Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Основные итоги истории XIX в. (повторительно-обобщающий урок) - Конец столетия: преобладание Европы
План урока
1. Характерные черты в развитии Европы и Северной Америки.
2. Единая мировая цивилизация.
Ход урока
1. Поскольку основное внимание в курсе Новой истории было уделено истории Европы и Северной Америки, то повторительно-обобщающий урок целесообразно начать с этого материала. В заключении к учебнику «Основные итоги истории XIX в.» выделены характерные черты в развитии Европы и Северной Америки, которые следует разобрать с учениками. Предлагаем два варианта изучения материала.
Первый вариант
Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника и выполнение задания.
Прочитайте в учебнике с. 321—322 (до слов «На фоне этих достижений...») и выпишите характерные черты в жизни стран Европы и Северной Америки, которые появились в XIX в.
Затем класс делится на мини-группы, каждая из которых должна подобрать в учебнике примеры проявления одной из выделенных черт.
Второй вариант
В ходе объяснения учитель выделяет, а учащиеся записывают в тетрадь характерные черты в жизни стран Европы и Северной Америки, которые появились в XIX в.
1. Появление учреждений либеральной демократии.
2. Складывание рыночной экономики.
3. Формирование основных течений общественно-политической мысли и появление политических партий и профессиональных союзов.
4. Широкое распространение машинной индустрии.
5. Появление новых видов транспорта (железные дороги, паровое судоходство).
6. Свобода предпринимательства и торговли.
7. Расцвет культуры, основанный на свободе художественного творчества.
8. Выдающиеся достижения в области науки, коренным образом изменившие жизнь людей.
9. Небывалое развитие образования.
Выделив эти черты, учитель может предложить ученикам следующие вопросы и задания:
1. Сгруппируйте приведенные выше черты по экономической, политической, культурной сферам жизни общества. Прокомментируйте каждую из них.
2. Приведите примеры, подтверждающие наличие перечисленных выше черт в XIX в.
3. Какое из достижений XIX в. вы считаете самым важным? Объясните свою точку зрения.
2. Вторая часть урока посвящена международным отношениям XIX в., которые легли в основу формирования единой мировой цивилизации, основанной на тесных экономических, политических и культурных связях всех народов мира. На этом этапе учащимся предлагается небольшая дискуссия.
Вопрос для дискуссии
Почему историки считают, что на рубеже XIX—XX вв. складывается единая мировая цивилизация, ведь страны и народы были такими непохожими. Подумайте, внес ли колониализм еще больше различий между Западом и Востоком или, наоборот, сблизил их?
При подведении итогов в изучении курса учитель намечает перспективы дальнейшего изучения всеобщей истории, среди которых на первое место можно поставить стремление Германии, Италии и Японии к переделу мира, что привело в начале XX в. к Первой мировой войне.