Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Накануне отмены крепостного права - ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)
Цель урока: охарактеризовать личность Александра II, выявить предпосылки буржуазных реформ в стране.
Основное содержание: Александр II. Подготовка крестьянской реформы.
Личность в истории: Александр II.
Оборудование урока: карта «Российская империя во второй половине XIX в.о».
План урока.
1. Личность Александра II.
2. Предпосылки буржуазных реформ.
3. Подготовка крестьянской реформы.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя: Сегодня мы начинаем изучение одного из самых интересных периодов в истории Российской империи, когда впервые за многовековую историю государства власть готова была цивилизованным путем реформировать экономику и политическую систему.
АЛЕКСАНДР II
«В детстве будущий император был очень плаксивым мальчиком, лил слезы то от радости, то от огорчений. Стал наследником престола 14 декабря 1825-го, в день восстания декабристов. В 1826 г. его наставником стал В.А. Жуковский, который составил программу обучения, рассчитанную с 8 до 20 лет. Александр говорил на французском, немецком, английском и польском языках, изучал историю, географию, математику, химию, технику, политику, философию, овладевал навыками рисования, занимался музыкой и гимнастикой. Сам Жуковский приобщал цесаревича к русскому языку и литературе.
Распорядок дня был следующим: подъем в 6 часов утра, с 7 до 12 — учеба, затем прогулка до 2 часов дня, после обеда вновь прогулка с 3 до 5, после чего с 5 до 7 часов вечера учеба, на гимнастику и игры отводился час, и в 8 часов вечера ужин, а с 10 часов — сон.
К 20 годам, когда было завершено обучение, наследника престола характеризовали здравый смысл, живой ум, чувство долга, благородство, мягкость в обращении, но были и недостатки: нехватка настойчивости, надменность, страсть к спорам, желание всегда быть правым.
В 1837 г. царь совершил более чем полугодовое путешествие по России, первым из Романовых побывав в Сибири, где познакомился с сосланными декабристами, в Вятке встречался с Герценым. На следующий год наследник совершил поездку по Европе. В Лондоне он встретился с Викторией, 18-летней красавицей-королевой. По рассказам очевидцев, 19-летний русский цесаревич влюбился в британскую королеву и даже хотел предложить ей руку и сердце. Но Николай I не дал согласия на этот брак, поскольку Александр был бы вынужден тогда отказаться от российского престола. Но судьбе было угодно, чтобы Виктория и Александр все- таки породнились: один из сыновей Александра женился на дочери Виктории...
После 30-летней николаевской «зимы» с приходом к власти Александра II наступила «оттепель». Был отменен запрет на выезд за границу, перестали принудительно отдавать в солдаты детей разночинцев, сняты ограничения для гражданской службы уроженцев западных губерний, в том числе и Польши, перестал действовать персональный запрет о приеме в университеты более 300 студентов, смягчены полицейский режим и цензура.
Во время коронации 28 августа 1856 г., проходившей по традиции в Успенском соборе Московского Кремля, Александр восседал на престоле Ивана III, а Мария — на престоле Михаила Романова. По случаю коронации была объявлена амнистия оставшимся в живых декабристам, участникам польского восстания 1830—1831 гг., петрашевцам с возвращением титулов и дворянства. Приостановлены на три года рекрутские наборы, списаны недоимки с крестьян. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений.
К марту 1881 г. был готов проект политических преобразований, введение которых означало бы переход страны к конституционной монархии. Был даже отпечатан соответствующий Манифест, подписанный царем и наследником престола. Александр И, проведя эту реформу, планировал впервые в русской истории уйти в отставку, передав власть сыну, а самому со второй женой Екатериной Михайловной и детьми от этого брака уехать жить за границу. Но покушение на царя 1 марта 1881 г. оборвало не только жизнь русского императора-Освободителя, но и изменило ход истории страны.
Две бомбы — Николая Рысакова и Игнатия Гриневицкого — повернули вектор русской истории от демократизации к укреплению самодержавия. По мнению современных врачей, Александр II умер от потери крови. Находись среди охраны царя врач, он сумел бы наложить жгут на раненые ноги и спасти жизнь государя...» (Яковер Л. Б. Занимательные истории...)
Вопросы: почему Николай I, большой поклонник военного дела, дал своему старшему сыну, наследнику престола Александру, гуманитарное образование? Что вас привлекает в личности императора Александра II? Какие мероприятия позволили назвать годы правления Александра II «оттепелью»?
2. Учитель сообщает, что существуют противоположные точки зрения историков по этому поводу. По мнению одних, предпосылками буржуазных реформ являются: экономические процессы, в том числе рост промышленности, внутренней и внешней торговли, которые разрушали феодальную систему и создавали предпосылки капитализма; возникновение революционной ситуации в стране после поражения в Крымской войне, рост крестьянских выступлений.
По мнению других, такими предпосылками являются: внешнеполитические причины, Россия — единственная страна в Европе, где сохранялось крепостное право, не могла соперничать с индустриальными державами, что доказало поражение в Крымской войне. По этому мнению, феодализм еще мог развиваться поступательно, а стихийные крестьянские выступления были разрознены и не носили революционного характера.
3. Вопрос раскрывается учителем в рамках материала учебника, возможно заполнение таблицы:
ПОДГОТОВКА ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
Причины отмены |
Подготовка отмены |
Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Военно-техническая отсталость России Рост крестьянских восстаний Боязнь новой «пугачевщины» в стране |
3 января 1857 г. образован Секретный комитет по данному вопросу под руководством императора 16 февраля 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу 4 марта 1859 г.— при комитете учреждена Редакционная комиссия 28 января 1861 г. проект поступил в Госсовет |
Домашнее задание: П. Н Зырянов, § 15.