Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование
Франция: от республики к империи - ЕВРОПА В ЭПОХУ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН - МИР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в
Цель урока: государственная власть при Наполеоне I Бонапарте, роль войны в ее существовании, дать представление о личности Наполеона.
Основное содержание: Наполеоновская империя. Роль войны в ее существовании. Непримиримость англо-французских противоречий. Континентальная блокада. Наполеоновские войны и отношение к ним со стороны «малых» народов и «великих» правителей.
Основные понятия: континентальная блокада.
Личность в истории: Наполеон Бонапарт.
Оборудование урока: карта «Европа в годы завоевательных войн Наполеона».
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Наполеоновская империя.
3. Англо-французские противоречия.
4. Наполеоновские войны. Личность императора.
Ход урока
1. Проверка знаний — устный опрос: что такое цивилизация? Какие цивилизации вы знаете? Назовите крупнейшие империи, существовавшие в мире к началу XIX в.? Территории каких государств в начале XIX в. располагались в нескольких частях света? Назовите государства с республиканской формой правления, существовавшие в начале XIX в.?
2. Объяснение вопроса проходит в форме беседы учителя с классом. Своими вопросами учитель старается активизировать память школьников, повторить пройденный в курсе 7-го класса материал, затем перейти от беседы к объяснению нового материала.
Вопросы:
· Когда и каким событием началась Великая французская буржуазная революция? (14 июля 1789 г. штурмом Бастилии — крепости в Париже, превращенной в тюрьму.)
· Когда во Франции была упразднена королевская власть? (21 сентября 1792 г.)
· Когда и почему состоялась казнь Людовика XVI? (21 января 1793 г. за предательство и попытку к бегству из страны.)
· Когда Наполеон захватил власть во Франции 1 (9—10 ноября 1799 г., свергнув Директорию и став первым консулом Франции.)
Далее учитель объясняет, что вскоре после начала французской буржуазной революции некоторые государства Европы — Австрия, Пруссия, Англия — выступили против революционной Франции с целью реставрировать (восстановить) королевскую власть.
Во Франции были предприняты меры по созданию надежной и боеспособной армии и введена всеобщая воинская повинность для мужчин в возрасте от 18 до 25 лет. Уравнение граждан Франции в правах позволило выходцам из простого народа получить доступ к офицерским званиям. Многие из них достигали высоких чинов и званий уже в юном возрасте. Такую стремительную карьеру в ходе революции сделал и Наполеон (см. материал о нем). В 24 года он стал генералом, затем командующим французской армией в Италии.
Захватив власть и став первым консулом, Наполеон фактически подавил французскую буржуазную революцию. Внутренняя политика Наполеона, стабилизация франка, уравнение расходов и доходов бюджета подняли его авторитет. В 1803 г. он провозглашается пожизненным консулом, а в мае 1804 г. — императором Франции.
3. Учитель напоминает, что отношение Франции с Англией обострились в ходе революции, когда 20 июня 1795 г. англичане и роялисты (сторонники восстановления власти короля) высадились в Бретани. 1—2 августа 1798 г. французская эскадра кораблей была уничтожена английским флотом под командованием адмирала Нельсона в Абукирской бухте. В том же году была создана вторая антифранцузская коалиция, в состав которой вошли Англия, Неаполь, Австрия, Россия и Турция. Коалиция просуществовала до 1802 г. Объединения европейских стран против Франции менялись по своему составу, но в них неизменно присутствовала Англия. 12 мая 1803 г. дипломатические отношения между Францией и Англией были разорваны. 2 декабря того же года Наполеон создал в Булонском лагере армию для вторжения в Англию.
Континентальная блокада Англии была объявлена Наполеоном в Берлине 27 октября 1806 г. Суть ее состояла в том, что всем странам континентальной Европы, подвластным Франции, запрещалась торговля с Англией. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде в 1807 г. после встречи Наполеона и Александра I на плоту в Тильзите.
4. Вопрос о войнах Франции раскрывается через самостоятельную работу учащихся с учебником. Прочитав текст параграфа, школьники заполняют следующую таблицу:
НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ
|
Работа с этой таблицей не ограничивается рамками данного урока и будет продолжена на следующих уроках.
Личность в истории.
Наполеон Бонапарт
«Родился 15 августа 1769 г. на острове Корсика в небольшом городке Аяччо в семье адвоката Карло Бонапарте и его жены Летиции. Характер у ребенка был тяжелый. Сам Наполеон писал впоследствии: «Ничто мне не импонировало, я был склонен к ссорам и дракам, я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись. Больше всего приходилось терпеть от меня моему брату Жозефу. Я его бил и кусал. И его же за это бранили, так как, бывало, еще до того, как он придет в себя от страха, я уже жалуюсь матери. Мое коварство приносило мне пользу, так как иначе мама Летиция наказала бы меня за мою драчливость, она никогда бы не потерпела моих нападений».
Наполеон был угрюмым и раздражительным ребенком, но мать любила его, хотя воспитание в семье дети получали достаточно суровое. Семья жила экономно, но без нужды. Отец был добрым и слабохарактерным, а поэтому главой семьи фактически была мать — твердая, строгая и трудолюбивая женщина. Наполеон унаследовал от нее любовь к труду и строгому порядку.
Отец решил дать своим детям французское воспитание. В 1779 г. он отвез старших детей — Жозефа и Наполеона — во Францию, где они учились в Отенском колледже. В том же году Наполеон был переведен в военное училище в г. Бриене в Восточной Франции.
Он и здесь оставался угрюмым и замкнутым мальчиком, который часто раздражался, не искал сближения с товарищами, смотрел на всех без почтения и приязни. Наполеон был не по годам уверенный в себе, несмотря на маленький рост. Его обижали, дразнили, но мальчик дрался яростно и ожесточенно, и вскоре к нему перестали придираться. Учился он великолепно, особенно нравились ему история Древней Греции и Рима. Превосходные успехи были у него также по математике и географии. Так как учителя этой провинциальной военной школы не всегда оказывались на высоте, то пробелы в своих знаниях маленький Наполеон восполнял чтением. Он читал всегда много и очень быстро.
В 1784 г. Наполеон с успехом окончил учебу и перешел в Парижскую военную школу, из которой выпускники-офицеры уходили в армию. В школе преподавали первоклассные специалисты.
Но произошло несчастье — в феврале 1785 г. от рака желудка скончался его отец Карло Бонапарте. Семья оказалась почти без средств к существованию. Поэтому 16-летний юнкер взял на себя заботу о матери, братьях и сестрах. Он закончил короткий годичный курс в Парижской военной школе и 30 октября 1785 г. в чине подпоручика отправился в полк, который стоял на юге, в городе Валенсе.
Молодой офицер жил в постоянной нужде, так как большую часть своего жалованья он отсылал матери. Он не мог позволить себе никаких развлечений, и оставшихся денег ему хватало лишь на скудное пропитание. Единственным его досугом было чтение книг в лавке букиниста. Общества Наполеон чуждался, так как комплексовал из-за плохой одежды, а поэтому запоем и с жадностью читал книги, которые давал ему букинист. Наполеон выписывал из них цитаты и делал заметки у себя в тетрадях» (По материалам «Всемирной истории», Т. 16 «Европа под влиянием Франции». Минск, 1998. С. 74-77).
Вопросы: что нового о личности Наполеона вы узнали из этого отрывка? Каким Наполеон был по характеру? Какие черты характера он получил с детства? Что вам понравилось в юном Наполеоне?
Домашнее задание: А. А. Кредер, § 3; А. Я. Юдовская, § 7.