Литература и изобразительное искусство - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Литература и изобразительное искусство - РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: сформировать представление о роли литературы в общественной жизни пореформенной России; уяснить сущность критического реализма — основного художественного направления второй половины XIX в.; дать характеристику творчества ведущих писателей второй половины XIX в. с точки зрения общественной значимости их произведений; показать усиление демократического направления в русском изобразительном искусстве; показать достижения ведущих художников реалистической школы, роль и значение творчества передвижников в общественной жизни страны.

План урока: 1. Литература. 2. Живопись. 3. Скульптура.

Основные знания: общественная роль литературы; сущность критического реализма; общественная значимость произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова; общественная значимость творчества В. Г. Перова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, И. Н. Крамского; деятельность Товарищества передвижных художественных выставок.

Основные понятия: критический реализм; передвижники.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Альбомы по искусству, портреты писателей, художников, цветные вклейки учебников.

Литература для учителя: Косова Г. Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7—10 классы. — М., 1987; Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. — М., 1976.


Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

1. Приступая к изложению нового материала, целесообразно провести повторение пройденного: каковы особенности развития художественной культуры первой половины XIX в.? Какие направления в художественной культуре первой половины XIX в. были ведущими? Назовите крупнейших писателей и поэтов первой половины XIX в. К каким художественным направлениям можно отнести их творчество? Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература первой половины XIX в.? Затем учащиеся записывают в тетрадях проблемный вопрос, на который они должны дать ответ после объяснения учителем нового материала: как общественная жизнь и развитие просвещения во второй половине XIX в. отразились на русской литературе, на ее месте в жизни общества? В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу «Русская литература второй половины XIX в.»:


Ф. И. О. писателя

Произведение

Какие проблемы раскрывает


Можно предложить выполнить эти же задания, читая самостоятельно соответствующий раздел § 37. Для закрепления материала учащиеся выполняют задание 2 § 37 в рабочей тетради.

2. Повторение: какие художественные направления были ведущими в русской живописи первой половины XIX в.? Назовите крупнейших художников первой половины XIX в. и их произведения. К каким художественным направлениям можно отнести их творчество? Какова была роль Российской академии художеств в развитии живописи? Рассказ учителя о русской живописи и скульптуре второй половины XIX в. необходимо сопровождать работой с иллюстрациями или имеющимися у учителя репродукциями. Необходимо также организовать работу с документом в конце § 37, обсудить вопросы к документу. В ходе объяснения нового материала учащиеся могут заполнять таблицу «Русская живопись второй половины XIX в.»:


Ф. И. О. художника

Название произведений


В конце объяснения можно провести беседу: в чем принципиальное различие живописи первой и второй половины XIX в.? (Как повлияли изменения в общественной жизни страны на развитие живописи?) Что нового внесло передвижничество в русское искусство? К какому направлению в искусстве относится творчество передвижников? Как вы думаете, почему художники не только отображали тяжелую жизнь народа, но и все чаще обращались к историческим сюжетам?


Домашнее задание: § 37 учебника и вопросы к нему. Выполнить задания 1, 3, 4 § 37 в рабочей тетради. Повторить материал § 17 (художественная культура: архитектура, музыка, театр первой половины XIX в.).






Для любых предложений по сайту: [email protected]