Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование
Страны Запада в конце XIX — начале XX в. - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И КОЛОНИАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Цель урока: дать представление о развитии крупнейших капиталистических стран в указанный период, о возникновении монополий, понимании их сущности.
Основное содержание: Монополии. Типы монополий. Формирование государственного капитализма. Новые формы в системе традиционных социально-экономических отношений. Геополитическая картина мира. Развал «Венской системы». Борьба за рынки. Милитаризм. Гонка вооружений. Неизбежность военных столкновений, начало блоковой политики.
Основные понятия и термины: монополии (картель, трест, синдикат, корпорация, акционерное общество, государственный капитализм)консерватизм, социализм, либеральный социализм.
Оборудование урока: карта «Мир в конце XIX — начале XX в.».
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Новые тенденции в экономическом развитии стран Запада. Работа с понятиями и терминами.
3. Общественная мысль и общественные движения.
4. Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами.
Ход урока
1. Проверка знаний в форме викторины «Кто хочет стать отличником?».
Отборочный тур: расставьте эти латиноамериканские страны по порядку получения ими независимости: Бразилия, Венесуэла, Гаити, Перу. (Гаити, Венесуэла, Перу, Бразилия.)
1. Кто из героев освободительной борьбы латиноамериканских стран носил прозвище Лувертюр — по-французски «начало»: а) Боливар; б) X. Марти; в) Доминик Туссен; г) Хосе Марелос.
2. Какое название носила Боливия до августа 1825 г.: а) Великая Колумбия; б) Верхнее Перу; в) Ла-Плата; г) Новая Гранада.
3. Кто такие льянеросы: а) золотодобытчики; б) земледельцы; в) индейцы; г) пастухи степей Венесуэлы и Колумбии.
4. Какая страна долгое время служила «насосом» для перекачивания золота из Южной Америки в Европу: а) Испания; б) Португалия; в) Франция; г) Англия.
5. Кто из героев русской литературы XIX в. носил шляпу боливар: а) Чацкий («Горе от ума»); б) Евгений Онегин; в) Григорий Печорин («Герой нашего времени»); г) Евгений Базаров («Отцы и дети»).
2. Работа с терминами. Монополия — в буквальном переводе с греческого означает «один продаю». Ситуация на товарном рынке, характеризующаяся наличием множества покупателей и одного продавца. При этом исчезает конкуренция между продавцами, но усиливается конкуренция между покупателями. Продавец в этой ситуации может добиться повышения цены на свой товар. Возможен вариант наличия одного производителя определенных товаров. Отношение к монополиям в разных странах было различным. В Германии монополии поощрялись, в США с ними велась борьба. В отраслях естественных монополий — железные дороги, электро- и газоснабжение — государство их регулирует, например цены на железнодорожные билеты, стоимость киловатт-часа электроэнергии. В истории XIX в. существовали разные типы монополий.
Картель — форма монополистического объединения, участники которого заключают соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы в целях извлечения прибыли. Участники картеля сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность. Существовали картели международные, куда входили фирмы различных стран.Синдикат — одна из форм монополистических объединений, характеризующаяся тем, что распределение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую контору. Участники синдиката сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность. Трест — одна из форм монополистических объединений, в рамках которых участники теряют производственную, коммерческую и частично юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредоточивается в руках правления или головной компании. Акционерное общество — основная организационная форма капиталистических предприятий. Объединяет индивидуальные капиталы путем выпуска и продажи акций. Признается юридическим лицом и отвечает по обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества. Государственный капитализм — комплекс государственных мероприятий, направленных на ускоренное развитие капиталистической экономики. В эпоху домонополистического капитализма государство вмешивалось в экономику с целью ускорения процесса расширения капиталистического производства. В эпоху образования монополий трансформируется в государственно-монополистический капитализм, для которого характерно соединение капиталистических монополий с силой государства. Особенно распространен в отраслях ВПК — военно-промышленного комплекса. Предполагает создание государственного сектора промышленности, транспорта, связи, перераспределяет через государственный бюджет значительную долю национального дохода. Создает разветвленную систему сбора и обработки информации. Имеет место в годы кризисов, необходимости резкого увеличения промышленного производства.
Особенности развития монополий в каждой конкретной стране можно изучить путем работы с учебником, разделив класс на несколько творческих групп по числу изучаемых стран.
Вопросы: какие формы приняли капиталистические монополии в этой стране? Боролось ли государство с монополиями или поощряло их? Почему?
Возможно применить анализ статистического материала:
ДОЛЯ ВЕДУЩИХ ДЕРЖАВ В МИРОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ (в процентах)
|
(Кредер А. А. Новая история. М., 1998. С. 254.)
Вопросы: какие политические процессы обеспечили ускоренное развитие США и Германии к началу XX в.? Почему отстала в своем развитии Англия?
Консерватизм — от латинского «сохраняю, охраняю». Социальная философия, стиль мышления и политическое движение. Возник в XIX в. после краха реакции 20—30-х гг. Консерваторы признают ценности конституционного правления и свободы, но отвергают перемены. Для него характерно преклонение перед традициями. Признает принцип политического равенства.Социализм — идейное и общественно-политическое течение, сторонники которого полагают, что источником несправедливости в обществе является частная собственность или ее неравное распределение. Для создания справедливого общества считают необходимым уничтожить частную собственность, заменив ее общественной. База социализма — промышленные рабочие и часть среднего класса. Либеральный социализм (реформизм) — идейное и общественно-политическое течение, сторонники которого считали, что главная цель пролетарского движения — экономическая борьба за выгодные условия продажи рабочей силы и проведение реформ, с помощью которых можно прийти к справедливому, социалистическому обществу (Кредер А. А. Словарь по новейшей истории. М., 1999).
Далее можно организовать работу с учебником, итогом которой может стать таблица, куда учащиеся внесут сведения об соответствующих организациях и их акциях:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В XIX в.
|
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (в млн. дол. США)
Страна |
Англия |
Франция |
Германия |
США |
Аргентина |
1790 |
400 |
250 |
36 |
Боливия |
2 |
20 |
5 |
11 |
Бразилия |
1120 |
700 |
150 |
28 |
Венесуэла |
40 |
10 |
90 |
8 |
Гаити |
— |
— |
— |
11,5 |
Гватемала |
52 |
— |
— |
36,5 |
Гондурас |
15 |
— |
— |
10 |
Доминиканская республика |
16 |
|||
Колумбия |
35 |
3 |
2 |
21,5 |
Коста-Рика |
35 |
— |
— |
24 |
Куба |
222 |
— |
— |
256 |
Мексика |
795 |
400 |
105 |
54 |
Никарагуа |
6 |
— |
— |
4,5 |
Панама |
— |
— |
— |
13,5 |
Парагвай |
15 |
8 |
2 |
5,5 |
Перу |
128,5 |
10 |
10 |
62,5 |
Сальвадор |
11 |
— |
— |
7 |
Уругвай |
230,5 |
40 |
2,5 |
5,5 |
Эквадор |
14 |
3 |
4 |
9 |
ВСЕГО |
4996 |
1675 |
677 |
1609 |
(Сборник документов по истории нового времени. М., 1989. С. 286.)
Вопросы: какая из латиноамериканских стран была наиболее привлекательна для иностранных инвестиций (вложения капитала)? Чем вы можете это объяснить? При затруднении посоветуйтесь с учителем географии. Подсчитайте общий объем иностранных инвестиций в каждую из этих стран. Попытайтесь определить, что послужило причиной широкого притока иностранного капитала в одни страны и почти полного их отсутствия в другие. Англия вкладывала накануне первой мировой войны капитала в страны Латинской Америки больше, чем Франция, Германия и США вместе взятые. Чем вы можете объяснить этот факт?
Домашнее задание: А. Я. Юдовская, § 15—17; А. А. Кредер, § 23—25. Вычислить объем иностранных капиталовложений в латиноамериканские страны. Закончить таблицу «Общественные движения в XIX в.».