Поурочные разработки к учебнику «Новая история» 1800—1913 - 8 класс пособие для учителя
Китай: сопротивление реформам - ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX В.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
Китай: сопротивление реформам |
Планируемые результаты изучения материала |
Учащиеся узнают, что во второй половине XIX в. европейские страны делят Китай на сферы влияния; опасность превращения в колонию заставляет прогрессивные круги Китая искать пути к модернизации страны, но основная масса населения была не готова порвать с традиционным укладом жизни и встать на путь реформ; китайское общество, в основе которого лежало конфуцианство, не воспринимало то, что не соответствовало древним традициям; государство не смогло поставить страну на рельсы модернизации, и Китай превратился в полуколонию западных индустриальных держав |
Методы обучения |
Проблемный или частично поисковый метод. |
Развитие умений учащихся |
Учатся использовать межкурсовые и внутрикурсовые связи; делать сравнительный анализ; излагать свои идеи и приводить убедительные доказательства; делать сообщения; вести диалог и участвовать в дискуссии; предъявлять результаты решения познавательных заданий и обсуждать различные варианты возможных личностно значимых проблем |
Основные понятия |
Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления |
Источники информации: школьные |
Учебник, § 28. Рабочая тетрадь. Карты: «Национально-освободительная борьба народов зарубежной Азии в конце XIX — начале XX в.», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 585—590; В. И. Семашев. Из жизни императрицы Цыси. — М., 1979; Синь Лу. Подлинная история А Кью. — М., 1959 |
Комментарии к технологической карте
Изучение истории Китая на этом уроке происходит в системе сравнительного анализа с историей Японии. Поскольку одна из основных проблем курса — проблема модернизации и понимание тех условий, которые делают реальной возможность этого процесса, то вопрос о причинах успешной модернизации в Японии и отсутствии успеха в этом вопросе в Китае имеет уже не частное, а всеобщее значение.
Проверка домашнего задания должна носить обучающий характер и обеспечивать углубление понимания восьмиклассниками процесса модернизации вообще и причин успеха этого процесса в Японии. Важно подчеркнуть, что Япония была единственной из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX в. позволил ей стать одной из наиболее успешно развивающихся капиталистических стран.
Затем учитель знакомит восьмиклассников с темой и планом урока, его главными проблемами и познавательными заданиями и предлагает выбрать какое-либо задание для индивидуальной работы. Задание 5 обязательно для всех, так как имеет важное методологическое значение.
Вспомнив историю Китая в XVII—XVIII вв. (см. вопросы опережающего повторения), учащиеся переходят к изучению содержания урока.
Учитель предлагает восьмиклассникам подумать над вопросом: какие причины побудили Запад осуществить насильственное «открытие» Китая? Получив ответ на этот вопрос, учитель начинает сюжетный повествовательный рассказ по первому и второму пунктам плана. Содержание учебника вполне достаточно для раскрытия названных сюжетов, тем не менее следует подчеркнуть, что китайской традиции, сложившейся на основе конфуцианства, присущи идеи равенства, социальной страведливости и ориентация на стремящегося к социальной гармонии учителя-мудреца. Эти ценности всегда облегчали начало социальных движений в империи, в данном случае — крестьянскую войну тайпинов.
Кризис империи начался с увеличения ввоза в страну опиума, что приводило не только к отравлению населения, но и выкачиванию из Китая серебра и обесцениванию медных денег, которыми пользовались миллионы крестьянских семей. Одно за другим вспыхивали восстания, особенно на юге страны. Восстаниями руководили различные тайные общества, чьи лозунги и требования носили религиозный, чаще всего буддийский, характер: восстановить социальную справедливость, покарать нерадивых чиновников, отнять излишки у богатых. Положение основной массы населения — крестьянства — было отчаянным.
Более 2/3 земли находилось во владении крупных помещиков, и почти 90% населения составляли безземельные батраки и арендаторы. Вместе с тем население Китая быстро увеличивалось. С начала и до середины XIX в. число жителей в стране выросло со 180 до 400 млн человек. Крестьянские земельные наделы сокращались, и прокормить семью на те жалкие средства, которые оставались после выплаты помещику (за аренду отдавали 50% урожая) и сборщикам налогов, было невозможно.
Вождем тайпинов стал Хуан Сюцюань (1814—1864) — сельский учитель, выходец из крестьян, трижды пытавшийся сдать экзамен на звание ученого. Во время поездок в Гуанчжоу (Кантон) для сдачи экзаменов он сблизился с христианскими миссионерами и попал под влияние их идей. Так в основу его учения легли занесенные в Китай европейскими миссионерами принципы христианской морали и идеи всеобщего равенства в соединении с древним конфуцианством. Хуан Сюцюань основал новое «Общество поклонения Богу» с традиционной для китайцев сплоченностью, железной дисциплиной и повиновением младших старшим. Он заменил буддийские лозунги и изображения почитанием христианского Бога, отождествленного с конфуцианским Небом. Эта смесь христианства и конфуцианства оказалась жизнеспособной и увлекла миллионы китайцев, ставших тайпинами.
Продолжая вести борьбу против императорского правительства и феодалов, тайпины стали проводить реформы, которые отражали утопические мечты крестьян о создании общества, в основе которого лежал принцип уравнительного распределения материальных благ.
Основной хозяйственной, политической и военной единицей должна была стать крестьянская община, состоящая из 25 семей. Все запасы и деньги, за исключением прожиточного минимума, должны были поступать в общую кладовую для дальнейшего справедливого распределения. Каждая община должна была создать один взвод, его командиром являлся староста. Солдатам в мирное время предписывалось заниматься полевыми и ремесленными работами. Война не позволила провести в жизнь закон о земле (предполагалось отменить собственность на землю), но кое-что тайпины сделали: значительную часть налогов они переложили на крупных землевладельцев, беднякам же предоставлялись налоговые льготы; снизили арендную плату за землю; уменьшили торговые пошлины; после объявления Нанкина столицей своего государства разрешили свободно ввозить на его территорию иностранные товары. Впервые в истории Китая женщины получили право на образование. Все высшие должности в государстве стали в равной мере доступны как мужчинам, так и женщинам. Были запрещены проституция и обычай продавать девушек замуж. Мальчики и девочки учились раздельно, но по одинаковой программе.
Рассматривая причины неудачи курса политики самоусиления, следует сравнить его с реформами Мэйдзи. Необходимо подчеркнуть, что продуманной и принятой на высшем государственном уровне новой экономической политики в Китае не существовало. Все новые прогрессивные мероприятия проводились в отдельных регионах страны фактически без участия центральной власти. Кроме того, перенималось только то, что не противоречило китайским ценностям и китайской конфуцианской традиции, что нашло свое выражение в девизе политики самоусиления: «Китайская наука — основа, западная — (нечто) прикладное». Ослабляла империю и продажность государственного аппарата, коррупция. Отсюда недостаточная эффективность политики самоусиления.
При изучении вопроса о «100 днях» реформ можно дать восьмиклассникам задание самостоятельно прочитать этот раздел параграфа и сравнить реформы в Китае с реформами Мэйдзи. Сравнительный анализ поможет учащимся сделать вывод, что реформы в Китае не затрагивали сущности феодальных отношений, не отменяли государственную и феодальную собственность на землю, а поэтому не стали прочным фундаментом для развития капиталистического хозяйства.
Очень важно отметить, что традиционное сознание крестьянства помешало ему поддержать реформы, привело к их осуждению, увидело в попытке реформ злые намерения иностранцев. Традиционный Китай оказался закрытым для коренных перемен. Ненависть ко всему, что выходило за рамки традиций, ко всему иностранному привела к восстанию ихэтуаней. Это не было обычным крестьянским восстанием, направленным на защиту социальной справедливости. Это было выступление в защиту старых традиций, старых норм отношений, против чужестранцев, против колониализма. Именно поэтому стал возможен временный союз восставших с государственной властью.
Рассказ о «новой политике» Цыси ограничивается рамками учебника. Далее происходит обсуждение основной проблемы урока (см. технологическую карту, задание 5) и возможной личностно значимой проблемы.
Содержание урока еще раз позволяет учащимся убедиться в огромной роли, которую играют в историческом развитии общества традиции и духовные ценности.