Экономическое развитие в годы правления Александра III - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Экономическое развитие в годы правления Александра III - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: уяснить, что правительство Александра III проводило активные экономические реформы, направленные на стабилизацию финансовой системы и ускоренное развитие промышленного производства; показать новые явления в развитии сельского хозяйства; определить причины относительной отсталости сельскохозяйственного производства.

План урока: 1. Деятельность Н. Х. Бунге. 2. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. 3. «Золотое десятилетие» русской промышленности. 4. Развитие сельского хозяйства.

Основные знания: сущность экономической политики Александра III; основные направления экономической политики Н. Х. Бунге; основные направления экономической политики И. А. Вышнеградского; экономическая программа С. Ю. Витте; сущность денежной реформы 1897 г.; новые явления в развитии промышленности; новые черты в железнодорожной политике; новые черты в развитии сельского хозяйства; причины отставания сельскохозяйственного производства.

Основные понятия: протекционизм; таможенный тариф; косвенные налоги; акцизные сборы; государственная монополия; винная монополия; биржевая торговля; предприятия «новой формации»; акция.

Основные даты: 1881—1887 гг. — деятельность на посту министра финансов Н. Х. Бунге; 1888—1892 гг. — деятельность на посту министра финансов И. А. Вышнеградского; 1892—1903 гг. — деятельность на посту министра финансов С. Ю. Витте; 1897 г. — денежная реформа.

Персоналии: Н. Х. Бунге; И. А. Вышнеградский; С. Ю. Витте.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н.Отечественное предпринимательство: Очерки истории. — М., 1995.


Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно также провести индивидуальное проверочное тестирование.

Закон от 28 декабря 1881 г.:

а) запрещал отработочную систему;

б) отменял выкупные платежи;

в) прекращал временно обязанное состояние крестьян.

Закон, ограничивающий возможность выхода крестьян из общины, был принят в:

а) 1893 г.;

б) 1885 г.;

в) 1887 г.

Первые «фабричные законы», ограничивавшие эксплуатацию взрослых рабочих, были изданы:

а) в 1882 г.;

б) в 1885 г.;

в) в 1891 г.

В 1886 г. под непосредственным влиянием рабочих выступлений был издан закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими. Этот закон:

а) вводил 8-часовой рабочий день;

б) ограничивал размер штрафов;

в) вводил фабричную инспекцию.

После чего был отправлен в отставку министр внутренних дел Н. П. Игнатьев:

а) после предоставления императору проекта о созыве Земского собора;

б) после предложения ввести в России конституцию;

в) после покушения на императора?

Земские начальники — это:

а) руководители земских собраний;

б) руководители земских управ;

в) назначаемые министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль.

По закону о земских участковых начальниках им вменялось в обязанность:

а) следить за исполнением приговоров мирового судьи;

б) контролировать крестьянское самоуправление;

в) контролировать работу земских учреждений.

Временные правила о печати 1882 г.:

а) временно отменяли цензурный контроль;

б) существенно смягчали цензурную политику правительства;

в) устанавливали жесткий административный контроль за периодическими изданиями.

Так называемый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.:

а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;

б) предписывал открывать в городах детские приюты;

в) разрешал принимать в гимназии и университеты детей всех сословий.

Какие изменения произошли в области народного образования при Александре III:

а) упразднена университетская автономия;

б) увеличены государственные ассигнования на университетские нужды;

в) созданы специальные высшие учебные заведения для женщин?

Какие ограничения существовали для еврейского населения:

а) запрещалось заниматься торговой деятельностью;

б) запрещалось заниматься адвокатской деятельностью;

в) ограничивалось поступление в высшие учебные заведения;

г) проживание ограничивалось «чертой оседлости»;

д) запрещалось открывать синагоги;

е) запрещалось выезжать за границу?


1. Учитель начинает свой рассказ с краткой характеристики экономической политики Александра III. Затем он спрашивает: как вы думаете, почему Александр III проводил активную экономическую политику? Почему в отличие от политической сферы ключевые экономические должности в его правительстве занимали крупнейшие реформаторы? Подведя итог ответам учащихся, учитель рассказывает о деятельности Н. Х. Бунге. При этом необходимо организовать работу с понятиями «косвенные налоги» и «акцизные сборы». В ходе рассказа учителя учащиеся начинают заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради).

2. Второй вопрос учитель также излагает сам, предварительно поставив перед учащимися проблему: каковы общие черты и различия экономических программ Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского. В ходе рассказа учителя учащиеся продолжают заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради).

3. Изучение третьего вопроса целесообразно провести, сочетая различные методы: постановку проблемного задания, объяснение учителя, работу с картой, работу с документом, заполнение таблицы (задание 2 § 31 в рабочей тетради). Перед объяснением нового материала учитель ставит проблемное задание: определить новые черты в развитии промышленности России в 90-е гг. XIX в. (записав в тетрадь). Переходя к проблеме железнодорожного строительства, целесообразно предложить учащимся прочитать документ к § 31 и ответить на вопросы к нему.

4. Проблему развития сельского хозяйства можно предложить учащимся изучить самостоятельно путем чтения соответствующего раздела учебника и составления развернутого плана с одновременным выполнением заданий 5 и 6 в рабочей тетради.


Домашнее задание: § 31 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задания 1, 3, 4 § 31 в рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]