Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя
Франция: Третья республика - СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX— XX вв. ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Франция: Третья республика |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся узнают, что только напряженная борьба за республику позволила создать во Франции республиканское устройство; используют ранее полученные знания для анализа экономического и политического развития страны; убеждаются в антигуманной сущности шовинизма, антисемитизма и осуждают их проявления; понимают, что шовинизм и реваншизм приводят к войнам |
Методы обучения |
Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Французский писатель Шарль Пеги писал в начале XX в., что после 1870 г. и к 1910-м гг. Франция изменилась больше, чем за период от завоевания Цезарем до 1870-х гг. Как вы думаете, какие изменения имел в виду Пеги? 2. Какие из демократических реформ во Франции имели, на ваш взгляд, наибольшее значение для формирования в этой стране гражданского общества? 3. Подумайте, почему судебный процесс над неизвестным штабным офицером Дрейфусом превратился в политическое событие, всколыхнувшее всю Францию и всю прогрессивную мировую общественность. Согласны ли вы с такой оценкой «дела Дрейфуса», что «вместе с безвестным офицером на скамью подсудимых села вся Франция»? |
Развитие умений учащихся |
Учатся переносить на изучаемый материал ранее полученные знания; делать сравнительный анализ и выделять главное; размышлять и рационально выполнять задания; аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей |
Основные понятия |
Радикал, коррупция, атташе |
Источники информации: школьные |
Учебник, § 21. Рабочая тетрадь. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта + , 1995. — Т. 1. — С. 563—567 (Жорж Клемансо; Дело Дрейфуса) |
Комментарии к технологической карте
После проверки домашнего задания и знакомства с планом урока учащиеся выбирают для индивидуальной работы одно из предложенных познавательных заданий. Урок требует использования внутрикурсовых связей. При мотивации обучения, кроме широких познавательных мотивов, обосновывается понимание социальной значимости изучения истории. Прежде школьники участвовали в дискуссии об историческом значении Парижской коммуны, теперь они должны увидеть, что поражение в войне с Германией и страшный взрыв гражданской войны — Парижская коммуна — не могли не повлиять на экономическое и политическое развитие страны.
При изучении первого вопроса учащиеся обдумывают, как поражение Франции в войне могло повлиять на экономическое развитие страны. Они называют потери, понесенные Францией, и делают вывод о том, что это не могло не замедлить темпов ее экономического развития. Остальные причины, негативно отразившиеся на экономическом развитии Франции, они выделяют в ходе самостоятельной работы с учебником (два первых раздела параграфа). При обобщении ответов учащихся можно добавить, что экономическое развитие тормозилось и нехваткой собственного сырья и угля, машин и оборудования. Их приходилось ввозить из Англии и Германии.
Конечно, Франция тоже вывозила промышленные товары, но в основном это была продукция легкой промышленности — знаменитые французские шелка и другие ткани, одежда, обувь, вина, парфюмерия и т. п.
Ввоз товаров превышал их вывоз. Франция оставалась аграрно-индустриальной страной, 43% ее самодеятельного населения были заняты в сельском хозяйстве. В стране сохранилось большое количество мелких предприятий ремесленного типа, на многих из них число рабочих не превышало 10 человек. Естественно, что они уступали немецким и американским предприятиям по техническому оснащению.
Развитие отечественной промышленности замедлялось и низкой покупательной способностью крестьян. По переписи 1892 г. хозяйства с наделом земли менее 1 га и от 1 до 10 га составляли 85% всех крестьянских хозяйств. 4 млн крестьян вовсе не имели земли, а у многих владельцев наделы были заложены в банках. При таком положении дел крестьяне в своем большинстве не могли покупать современную сельскохозяйственную технику и удобрения, урожаи были низкими (по урожайности пшеницы Франция находилась на одном из последних мест в Европе), доходы тоже. Это сужало внутренний рынок и не стимулировало развитие промышленности.
Перед изучением вопроса о переходе к монополистическому капитализму учитель обращает внимание школьников на первое и второе познавательные задания и предлагает подумать над тем, какие изменения произошли в стране.
Учитель указывает, что неверно было бы представлять Францию в конце XIX — начале XX в. как страну, находящуюся в состоянии экономического застоя. В конце XIX в. промышленное развитие Франции вступило в стадию монополистического капитализма. Наряду с традиционными отраслями промышленности начался быстрый рост металлургии. Появление уже известных вам новых технологий позволило шире использовать огромные залежи имевшейся во Франции железной руды. Быстрыми темпами увеличивалось число паровых двигателей, росло производство чугуна и стали, развивалось машиностроение. Больших успехов достигло железнодорожное строительство — по протяженности железнодорожных путей Франция даже обогнала Англию и Германию. С 1881 по 1914 г. сеть железных дорог выросла с 24 до 64 тыс. км.
Как и в других странах, во Франции шел процесс концентрации производства и создавались крупные корпорации. К концу XIX в. в стране было свыше 6 тыс. акционерных обществ, а некоторые из них стали монополиями. Так, на базе металлургической, угольной и машиностроительной промышленности выросло несколько крупных фирм, превратившихся затем в концерны во главе с де Ванделем и Шнейдером. В химической промышленности появились концерны Кюльмана, Сен-Гобен и др. В автомобильной промышленности лидировала фирма Рено, занявшая второе место в мире (после США) по производству автомобилей. Некоторые районы Франции стали высокоиндустриальными. Париж и Лион оставались крупными центрами мануфактурного и ремесленного производства (главным образом, предметов роскоши).
Тем не менее концентрация промышленности во Франции происходила гораздо медленнее, чем в Германии, США и Великобритании. По данным переписи 1906 г., около половины рабочих трудились на предприятиях с численностью персонала менее 5 человек.
Важнейшим событием этой эпохи стало открытие в 1889 г. в Париже Всемирной выставки, приуроченной к 100‑летию взятия Бастилии. Знаменитая Эйфелева башня, построенная Гюставом Эйфелем из металлических конструкций, служила входом на Всемирную выставку.
Увенчанная огромным трехцветным флагом, подсвеченная по ночам 90 тыс. газовых светильников, Эйфелева башня должна была символизировать не только верность Третьей республики ее революционному прошлому, но и приверженность современной науке и технике.
И все же из-за дороговизны угля, металла и других видов сырья прибыли от промышленного производства были ниже, чем в Англии и Германии.
Рассказывая о вывозе капитала, можно добавить, что с конца XIX в. главной сферой приложения французских капиталов становится Россия. К 1914 г. из общей доли вывезенных 45 млрд. франков на ее долю приходилось более четверти — 12 млрд.
Во Франции, как и в других странах, сложился финансовый капитал, который представляли две сотни наиболее богатых семейств, игравших решающую роль в экономической, а порой и в политической жизни страны.
Еще одной особенностью Франции был медленный рост численности населения. С 1871 по 1913 г. оно увеличилось всего на 3,6 млн человек (в Германии за это время численность населения возросла на 26 млн. человек).
Но страна изменилась, и именно об этом писал Ш. Пеги накануне Великой войны. Экономический прогресс привел к росту массового потребления: с середины XIX в. до 1914 г. средний француз стал потреблять в 2 раза больше мяса, пива и сидра, в 3 раза больше вина, в 4 раза больше сахара и кофе. Только за 20 лет (с 1894 по 1914 г.) реальная зарплата французского рабочего выросла в полтора раза.
Вопросы борьбы за республику и демократические реформы раскрываются в рамках учебника. Подчеркивая значение отделения церкви от государства, один из политических деятелей Франции — Вивиани говорил: «Мы освободили человеческую мысль от ига веры. Мы подняли несчастного, который под бременем безрадостного дня падал ниц и искал утешения в молитве. Мы сказали ему, что там, на небе, за тучами — только химеры. В благородном порыве мы погасили небесные огни, и никто не зажжет их больше».
Последующие сюжеты рассматриваются в пределах учебника. Вопрос об антивоенном движении можно обсудить во время знакомства с биографией Ж. Жореса. Его мужество проявилось в период борьбы за оправдание Дрейфуса. Некоторые деятели рабочего движения говорили, что Дрейфус — офицер, рабочим незачем за него заступаться. Жорес, выступая в защиту Дрейфуса, указывал на незаконность его осуждения, утверждал, что рабочий класс, борясь против попрания в лице Дрейфуса прав человека, борется и за свое собственное дело, что объединение монархистов и националистов с церковью и армейской верхушкой грозит самому существованию республики.
Жорес мужественно боролся против колониализма и опасности войны. Разоблачая правительство, утверждавшее, что французские войска, оккупировавшие Марокко, приобщают эту отсталую страну к благам цивилизации, он писал в основанной им газете «Юманите»: «Алчные банкиры, которые эксплуатировали страну ростовщическими ссудами... ужасающая бомбардировка Касабланки, полторы тысячи сваленных в кучу трупов женщин и детей... — вот в каком обличье предстает Европа перед марокканцами».
В ответ на крики ненависти со стороны шовинистов, их обвинения в антипатриотизме Жорес говорил: «Мы любим Францию и поэтому имеем достаточно мужества, чтобы осуждать ее за ту неблаговидную роль, которую она играет во всех этих интригах. Мы любим Францию настолько, что согласны, если потребуется, прослыть за плохих французов, лишь бы спасти ее честь». Возможна дискуссия по проблеме: чья позиция являлась истинно патриотической — правительства или Ж. Жореса?
В заключительной части урока учитель проверяет варианты выполнения познавательных заданий и разъясняет домашнее задание.