Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование
Западноевропейская культура - ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА - МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Цель уроков: дать представление о важнейших достижениях культуры Западной Европы первой половины XIX в.
Основное содержание: Открытия в области математики, астрономии, физики и химии. Прогресс в земледелии. Развитие техники в металлургии, машиностроении, транспорте и связи.
Романтизм и критический реализм в литературе. Театр. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Правовые, нравственные, религиозные взгляды народов Европы. Разобщенность европейской и других мировых культур.
Основные понятия: романтизм, критический реализм.
Личность в истории: Ч. Диккенс, О. Бальзак, Г. Гете.
Оборудование урока: альбомы по искусству XIX в., слайды, диапозитивы, видеофильмы.
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Романтизм и критический реализм в литературе.
3. Изобразительное искусство.
4. Музыка.
Ход урока
Методические советы: уроки могут быть построены в двух вариантах. При первом — после проверки знаний учащихся по развитию техники XIX в. учитель читает лекцию по заявленной теме, используя имеющийся иллюстративный материал. По разделу «Изобразительное искусство» возможна работа с иллюстрациями учебника. Во втором варианте вместо лекции лишь вступительное слово, в котором кратко перечисляет основные достижения культуры указанного периода, а восьмиклассники защищают свои творческие работы (рефераты), посвященные деятелям культуры Европы XIX в. При выборе второго варианта темы для докладов (рефератов) даются учащимся заранее, на первых уроках в начале сентября. Во избежание сосредоточения учащихся лишь на биографических сведениях в своих сообщениях, заранее продумайте темы для рефератов, ограничьте их упоминанием одного-двух произведений писателей, художников, композиторов.
Общие требования к разработке реферата
1. Продумайте тему работы, в общих чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.
2. Составьте список литературы, которую следует прочитать, читая ее, отмечайте и выписывайте все, что должно быть включено в работу.
3. Разработайте как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов и подпунктов укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал.
4. Во вступлении к работе раскройте значение темы.
5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.
6. Проявляйте свое личное отношение: отразите в работе собственные мысли и чувства.
7. Старайтесь писать грамотно, точно, кратко; разделяйте текст на абзацы, не допускайте повторений.
8. В пронумерованных подстрочных списках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.
9. В конце работы сделайте обобщающий вывод.
10. Самокритично прочитайте свою работу и зафиксируйте все замеченные недостатки; перепишите работу набело (Завуч. 2000. № 7. С. 61).
Эти требования можно поместить в методический уголок для сведения учащихся.
1. Проверку знаний можно провести в форме игры «Кто хочет стать отличником». Правила игры следующие. Весь класс участвует в отборочном туре. С учителем, выступающим в роли ведущего, играет тот школьник, который первым справится с заданием отборочного тура. Ему задаются пять вопросов, за правильный ответ начисляется по одному баллу. «Несгораемой» является оценка «три» за три правильных ответа. У школьника есть возможность дважды в ходе ответов воспользоваться подсказками: помощью класса и 50/50, когда учитель уберет два неправильных ответа. Правильные ответы выделены полужирным шрифтом.
I тур
Отборочный тур: расставьте эти изобретения в хронологическом порядке: а) изобретение паровоза б) изобретение токарного станка; в) изобретение парохода в) изобретение радио(Изобретение токарного станка; изобретение парохода; изобретение паровоза; изобретение радио).
1. Первый пароход совершал регулярные рейсы по реке: а) Миссисипи; б) Миссури; в) Гудзон; г) Волге.
2. Как называется вращающаяся печь для выплавки стали: а) конверт; б) конвертер; в) мартен; г) домна.
3. Телефон изобрел: а) Александр Белл; б) Александр Попов; в) Сэмуэль Морзе; г) Чарльз Гудийр.
4. В какой стране стал миллионером Альфред Нобель, на доходы от состояния которого основана Нобелевская премия: а) Швеция; б) Швейцария; в) США; г) Россия.
5. «Народный автомобиль» в США создал: а) Орвид Райт; б) Генри Форд; в) Готлиб Даймлер; г) Карл Бенц.
II тур
Отборочный тур: расставьте эти изобретения в хронологическом порядке:
а) изобретение кинематографа;
б) изобретение фотографии;
в) изобретение динамита;
г) изобретение бездымного пороха.
(Изобретение фотографии; изобретение бездымного пороха; изобретение динамита; изобретение кинематографа.)
6. Между какими городами была проложена первая железная дорога в истории человечества:
а) Ливерпулем и Манчестером;
б) Вашингтоном и Нью-Йорком.
в) Стоктоном и Дарлингтоном;
г) Петербургом и Москвой.
7. Первый пароход назывался по фамилии женщины: «Клермон». Ее звали: а) Катарина; б) Елизавета; в) Мария; г) Виктория.
8. Первый электровоз тянул поезд на промышленной выставке в: а) Париже; б) Берлине; в) Лондоне; г) Нью-Йорке.
9. Какой французский инженер начал постройку Суэцкого канала: а) Эйфель; б) Шарль; в) Лессепс; г) Жаккар.
10. Науку о планеризме создал: а) Н. Можайский; б) О. Райт; в) де Розье; г) О. Лилиенталь.
2. Вопрос можно раскрыть, комментируя следующую таблицу:
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ XIX в.
Классицизм |
Романтизм |
Реализм |
Недопустимо смешивать в одном произведении трагическое и комическое, пафос и шутку. Обращение к искусству древних Греции и Рима. Герой подчиняет личные интересы общественным |
Уводил читателей в мир необычайных событий и людей. Воспевал свободу человеческой личности. Герой — мятежный одиночка. Общество его не понимает или вообще отвергает |
Отражает подлинные проблемы общества и содействует его прогрессивному развитию. Одна из разновидностей — натурализм |
Затем следует защита рефератов восьмиклассниками. Домашнее задание: А. А. Кредер, § 33—35; А. Я. Юдовская, § 22—24.