковная реформа патриарха Никона; причины усиления разногласий между церковной и светской властями; основные решения церковного Собора 1666—1667 гг.; личность и жизненный путь протопопа Аввакума.
Образовательная среда: учебник, настенная карта «Россия в XVII в.», отрывки из «Жития протопопа Аввакума» (полная версия «Жития...» представлена на сайте http://old-russian.chat.ru/12avvak.htm), репродукция картины М. П. Боткина «Старовер», изображения соборов Московского Кремля.
Внутрипредметные связи: Новая история: Реформация и Контрреформация в Европе.
Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
Ключевые понятия: самодержавие, церковный раскол, церковная реформа, старообрядцы, протопоп.
Даты и событие: 1653—1655 гг. — церковная реформа патриарха Никона.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий самодержавие, церковный раскол, старообрядцы, церковная реформа, протопоп; раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Основные сведения
Смута стала суровым испытанием для Русской православной церкви. Однако, несмотря на трудности и потери, она не только выстояла, но и сыграла большую роль в восстановлении российской государственности.
Церковная реформа 1653—1655 гг. стала явлением, сходным с западноевропейской Реформацией. Неизбежное следствие реформы — церковный раскол.
Особая роль церкви в жизни общества и значение патриарха Филарета в политической жизни России повлекли за собой усиление напряжённости в отношениях между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в условиях нараставшего и усиливавшегося с каждым годом самодержавного характера царской власти.
План изучения нового материала: 1. Церковь после Смуты. 2. Патриарх Филарет. 3. Реформа патриарха Никона. 4. Усиление разногласий между церковной и светской властью. 5. Церковный Собор 1666—1667 гг. 6. Протопоп Аввакум.
Ход урока
Обсуждению нового материала предшествует беседа с учениками, актуализирующая их знания.
Вопросы для учащихся: 1. Когда и почему в России было учреждено патриаршество? 2. Какую роль церковь сыграла в событиях Смутного времени? 3. Кого из деятелей Русской православной церкви периода Смуты вы знаете?
1. Учитель рассказывает о последствиях Смутного времени для Русской православной церкви, опираясь на материалы учебника и ставя перед учащимися вопрос: в чём вы видите причины усиления роли церкви после Смуты?
2. Учитель проводит с учениками беседу по портрету патриарха Филарета (с. 62 учебника), отмечая особенности его личности и характера.
Вопросы для учащихся: 1. Почему значение и роль Русской православной церкви в политической жизни России возросли при патриархе Филарете? 2. Каков главный результат государственной деятельности патриарха Филарета? 3. Какие вопросы ему так и не удалось решить в годы патриаршества? Почему?
3. Рассмотрение этого пункта плана урока учитель начинает с обсуждения личных качеств патриарха Никона, плавно переходя к вопросу о реформах.
Раскрывая содержание церковной реформы, учитель комментирует каждое её положение, фиксирует внимание учеников на изменениях в церковной жизни.
Вопросы для учащихся: 1. Почему была необходима церковная реформа? 2. Какие из её положений вы считаете главными? Почему? 3. В чём были главные причины массового протеста верующих против церковной реформы? 4. Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить?
4. Усиление разногласий между церковной и светской властью рассматривается учителем посредством сравнения деятельности двух патриархов — Филарета и Никона.
Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить тот факт, что, обладая сильными личными качествами и поставив задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Филарет и Никон добились в этом разных результатов? 2. В чём была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне? 3. Каков был результат противостояния царя и патриарха? Чем можно объяснить поражение Никона в этом противостоянии?
Для ответа на вопросы учащиеся могут воспользоваться отрывком из воспоминаний Ж. Маржерета о религии и вере в России (с. 66—67 учебника).
5. Свой рассказ о церковном Соборе 1666—1667 гг. учитель сопровождает вопросами для учащихся: в чём была необходимость созыва церковного Собора? Какие задачи он должен был решать? Какие решения принял Собор, какое значение они имели? Каковы были итоги и последствия церковного Собора?
При изучении данного пункта плана учащиеся заполняют таблицу:
Церковный Собор 1666—1667 гг.
Принятое решение |
Значение |
6. Рассказ учителя о протопопе Аввакуме иллюстрируется репродукцией картины М. П. Боткина «Старовер» и отрывками из «Жития протопопа Аввакума». Затем следует беседа с учащимися.
Вопросы для учащихся: 1. Какие факты биографии мятежного протопопа показались вам самыми яркими и почему? 2. Почему как церковная, так и царская власть с особой жестокостью подавляла выступления старообрядцев? 3. Чем можно объяснить попытки царя заставить Аввакума отказаться от своих убеждений? 4. Какое значение имела казнь «неистового протопопа» для старообрядчества и всей церкви?
Выводы. Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времён Смуты. После неё положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внёс патриарх Филарет. К середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провёл патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но явилась причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за «старую» веру стала одной из форм протеста народа против гнёта властей.
Домашнее задание: § 7, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—5 к § 7.